арль
11 апр 2012
Поделиться

Путешествия урбаниста: Арль, Прованс

Автор: Александр

Нам очень часто говорят о развитой городской среде и комфорте, с которым живут наши ближайшие европейские соседи. В пример нам ставятся Париж, Берлин и Копенгаген, над которыми трудятся современные урбанисты, получая всё больше аплодисментов от нескончаемого числа туристов.

Но кто из нас знает, как выглядят столь популярные «третьи места» в провинциальных европейских городах? Чем там живет креативный класс? Что представляет собой обычный европейский городок с точки зрения комфортной городской среды?

Я задался этим «профессиональным» вопросом в одной из своих поездок по югу Франции, страны мне непонятной, неизвестной и мною непринятой. Единственный раз до этой поездки я был в Париже 12 лет назад. Город мне категорически не понравился. Я увидел в нем ближайшее будущее Москвы и не увидел французов. Но моя история не о Париже, а о французской глубинке. Французская провинция сегодня представляет для России особый интерес. Мы по примеру Франции хотим довести численность столичной агломерации до 20% от населения страны и хотим гордиться этим сходством. Выходит, что и остальная часть населения, та, что за чертой МКАД, должна ориентироваться на остальную Францию. Мой рассказ как раз о малых городах и деревнях Франции.

Итак, начало марта, провинциальные города на границе двух регионов: Прованс-Альпы-Лазурный Берег и Лангедок-Руссильон: Ним, Арль, Авиньон и совсем маленький Тараскон.

Арль — город на юге Франции с населением в 52 тыс. жителей, по численности находится где-то в конце первой сотни среди французских городов. В регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег, третьем во Франции с числом жителей 4,891 тыс. чел., Арль в десятке значимых городов. Собственно, в Провансе он третий после Экс-ан-Прованса и Авиньона. Типичный провинциальный малый город.

Достопримечательности, краткая зарисовка. В городе есть древнеримский театр, амфитеатр, подвалы римского форума, руины терм императора Константина и еще десяток памятников средневековой архитектуры. Юридически все это вместе – объект всемирного наследия ЮНЕСКО «Римские и романские памятники города Арль». Через город проходит ещё один загадочный объект наследия – «Путь паломников в Сантьяго-де-Компостела на территории Франции». Непосредственно у южной окраины города и до самого Средиземного моря расположился кандидат в объекты наследия ЮНЕСКО – заповедник Камарг. Кроме всего прочего, Арль – это город, в котором случился расцвет творчества и закат жизни известнейшего импрессиониста Винсента Ван Гога. Вот почти весь историко-культурный и природно-рекреационный потенциал.

Певица Ёлка в своей известной песне немного лукавит: «… сел где-нибудь в Париже, а там ещё немного и Прованс». Прованс от Парижа неблизко. Лететь надо через Марсель, а это перелет на юг через всю Францию. От аэропорта Марсель-Прованс еще 40 минут поездом, и мы наконец-то в Арле.

Как театр начинается с вешалки, также и город начинается с вокзала. Сам вокзал в Арле отличается от вокзала 50-тысячного российского городка разве что стройматериалами, да электроникой: табло, автоматы по продаже билетов, но, в целом, – всё то же сонное царство, где трудно увидеть одновременно более 20 человек.

Выходим в город, и уже в этот момент я понимаю главный лозунг нашего путешествия: «Если вы приехали во Францию, это ваши проблемы». Начнем по порядку.

Туристов сразит наповал отсутствие какого-либо транспорта, даже таксистов. Минут через 5 появляется одинокий микроавтобус, да ещё и нужного нам маршрута, это огромная удача. Однако сесть на него нельзя: водительница кэш за проезд не берёт, карты не принимает и нужен проездной билет. Естественно, английский она знать не обязана, и мы, не сумев договориться, выходим из автобуса. Информационный центр закрыт на обед. Хорошо, что в эпоху мобильной связи и интернета задача поиска карты любого места не является проблемой. Вскоре мы уже шагали в сторону центра Арля и нашей гостиницы, гремя колесиками саквояжей по асфальту. На секунду мне подумалось: «Вот он – пешеходный город». Отнюдь, отнюдь…

Город-памятник, город, которому просто на роду написано опустошать карманы щедрых российских, японских, многочисленных китайских и, что труднее, прижимистых европейских туристов. Всего на карте города в качестве памятников, музеев и прочих достопримечательностей отмечены 40 объектов. Прямо как Суздаль, не меньше!

Однако в теплый, но очень ветреный денёк на улицах Арля можно встретить отдельные семейные туристические пары, да случайную группу организованных японцев. Основные посетители памятников – детишки местных школ. В центре города работает не более трех частных гостиниц из полутора десятков.

Конечно во Франции что ни деревня – то тысячелетняя история, но все же плотность памятников на гектар в Арле выше средней по стране, и Ван Гог – это вам не Суриков и не Петров-Водкин. Но даже такой город-памятник не может прокормить себя туризмом, хотя туристический сезон здесь начинается довольно рано.

Чем же живёт Арль кроме очевидной, но на поверку не сильно выгодной туристической деятельности? В городе как минимум три промплощадки или коммерческие зоны. Одна из них – оптово-логистическая, остальные – различные небольшие производства, ремонт сельхозтехники. Скорее всего – ничего серьезного, в отличие от соседнего региона, плотно застроенного нефтехимией. В сервисной сфере – исключительно малый бизнес. В исторической части – частные лавочки, кафе и магазинчики, в основном продающие гламур с местной спецификой, рассчитанный на туристов. Единственный магазин французской торговой сети – поближе к вокзалу. Магазинов международных брендов нет вообще.

Та же картина в общественном питании. В Европе вообще не так много сетевых заведений, а в малом городе их вообще нет. Ресторанов и кафе – с десяток, посетители – в основном местные жители. Режим работы ресторанов подчиняется каким-то правилам, но за неделю в этом разобраться так и не удалось. В мертвый сезон сервисная сфера, в основном, работает в оптимизированном режиме: нет клиента – замок на дверь.

Социальную функцию малого города как центра цивилизации для всей округи – западного Прованса и конкретно Камарка – Арль с успехом выполняет по средам и субботам, в дни ярмарок. Если вы когда-нибудь бывали на Naschmarkt в Вене, вы сможете оценить масштаб явления: рынок в Арле вытянулся вдоль городских бульваров на те же 900 метров и по насыщенности и живописности не уступает субботним  рынкам иных Европейских столиц. Продают китайский ширпотреб, всевозможную снедь, аутентичную сувенирку, галантерею, бижутерию и, конечно же, – местную гастрономию, в которой, на удивление, отсутствует майонез Провансаль. По ту сторону прилавков с “деликатесами” можно увидеть местных французов, а на “всём, что блестит”, специализируются арабы.

Рынок растягивается вдоль всего бульвара, но только по одну сторону. По второй стороне располагается непрерывный ряд питейных заведений – самое интересное и живое общественное пространство в городе. Других, каких-то специально организованных туристических мест в городе просто нет.

Расположение рынков, улиц и площадей в Арле осталось неизменным со времен средних веков. Площадь имени римского форума, которая заполнена туристическими ресторанчиками, площадь перед Hotel de ville, амфитеатр, да бульвар. И еще две с половиной торговые улицы. Это и есть почти весь центр, где обитают туристы.

На самом деле, исторический центр намного больше, но он попросту пустует. Остальной центр – застывшая в XVII веке живописная индивидуальная жилая застройка. Да, да – это именно индивидуальные дома, и не факт, что каждый дом обитаем. В центре есть какие-то офисы, но расположены они не в офисных зданиях, а все в тех же индустриальных. В центральной части есть дворец конгрессов. Как и в больших городах, жить в исторической среде со всеми ее ограничениями, сегодня неудобно и некомфортно – для жизни предпочтительны более новые районы.

Интересно, что столь популярный сегодня креативный класс есть и в Арле – в центре я видел ни одну художественную студию, видел даже какую-то полузакрытую презентацию с фуршетом. Есть попытка реновации под культурный центр на открытом воздухе старых железнодорожных мастерских. К сожалению, пробраться туда не удалось, поскольку всю территорию окружает глухой 3-метровый забор, а железные ворота наглухо закрыты. Художники и прочие креативщики в Арле сегодня могут заполнить 20% этой обширной заброшенной территории.

Провинциальный французский дух удивительно похож на российский. Как и в малых городах в России, здесь вся жизнь подчиняется законам спокойствия и размеренности. Общественная и деловая жизнь более насыщена с утра, достигает апогея в полдень, когда все размещаются в открытых кафе, чтобы пропустить стаканчик и, возможно, немного перекусить, и полностью замирает в 7 вечера. Все друг друга знают, здороваются на улице, гудят клаксонами, бросаются через проезжую часть к знакомым водителям, остановившемся на светофоре.

«Объекты капитального строительства муниципального значения» — за этим бюрократическим термином у нас, градостроителей, скрываются объекты социальной сферы и мне было интересно, как сфера социальных услуг развита во Франции. В центральной части города нет ни поликлиник, ни школ, ни детских садов… Есть пара крупных колледжей – занимают довольно большую площадь. Мне встретился один совсем крошечный детский сад, практически встроенный в жилую застройку, и ничего, что бы напоминало школу – хотя бы начальную. Интересно, что комплекс школа – детский сад удалось увидеть из окна автобуса в совсем небольшом городке где-то между Арлем и Нимом. В Арле большая городская больница расположена на окраине города. Никаких объектов, похожих на поликлиники или медпункты в центре тоже не замечено. Все это вызвано, возможно, тем, что в центре местных жителей не так много и, тем более, немного молодых семей с детьми.

Со спортсооружениями дела обстоят неплохо. Есть футбольный стадион с двумя полями и небольшими трибунами, на глаза попадались ещё несколько футбольных полей, а также крытый спортзал довольно уродливой архитектуры. Все эти спортсооружения находятся в разных новых районах города – поближе к жителям.

В центре Арля совсем нет парков. Только широкий бульвар, полукольцом охватывающий город и упирающийся в реку Рону (примерно как бульварное кольцо в Москве). В нескольких местах бульвар расширяется и как бы заполняет лакуны в исторической застройке – такой вот экологический каркас. Также вдоль бульвара располагаются небольшие детские площадки.

Периферийные жилые районы Арля удалось посмотреть только из окна поезда и автобуса, основными средствами моего передвижения по Провансу. Типовая многоэтажка, равно как и микрорайон, на первый взгляд, ничем не отличаются от отечественных аналогов, разве что площадь микрорайона поменьше, а цвет домов пестрее (еще бы – все-таки это Прованс!). Максимальная этажность достигает семи этажей, типовая – четырех. Также как и у нас, дома стоят вразброс, под любыми углами к улицам, встречаются совсем унылые «бетонные коробки» без балконов – архитектурой это назвать совсем нельзя. Как в лучших традициях советской микрорайонной застройки, посреди двора пестреют веселенькие детские игровые площадки. Поскольку сам я по окраинам не ходил, мне сложно оценить, являются ли эти многоквартирные районы социальным жильём.

Но самое интересное – в городе не ведется никакого жилищного строительства: ни в центре, ни на окраинах – никаких кранов. Возможно, и правда, что численность населения малых городов падает и все переезжают жить в Марсель. Хотя статистика показывает обратное: город медленно, но растет. Я выяснил, что в Арле недавно был закончен крупный проект реконструкции привокзальной территории и построен современный колледж. Отдельно стоящий спортзал колледжа совмещен с автостоянкой на уровне земли, которая обслуживает и учащихся колледжа, и приезжающих-отъезжающих.

Завершить рассказ об Арле хотелось бы транспортной темой. Единственным видом общественного транспорта является автобус. Есть восемь городских маршрутов, которые ходят с некоторой периодичностью, а пригородные работают по согласованному расписанию. Автобусы в Арле отличаются «своими», местными цветами, и для каждой транспортной компании есть свой цвет. Наличие «своих» цветов помогает быстро выделить «чужие» автобусы – это междугородняя сеть, которая в общее расписание никак не встроена. В автобусах ездят школьники и студенты, пенсионеры, почтенные матроны в хиджабах. Водят автобусы молодые смуглые девушки модельной красоты.

Арль – абсолютно автомобильный город. Система стоянок понятна и проста:  около евро за час в центре, и чуть меньше в других тарифных зонах. Автотрафик регулируется ограниченным въездом в историческую часть: улицы перекрыты столбами, которые убираются в мостовую. В местах, где пешеходы делят асфальтированное пространство с автомобилем, негласный приоритет отдается пешеходам.  Таких пространств, что удивительно, очень много, в частности, вся южная сторона бульвара, противоположная той, где арлезианцы пьют вино на солнышке. Здесь нет выделенного пешеходного тротуара – он совмещен со стоянкой и подъездными путями к этой стоянке. Примерно также выглядят и тротуары большинства московских проспектов, только у нас это захват автомобилями пешеходного пространства, а во Франции – симбиоз. В таком же симбиозе работают и улицы, вообще не имеющие тротуаров или с номинальным тротуаром: движение пешехода по проезжей части – нормальное явление. Таких улиц немало, несмотря на то, что зачастую ширина дороги позволяет выделить тротуар, но он по каким-то неизвестным причинам все-таки отсутствует.

К бульвару примыкает многоэтажная стоянка. Подземных парковочных пространств в городе нет. По периметру центральной части на отдаленных «углах» исторической застройки расположены бесплатные стоянки, которые забиты машинами в будние дни и относительно свободны в выходные.

Велосипед здесь, увы, не популярен. Казалось бы, Арль не Копенгаген, снега почти не бывает. Есть транзитная велосипедная дорожка лишь вдоль бульвара, организованных стоянок нет, не говоря уже о прокате велосипедов. Вот и получается, что велосипедистов – не больше, чем в Москве в летний день. На скутерах население вовсе не ездит – только развозчики пиццы и полицейские.

На этом я завершаю свой урбанистический экскурс об Арле, прованской глубинке, тихом и спокойном французском городке. Мне нравится изучать малые европейские города с точки зрения уровня комфорта городской среды. Об этих городах вы вряд ли найдете кейсы в учебниках по урбанистике. Но вполне возможно, что когда матерые урбанисты доведут до совершенства Париж, Берлин и Копенгаген, то придёт час и малых городов, таких как Арль.

Автор — главный архитектор проектов НИиПИ Градостроительства Московской области, член президиумаНП «Объединение планировщиков».

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Путешествия урбаниста: Арль, Прованс»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Serg LtdSerg Ltd 05 сен 2013, 10:25

"Поскольку сам я по окраинам не ходил, мне сложно оценить, являются ли эти многоквартирные районы социальным жильём."

=====================================================================

есть способ легко отличить социальное жильё от не социального: если на балконе вывешено бельё сушиться значит - социальное жильё

француженка никогда не станет напоказ вывешивать своё бельё, арабы легко могут

нам это местные рассказали, думаю им можно верить

Яндекс.Метрика