нью-йорк
29 фев 2012
Поделиться

Новая жизнь: Как в Нью-Йорке железную дорогу превратили в парк

Автор: Владимир Бородихин

Рассказом об удивительном преображении заброшенной железной дороги в роскошный парк мы начинаем рубрику «Новая жизнь», в которой будем исследовать проекты реновации заброшенных мест и превращения их в притягательные общественные пространства.

30-е годы, Манхэттен. Побережье реки Гудзон захвачено заводами и промышленными предприятиями. Три района – Meatpacking District, West Chelsea и Hell’s Kitchen (Clinton) – объединяются железной дорогой The High Line.

Её преимущество в том, что полотно было поднято на 30 футов. Это было необходимым, поскольку первая железная дорога укладывалась на асфальт и 10-я авеню снискала славу «Авеню Смерти» из-за частых аварий грузовых поездов с участниками дорожного движения.

Новая ветка было проложена «сквозь здания», прямо через квартал, вразрез существующей сетке улиц. Это было сделано для того, чтобы избежать негативных последствий при возведении железной дороги подобно «открытому метро», над улицей. В 1980-ом году по железной дороге The High Line проехал последний поезд из трех вагонов с замороженными индейками (исторический факт), после чего дорога была заброшена. В середине 80-х группа собственников земель, по которым проходит железная дорога, выступИла за снос конструкции. Почти в то же время гражданский активист Питер Облетц (Peter Obletz) обращается в суд с требованием сохранить железную дорогу и восстановить сообщение на линии. Пятилетняя тяжба в суде не принесла ничего.

Следующая веха в истории The High Line — это 1999 год. На собрании, посвященном будущему The High Line, рядом садятся два ранее незнакомых человека — Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд. Только они в этой дискуссии выступали за сохранение железной дороги, так как все остальные участники встречи были за ее разрушение. Осенью этого же года Роберт и Джошуа создают объединение под названием «Friends of the High Line», целью и миссией которого было сохранение железной дороги. В его состав вошли представители бизнеса, профессиональные дизайнеры и активные граждане окрестностей. «Мы просто хотели, чтобы эту дорогу не снесли», — говорит Хэммонд. Железная дорога оставалась этаким «динозавром» из прошлой эпохи посреди изменивших облик районов Meatpacking и West Chelsea, с множеством ресторанов, дизайнерских бутиков, галерей и музеев. Конечно, сохранение этого сооружения станет только первым шагом в создании нового общественного места.

После теракта 11 сентября 2001 года Дэвид и Хэммонд уже готовились к тому, что их проект забудется, так как у населения будут гораздо более важные цели по сравнению с восстановлением заброшенной железной дороги. Но, благодаря растущему интересу к планированию и дизайну городских пространств, к проекту создания нового общественного места вновь повернулись лицом.

Пережитая катастрофа подтолкнула людей к созиданию, к новым идеям, и в марте 2002 года сообщество «Friends of the High Line» впервые получает поддержку властей — Городской Совет выступает за повторное использование железной дороги. В октябре 2002 года FHL в своем исследовании доказали экономическую эффективность парка тем, что налоговые поступления от вновь создаваемых общественных мест будут больше затрат на его строительство. Мэр Нью-Йорка, Майкл Блумберг, в отличие от своего предшественника Рудольфа Джулиани, более благосклонно отнесся к проекту нового использования железной дороги и предложил финансовую помощь. Это упрочило надежды Джошуа и Роберта в то, что создание нового общественного пространства на основе старой железной дороги вполне достижимо.

Проект по преобразованию железной дороги все сильнее волновал мировое сообщество дизайнеров и архитекторов. В 2003 году Friends of the High Line провели «Конкурс идей». Жюри пришлось оценивать 720 работ из 36 стран, так что этот проект по праву можно было назвать международным. Это показало высокую степень вовлеченности как профессионалов, так и обычных граждан, которые хотели внести свою лепту в улучшение. Главной целью этого конкурса было не только выявление лучшего архитектурного решения, но и поиск наиболее смелых, оригинальных и инновационных идей, которые бы помогли создаваемому парку быть катализатором более масштабных изменений городской среды окрестностей. Возможно, благодаря привлечению внимания большого количества людей, реконструкцией территории начали заниматься власти Нью-Йорка. В 2003 году был представлен проект развития района для Meatpacking District, а в 2005 для West Chelsea и Hell’s Kitchen. В июле 2003 года FHL уже вместе с городскими властями выступали в Совете по на земному транспорту (Surface Transportation Board) за повторное использование железной дороги.

С марта по сентябрь 2004 года производятся поиски проектной группы для High Line. В результате рабочая группа выглядит так: James Corner Field Operations (фирма, специализирующаяся в ландшафтном проектировании), Diller Scofidio + Renfro (архитектурное бюро), а также эксперты в области садоводства, инженерных коммуникаций, безопасности, технического обслуживания, паблик-арта и др.

В сентябре 2004 года власти штата Нью-Йорк, города Нью-Йорк и представители железнодорожной компании CSX Transportation, Inc. ведут переговоры в  Совете по на земному транспорту о переводе железной дороги в собственность города.

План расположения парка The High Line

Зеленая линия обозначает уже введенные в эксплуатацию 1-ую и 2-ую секции, серым – строящаяся 3-я секция парка

Финансирование строительства нового парка при его сметной стоимости $153 млн в размере $112,2 млн производилось из городского бюджета. Федеральный бюджет выделил $21,4 млн.  ”Друзьям The High Line” пришлось найти оставшиеся $19,4 млн и взять на себя большую часть операционных расходов. В апреле 2005 года на выставке в Музее Современных Искусств демонстрируется эскизный проект будущего парка The High Line. Ноябрь 2005 года ознаменован окончанием процесса по выводу железной дороги из собственности CSX Transportation, Inc. в муниципальную собственность. Также было подписано соглашение между властями города и и железнодорожной компанией по вопросам использования приобретенного объекта.

Подобно закладке первого кирпича при строительстве здания, в апреле 2006 года был снят первый рельс и обозначено начало «перерождения» железной дороги. Работы по ремонту несущих конструкций, их очистке, прокладке дренажных систем, а затем и собственно парковое строительство длились почти три года.

История парка The High Line. Читает Итан Хоук.

Когда первая секция нового парка была торжественно открыта для публики 9 июня 2009 года, строительные работы не прекращались, и 8 июня 2011 года была открыта уже вторая секция The High Line.

Дизайн парка

На сайте имеется весьма занятная интерактивная схема парка.

Со дня открытия The High Line сразу стал главной достопримечательностью города и поток туристов был нескончаемым. Сейчас, по отзывам жителей Нью-Йорка, “в этот парк стоит идти, если вы не хотите постоянно сталкиваться с туристами”. По мне так кажется, что путешествующие люди, уже зная о всеобщей нелюбви к ним, просто хорошо маскируются под аборигенов. Пока не заговорят, конечно. Еще говорят, что зимой парк особенно прекрасен. Лучшим очерком о парке я считаю следующий: “It is a wonderful urban oasis combining the best of the industrial and the natural worlds” (Это великолепный городской оазис, совмещающий в себе лучшие черты природы и техники).

Фотография:
Iwan Baan

В газете New York Times от 14 июля 2010 года была опубликована статья о том, что успешный пример парка The High Line заставляет многие города воспроизвести у себя что-либо подобное. Перечисляются города: Детройт, Чикаго, Филадельфия, Нью-Джерси. Посмотреть на “урбанистическое чудо” и пропитаться атмосферой приезжали специалисты из Роттердама, Гонконга, Сингапура, Иерусалима. Говорит Алан Гринбергер, отвечающий за экономическое развитие г. Филадельфии: “Многие люди отмечают впечатляющий экономический успех этого проекта и хотят иметь такой же в своем городе, но другой вопрос в том, смогут ли они его повторить?”. С большой долей вероятности предполагая, что Роберт Хэммонд и Джошуа Дэвид в свое время почерпнули вдохновение из Promenade Plantée (парк в Париже, построенный на железнодорожном виадуке в 1993 году), можно сказать, что сам по себе проект повторного использования заброшенных сооружений и территорий может быть применен в любом городе при продуманном и грамотном подходе.

Фотография:
Iwan Baan

В январе 2012 года авторитетный журнал Travel+Leisure включил парк The High Line в десятку самых популярных достопримечательностей мира. Теперь этот парк стоит рядом с Эйфелевой башней, Статуей Свободы, Биг Бэном, Колизеем и т.д. Всего три года понадобилось, чтобы парк, построенный на заброшенной железной дороге по инициативе двух людей, приобрел всемирную известность.

При подготовке материала использовались источники:

  1. http://ngm.nationalgeographic.com/2011/04/ny-high-line/goldberger-text/1 (статья Пола Голдбергера “Miracle Above Manhattan” в журнале National Geographic, April 2011)
  2. http://www.thehighline.org/ (официальный сайт парка)
  3. http://www.yelp.com/biz/the-high-line-new-york (отзывы о парке The High Line)
  4. http://www.nytimes.com/2010/07/15/arts/design/15highline.html (статья в газете New York Times)

Фотографии взяты с thehighline.orgbeautyofnyc.orgarchitecturelinked.comanimalnewyork.com.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Новая жизнь: Как в Нью-Йорке железную дорогу превратили в парк»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика