мюнхен
22 мар 2012
Поделиться

Дилемма Мюнхена: туннель или парк?

Автор: Владимир Бородихин

На севере Мюнхена, в районе Швабинг (Schwabing) простирается магистраль Petuelring. Она является важной, в плане пропускной способности, частью «Среднего кольца» Мюнхена. Ежедневно по этой части Мюнхенской кольцевой автодороги проезжает до 108 тыс. автомобилей в сутки. Этот отрезок магистрали был введен в эксплуатацию в 1961 году. Спустя два десятка лет, в связи с постоянно увеличивающимся автомобильным потоком, в городской администрации заговорили о необходимости строительства туннеля.

В 1990 году после победы партии «Зелёных» на выборах этот проект было решено остановить, несмотря на проделанную работу. В 1996 году на местном референдуме обсуждалось возобновление строительства туннеля. И, так как имеющейся проектной документации было достаточно для начала производства работ, в 1997 был заложен «первый камень». Открытие туннеля произошло 6 июля 2002 года.

Фотография:
architekten24.de

Тем временем, в 1999 году в рамках проекта QUIVID был запущен конкурс на лучший проект в области городского искусства. В Мюнхене при Департаменте строительства с 1985 года ведет работу Комиссия по искусству зданий и общественных пространств (Kommission für Kunst am Bau und im öffentlichen Raum). Их задача — привлекать художников, архитекторов и других представителей творческих профессий для работы в проектах новых зданий, сооружений, элементов благоустройства, что позволяет избегать «однобокости» реализуемых проектов. Можно сказать, что администрация Мюнхена действительно болеет за свой город и считает своей прямой обязанностью создавать облик города во всех сферах жизни. Первое место завоевал проект парка над туннелем Petueltunnel.

План парка Petuelpark

Концепция парка Petuelpark заключалась в создании места отдыха для всех жителей города, вне зависимости от возраста, национальности и физических возможностей. В создание парка были вовлечены не только профессиональные инженеры и архитекторы, но и обычные граждане, особенно жители близлежащих районов, дети, а также инвалиды (слабовидящие, слабослышащие и с ограниченными возможностями движения) из соседнего медицинского учреждения Stiftung Pfennigparade, расположенного через дорогу. Идеи и желания детей, к примеру, были использованы при сооружении игровой площадки с водоёмом. Плеяду профессионалов возглавляло бюро Landschaftsarchiteken Jühling & Bertram.

Фотография:
orphanjones | flickr.com

Длина парка составляет около 800 м, ширина около 60 м, а занимаемая площадь примерно 5.5 га.  Расположение парка на поверхности туннеля, который поднимается над уровнем земли на 3,5 метра, сыграло на руку архитекторам. Благодаря этому Petuelpark проектировался в  нескольких уровнях, что в сравнении с обычными, плоскими парками делает его особенным. На самом верхнем уровне располагаются просторные газоны, аккуратные ряды деревьев, предприятия общественного питания. Наклонные пандусы и  плоские террасы с газоном  соединяют верхний уровень с остальными: на юге располагается канал Nymphenburg-Biedersteiner, а с северной стороны спортивные и игровые площадки. Таким образом, парк находится как бы в ,текучем состоянии», постоянно меняя свои геометрические характеристики.

Парк как единое целое состоит из зон различной функциональности. Это игровые площадки для детей младшего и среднего школьного возраста, места для приема солнечных ванн и релаксации, дорожки для пеших прогулок и велосипедной езды, места для встреч — рестораны и кафе, небольшие сады, малые архитектурные формы, объекты искусства и так далее. Нижняя часть парка — это прекрасная зона для спокойного отдыха, в то время как верхняя часть больше предназначена для активного времяпрепровождения.

Фотография:
orphanjones | flickr.com

Petuelpark выступает в роли связующей материи соседних районов, разделенных магистралью Petuelring, в роли своеобразной площадки для взаимодействия горожан. С северной стороны парка располагается учебное заведение Lion-Feuchtwanger-Gymnasium. Учащиеся в любое время могут наблюдать замечательный вид из окна.

Фотография:
mniederhuber | flickr.com

Говоря об окружении Petuelpark, можно сказать, что оно его достойно. На западе располагается штаб-квартира BMW и их музей BMW Welt, на востоке — небоскрёбы Highlight Towers. Что ещё нужно? Южная сторона парка тоже «прикрыта» группой жилых многоэтажных зданий, похожих на стопки бумаги. Все это означает, что во время прогулки по парку можно насладиться не одним десятком изумительных видов.

Фотография:
Вид на Highlight Towers

Еще важно сказать, что Petuelpark — это первый парк в Мюнхене, основным наполнением которого является искусство в различных своих воплощениях. На таком относительно небольшом пространстве располагается почти десяток уникальных инсталляций от дюжины художников со всего мира.

Даже система освещения парка создавалась как предмет искусства. Для её создания был приглашен Дитмар Тантерль (Dietmar Tanterl), признанный мастер работы со светом. Его концепция заключалась в том, чтобы спроецировать на поверхность парка потоки движения автомобилей, проходящие под ним, показать многоуровневость, «слоистость» парка. Но так же важно было создать не просто очередной элемент искусства, а полноценную систему освещения территории парка. Благодаря сотрудничеству с компанией OSRAM, одним из серьезнейших разработчиков инноваций в сфере энергосбережения приборов освещения, задуманное удалось воплотить с помощью 72 стелл, каждая из которых оснащена двумя или четырьмя лампами XENARC.

Фотография:
osram.fr

Строительство этого музея под открытым небом заняло 2 года. Летом 2002 года, практически сразу после открытия Petueltunnel, начались работы по сооружению подпорных стенок, завозился грунт и плодородная почва. С осени этого же года начались работы по прокладке канала (Nymphenburg-Biedersteiner-Kanal). Своё начало канал берёт у озера Швабингер (Schwabinger See). Длина участка канала от озера до парка около 600 м. Далее водоем повторяет контур южной стены парка, а затем магистрали Petuelring, в конечном итоге впадая в озеро парка Олимпийских игр (Olympiapark). Общая длина этого «спутника парка» почти 2700 м. Данное решение с водными объектами весьма впечатляет. Это говорит о высоком уровне проработки объектов благоустройства не только парка, но и местности вокруг него. Объединить в одну систему существующие малые водоемы, находящиеся в городе и окруженные застройкой — очень мудрый ход. Остальное время заняло озеленение, высадка деревьев, прокладка дорожек и т.д. Торжественное открытие парка было назначено на 27 июня 2004 года. Стоимость строительства составила ориентировочно 10,9 млн. евро.

Фотография:
stilangel | flickr.com

В 2005 году по проекту архитектора Уве Кисслера (Uwe Kiessler) было построено кафе Ludwig, занимающее центральное место в парке. Вместе со стальным мостом архитекторов Auer и Weber, кафе стало второй «изюминкой» парка.

Фотография:
orphanjones | flickr.com

Petuelpark очень удачно вплетается в районную структуру озеленённых пространств. Линейный парк над туннелем плавно трансформируется в Luitpoldpark, тоже весьма интересный в своем наполнении, а на восток Petuelpark переходит в зеленую полосу Oberhoferplatz.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Дилемма Мюнхена: туннель или парк?»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика