париж
09 фев 2012
Поделиться

Научная фантастика под Парижем: Массовое жилое строительство и постмодернизм

Автор: Арина Миксюк

Парижские пригороды известны своими массивными жилыми комплексами, построенными в пятидесятые и шестидесятые годы. Монофункциональные кварталы окружены открытыми пространствами в стиле господствующей в то время модернисткой идеологии, именно они открываются взору иностранных туристов прибывающим в Париж, по пути из аэропорта Руасси — Шарль де Голль или аэропорта Орли, как на фото Сарселя ниже.

Менее известной, но не менее впечатляющей, пожалуй, была последующая волна строительства в пригородах Парижа в семидесятых и восьмидесятых годах. В ответ на принципы модернизма, новое жилищное строительство характеризовалось возвратом к классическим архитектурным формам и декоративным элементам. Группа молодых архитекторов хотела избежать простой «функциональности» модернизма, воспользовавшись новыми градостроительными планами семидесятых. Так проект «villes nouvelles» (новые города) дал им возможность реализовать свои новые идеи. Используя передовые  технологии, они стремились показать, что строительство массового жилья с уникальными дизайнерскими элементами возможно по разумной цене благодаря стандартизации производства.

Я решил отправиться в однодневную прогулку, чтобы своими глазами увидеть реализацию идей архитекторов и у меня создалось впечатление, что они сошли с ума и никто не смог остановить их … я был прав. Вот несколько фотографий.

Лез Эспас д`Абракса (1982, Нуази-ле-Гран)

Комплекс Les Espaces d’Abraxas  был спроектирован испанским архитектором Рикардо Бофиллом как обитаемый памятник в «новом городе» в Марн-ла-Валле. Комплекс из 591 блока состоит из трех основных частей: девятнадцати этажного жилого дома Палацио; полукруга с секциями для квартир и открытой площадью в центре, называемого театром и центральной арки, на подобии триумфальной, в которой находится 20 квартир.

Центральное пространство представляет собой округлую площадь и покрыто газоном, оно как бы защищено окружающими зданиями, что предает ему вид всеобъемлющего театра на открытом воздухе. Мастерски выполненные железобетонные конструкции и  система сборных фасадов сделали возможным использование комплексного и сложного архитектурного стиля. Хотя методология строительства Лез Эспас д`Абракса связана с предыдущими проектами Бофилла, ансамбль был, тем не менее, первой попыткой использовать в пространстве конструкции столь гигантских размеров. Эта  альтернатива стандартизированному и анонимному строительству в пригородах явилась примером того, как архитекторы могут использовать различные масштабы архитектуры: от концепции базовых объемов сложного дизайна фасадов до городской мебели. Неоклассические элементы в архитектуре жилых комплексов возникают как попытка повысить престижность социального жилья.

Арены Пикассо (1985, Нуази-ле-Гран)

Не так далеко от Лез Эспас д`Абракса находятся Арены Пикассо. Центральное строение имеет форму восьмиугольника с двумя круглыми четырнадцати этажными частями, расположенными друг на против друга. Внутри здания разбит зеленый парк с большими фигурными скульптурами в центре.  Комплекс включает в себя 540 жилых помещений, детский садик, среднюю школу и несколько удобных магазинов. Испанский архитектор Маноло Нуньес Яновски придерживался  постмодернистской традиции и намеревался порвать со стандартизированной функциональностью архитектуры модерна. Общее оформление весьма символично – два округлых элемента конструкции выровнены параллельно экватору и предназначены  представлять колеса перевернутой колесницы. Повторение в дизайне избегается благодаря массе архитектурных деталей напоминающих эстетикой арт-деко то ли индейцев, то ли ацтеков.

Лё Виадук и Лё Тампль (1982 г. и 1986 г., Монтиньи-ле-Бретонё)

Рикардо Бофилл задумал Ля Сурдери как огромный жилой ансамбль «нового города» Сан-Кентин-ен-Ивелин, чтобы «превознести ежедневную жизнь» жителей. Бофилл намеревался привнести чувство места через дизайн, закрепившийся в местных традициях. Он  черпал вдохновение из французской исторической архитектуры: проект Лё Виадук порожден замком Шенонсо, а прототипом окружающего сада  и искусственного центрального озера были французские сады неподалеку от Версаля). Затем он спроектировал Лё Тампль  основанный на местном греко-римском наследии (он считал его основанным на афинском Парфеноне). Завершенный в 1986 году, усовершенствованный вид «Версаля для народа» обдумывался его создателем. Соединяя исторически сложившиеся архитектурные формы с такими передовыми техническими конструкциями, как сборные элементы и архитектонический фундамент, Бофилл хотел  совершить революцию с помощью доступного жилья и позволить каждому жить в частице искусства.

После посещения этих мест, чувствуешь себя вдалеке от того Парижа, который известен всему миру. Точнее, кажется, что померещилась частичка будущего, которое не наступит никогда.  Не стоит удивляться тому, что в фильме режиссера Терри Гиллиама, Лез Эспас д`Абракса выбран как фон для знаменитого фильма «Бразилия», где сатирический взгляд на бюрократию предугадывает  дисфункцию будущего мира.

Все же стоит признать, что эти здания достигли задуманной цели – сделать возможным быстрое обеспечение жильем большого количества людей по умеренной цене. Но здесь царит сложно описываемая атмосфера растерянности и скуки. Разрушение сборных частей здания, как и недобросовестный уход на протяжении тридцати лет, привели к тому, что декоративные элементы стали выглядеть, как дешевая версия самих себя. В конце концов, эти проекты были очередной утопической попыткой модернистов найти решение экономических и социальных проблем с помощью новых архитектурных проектов. Фокусируясь исключительно на форме, они не смогли создать чувство места, порождающее почти живую окружающую среду. Лё Виадук, к примеру, воплощает образ идеализированного соседства с большими зелеными пространствами без машин, но в целом кажется лишенным важнейшей составляющей городской жизни. Однако это будет нечестно в данной дискуссии не принимать во внимание мнения самих жителей. Несколько лет назад муниципалитет Ноуази-ле-Гран рассматривал возможность сноса Лез Эспас д`Абракса, но ввиду яростной борьбы со стороны жителей сообщества вопрос был закрыт. Не смотря на жалобы касательно бесчеловечных масштабов зданий, плохое обслуживание, нехватку, расположенных по близости магазинов, обитатели комплекса кажутся парадоксально привязанными к своему месту жительства. Бесспорно, что, даже устарев, эти здания оставляют пищу для размышления градостроителям и дизайнерам.

 

Автор: Шарль Антуан Перро

Перевод: Арина Миксюк

Оригинал на английском доступен тут: http://untappedcities.com

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Научная фантастика под Парижем: Массовое жилое строительство и постмодернизм»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Андрей Ш.М.Андрей Ш.М. 09 июл 2014, 14:18

Ля Сурдери - поиск не даёт результатов. В оригинале как?

Яндекс.Метрика