москва
18 дек 2014
Поделиться

Этот город в огне: ночная подсветка Москвы

Автор: Ольга Рафаева

Через год завершатся работы по архитектурно-художественной подсветке Москвы. Пятилетнюю программу подсветки с 2011 по 2016 годы утверждал Сергей Собянин. Заказчик — Департамент топливно-энергетического хозяйства. Эта концепция — первая попытка создать ночную атмосферу всей столицы в едином стиле. Ольга Рафаева для UrbanUrban подвела промежуточные итоги проекта.

Фотография:
Департамент топливно-энергетического хозяйства

Первые результаты в прямом смысле этого слова ослепляют. Городские власти в опубликованной концепции «единой светоцветовой среды города Москвы» не скрывают, что опираются на западный опыт. Оно к лучшему: собственных наработок у города почти нет. Обычно проблем с разработкой концепций в России не возникает: проблемы появляются на стадии реализации и использования объектов. В концепции есть много хороших слов: «Необходимо обеспечить разработку единого колористического и светового паспорта». Или: «обеспечить контроль за стилевыми решениями всех видов освещений». И, наконец: «Основная задача светового оформления города — вызывать радость и будоражить чувства». В художественной подсветке Москвы можно выделить несколько основных блоков.

Мосты

Не так давно была презентована подсветка 17 мостов на Москве-реке, Водоотводном канале и Яузе, для которой были использованы 4,5 тысячи светодиодных светильников. Еще на пяти мостах, радостно сообщают чиновники, старые лампочки заменили на новые, чтобы было не только красиво, но и экономично с точки зрения потребления энергии. Все светильники сделаны на Лихославльском заводе светотехнических изделий «Светотехника» в Твери, известном как BL Trade; радость от использования отечественной продукции обеспечена. По некоторым данным, владеет производством бывший губернатор Калининградской области и руководитель государственной налоговой службы Георгий Боос.

Логика украшения мостов проста: чем ближе к Кремлю, тем теплее цвет. Каждый цвет — это оттенок драгоценного камня или минерала. Во время поиска нужных оттенков разработчикам пришлось хорошо изучить энциклопедию камней. Таким образом, каждый мост в ночи становится уникальным. Большой Москворецкий мост «продолжает» архитектуру Кремля, а потому подсветка выдержана в кирпичных тонах с переливами золотых и красноватых оттенков. Крымский мост излучает тёплый белый цвет, похожий на цвет кварца. Большой Каменный отливает золотом. Москворецкий — опалом. Затея удалась: мосты светятся, выделяют в ночной панораме контуры рек, их переливы отражаются в воде. Все оттенки тёплые, поэтому не давят на человека.

Фотография:
Департамент топливно-энергетического хозяйства
Подсветка Крымского моста

Шоссе

Шоссе выглядит, как в Средневековье. И это не про состояние российских дорог. Суровая архитектура Ярославского шоссе и Проспекта мира от Третьего транспортного кольца до МКАДа в ночи теперь выглядит очень по-французски. Средневеково-французски. Секрет — в серых фасадах зданий, которые в ночи при тёплой рассеянной золотистой подсветке отдаленно напоминают замки на холмах. Сами авторы подходят более прагматично: «акцентное освещение» прописано в концепции как один из стимулов к развитию ночного и иностранного туризма и повышению товарооборота.

Дебют шоссейной подсветки состоялся в июне 2014 года. На участке протяжённостью в 11,5 километра установили больше 7,5 тысяч светильников и проложили 200 километров кабельных линий. Подсветка появилась на девяти десятках зданий. Это первая в столице магистраль с архитектурно-художественной подсветкой, которая доходит до МКАД. Признаться, из машины всё выглядит немного красивее, чем при пешей прогулке: глазу удаётся объять всю панораму.

Чуть позже «премьеры» на Ярославском направлении власти презентовали подсветку на Каширском и Варшавском шоссе. В программу архитектурного освещения входят также Кутузовский проспект, Можайское шоссе, Ленинградский проспект, Рублевское шоссе, Ленинский проспект, Шоссе Энтузиастов.  

Фотография:
m24.ru/Михаил Сипко

Пешеходные зоны

Пешеходные зоны, конечно же, попали в программу. Например, на Маросейке и Покровке уже на 19 зданиях установлена художественная подсветка. Однако хотя подсветке на Покровке нет ещё и года, в конце улицы, в разрисованном крымскими пейзажами дворике, уже не работает четверть светильников, окаймляющих дорожки.

Светодиодные гирлянды развешены и в парках, скверах и на бульварах Москвы. Многие обратили внимание, когда плачущие алмазными слезами деревья появились на Тверском бульваре. Когда они появились на Никитском, многие удивились. Когда сквер с памятником Иосифу Бродскому утонул в красно-синих лампочках, многие уже огорчились. Вряд ли идея усыпать непрестанно мигающими гирляндами все скверы и бульвары столицы пришла в голову архитектору. Но как сказал в прошлом году заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков, «От такой красоты у человека поднимается настроение».

Фотография:
Департамент топливно-энергетического хозяйства
Ночная подсветка Садового кольца

Садовое кольцо

Венчающие части зданий на Садовом кольце выделены тёплым и насыщенным золотистым цветом. Предполагалось, что золотой цвет в окаёмке зданий по всему кольцу метафорично и физически соединит строения вдоль магистрали в круг. Другие элементы тех же зданий подсвечиваются рассеянным белым цветом. Отдельно выделены пояса, широкие простенки, колоннады, арки и другие архитектурные элементы декора.

Без накладок, правда, не обошлось. Например, источники света на доме №18 на Садовой-Спасской улице понатыканы неряшливо и невпопад. Само свечение при этом остается приятным, но в целом здание не смотрится выигрышно. В концепцию подсветки попали также Тверская улица, Новый Арбат, Якиманка, прилегающая к Кремлю территория.

От керосина к диодам

Первые уличные фонари в Москве установили только в конце 1730 года только ради света, чтобы уменьшить количество убийств и грабежей. Процесс был непривычным и трудоёмким. До изобретения электричества Москва тускло мерцала в свете ламп и фонарей на растительном масле, позже — на керосине и газе. Потом появились электрические лампы. Советская Москва желтела в свете натриевых ламп. Отдельные здания, например, сталинские высотоки или Останкинская башня, во времена СССР имели художественную подсветку, но это были единичные случаи. Приход светлого будущего обозначили светодиоды.

Преимущества подсветки мегаполисов очевидны: город становится ярче, число преступлений сокращается, показатели по автомобильным авариям ползут вниз. Единая стилистика воспитывает вкус и избавляет москвичей от визуального хаоса. Вечерний и ночной туризм растёт. Иностранный, кстати, тоже, а вместе с ними и доходы города. Падает уровень депрессии и утомляемости в зимнее время. Социальный престиж города повышается. Пока рано говорить о западном уровне, заявленном в московской концепции освещения, и, хотя многие её части были реализованы, где-то это было сделано в спешке и без учёта специфики тех или иных зданий или мест.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Этот город в огне: ночная подсветка Москвы»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика