москва
21 ноя 2013
Поделиться

Игра в городки

Автор: Анна Гусева

Городская среда, проектирование, урбанистика — эти понятия уже вошли в повседневной словарь, но далеко еще не каждый взрослый может четко объяснить, что это такое. Оказалось, что теперь есть места, где можно все тонкости выяснить наверняка, правда, при условии, что вам не больше 15 лет. Организаторы смены "Урбанистика" Городского лагеря ЗИЛ и детского лектория Политехнического музея рассказали, как это сделать.

Что такое урбанистика? Мнения расходятся даже по поводу того, где ее изучают — на гуманитарных факультетах или на технологических? Это новый метод дизайна пространства или способ познания мира? «Сейчас урбанистикой называют всё, что про города, — размышляет Ярослав Ковальчук, прочитавший курс по урбанистике в детском лектории Политехнического Музея. — И исследования, и проектную деятельность, и работу с людьми. Думаю, со временем терминология выкристаллизуется, но пока я даже боюсь использовать слово “урбанистика”». Пётр Мазаев, придумавший смену «Урбанистика» в летнем лагере ДК ЗИЛ в 2013 году, однозначно считает, что урбанистика — это гуманитарная наука, так как это «наука про людей во всех смыслах. Про людей, которые построили этот город, и про людей, которые живут в этом городе и продолжают наделять его смыслами». И более того, у нее есть шанс, более чем у других наук оправдать гуманитарные науки перед человечеством. Так как именно урбанист на вопрос «Зачем вы нужны?» может ответить: «Я делаю жизнь лучше».

Пётр Мазаев по образованию историк, начал преподавать в гимназии на Отделении теории и истории мировой культуры (ОТИМК) гимназии №1514, еще во время учебы в МГУ им. Ломоносова, где ему поручили готовить прогулки со школьниками, но не просто экскурсии, а настоящие исследовательские выезды. Ездили в Торжок, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Тутаев, Касимов и многие другие. Школьники делились на группы, одна из которых проводила интервью с местными жителями, другая изучала историю, треть работала над визуальным образом города. Но «не хватало методологии, чтобы свести всё это в один продукт» рассказывает Петр. Скачок произошел случайно, когда в историчке как-то случайно попалась интересная статья про Лондон в журнале Urban studies. Потом были книги Джейн Джекобс, Паперного, Гройса, Глазычева, Топорова и других. «Я решил применить некоторые из их методов и теорий в наших поездках. В потом оказалось, что ребята после наших поездок лучше ориентируются в Питере и Касимове, чем в Москве. И мы решили, что пора начинать здесь».

Петр Мазаев, основатель и руководитель «Лаборатории культурных проектов», руководитель смены «Урбанистика» для городского лагеря в Культурном центре ЗИЛ. Круглый год ездит на велосипеде и носит шляпу.

«Изучение города — дополнительный стимул для развития рефлексии и восприятия себя как части городского пространства, в котором мы все живем, — считает руководитель ОТИМКа Владимир Глебкин, который поддержал начинание Петра в гимназии. — Этот курс направлен на преодоление инерции очевидности, то есть учит останавливаться там, где другие проходят мимо».

Те же цели были в летнем городском лагере Культурного центра ЗИЛ. «Мы хотели поговорить с детьми о городе, о том, как он функционирует и из чего состоит, как его можно менять, и почему это важно делать», — рассказывает Дарья Грач, куратор Городского лагеря ЗИЛ.

Но рассказ об истории градостроительства или города «не зажигает» детей, что было обнаружено еще в гимназии. Лучше всего действует выход в город, и особенно для младших школьников. Необходимо, чтобы была «возможность "непосредственного" контакта с материалом, соотнесение новой информации с личным опытом ребёнка, с его кругом интересов, практическая деятельность с результатом, который можно увидеть» — говорит педагог Светлана Светова, которая специально адаптировала идеи для ребят помладше. «И это был высший пилотаж», — добавляет Пётр.

В смене собрались ребята от 9 до 15 лет, но по большей части это были ученики 5-6 классов, которые еще не могут долго заниматься одним и тем же, так как детям нужно часто переключаться, объясняет Светлана. «Нельзя заставлять увлекаться и мы всегда прислушивались к атмосфере в группе и готовы были поменять план занятия или дня с учётом реакции детей». Как оказалось, можно говорить о сложном простыми словами, но иногда бывают и сюрпризы.

«Когда я разделил ребят на несколько групп для проведения натурного обследования с подсчётом пользователей двора, — рассказывает социолог, научный сотрудник Высшей школы урбанистики Петр Иванов, — то некоторые восприняли это как соревнование "кто больше пользователей насчитает". Но это тоже весело».

Василий Дубейковский
Руководитель CityBranding

«Школьники понимают гораздо легче, чем взрослые. Они мыслят не захламляя свое сознание взрослыми недугами и стереотипами. Никогда прежде не видел в одной аудитории столько любителей Москвы. Я рассказывал то же, что и взрослым, но старался термины не употреблять. В долгосрочном плане школьники вообще самая главная аудитория для любого явления, претендующего на повсеместное распространение».

Еще в гимназии, вместо уроков в классе стали выходить в город. «Школьники, как и все подростки, которым надо куда-то ехать в воскресенье, поначалу смотрели на меня как на психа, потом привыкли». В детском лагере смена длится не несколько месяцев, а всего лишь 12 дней, в которые надо было вместить всё, что обычно проходили за две четверти. Для этого разделили весь курс на три части по три дня. Каждый модуль посвятили одному из возможных подходов к изучению города — архитектурно-планировочному, социологическому и культурологическому. Оставшиеся дни остались на знакомство, подготовку и презентацию проектов. Собрав программу концептуально, стали звать лекторов на конкретные темы. В результате собралась команда, которой может позавидовать хороший ВУЗ: Игорь Волков из Мультимедиа Арт Музея, Егор Котов и Петр Иванов из Высшей Школы Урбанистики, Василий Дубейковский из CityBranding и Евгения Столярова из Московского архитектурного института. Какие-то идеи приходили спонтанно, например, «почитать на крыше ЗИЛа с ребятами постарше первую страницу “Бедной Лизы” Карамзина, где описывается открывающийся вид на Москву».

Специфика летнего лагеря в том, что туда приходят самые разные дети — и те, которых родители специально привели на эту программу, и те, которые просто рядом живут. Помимо городской тематики все ещё много танцевали, так как организаторы поставили задачу сделать так, чтобы дети были все время заняты, но при этом не складывалось ощущение школы. Было решено занять их всякими городскими танцами от бранлей и контрдансов до буги, твиста и зумбы. «Дети стонали, конечно, но на финальном вечере в итоге сами упрашивали потанцевать ещё».

Как и любой серьезный воркшоп 12 дней смены завершились презентацией проектов. «Дети поразили не только гостей, но и нас самих своими итоговыми проектами», — признается Светлана Светова. Оказалось, что обсуждать со школьниками серьёзные и конкретные проблемы не только очень интересно, но может привести и новым неожиданным решениям. Например, после выхода на Театральную площадь дети предложили не просто сузить проезжую часть Моховой в пользу пешеходной зоны, но и выпустить в этом месте реку Неглинку из трубы.

«К концу смены казалось, что по мне каток проехался, но все же было видно, что мы работали не зря, — вспоминает Петр. — Всё получилось настолько удачно, что сохраненные и развешенные по "штабу" листы с рисунками и чертежами лекторов производили на приходивших в конце смены родителей такое сильное впечатление, что они сами подходили с вопросами типа "А можно мы сами придем послушаем?"».

Светлана Светова
Специалист МГПУ и фонда «Культура детства»

«Урбанистика — это предмет, которого нет в школах, поэтому он одинаково нов и для младших, и для старших: в этом было наше преимущество, почти не приходилось разделять смену на группы. А запомнилось постоянное ощущение "нахождения на передовой": всё происходит здесь и сейчас, всё меняется, всё может провалиться, а может превратиться в феерию. Всё зависит от нашей находчивости, подготовленности и контакта с детьми».

Архитектор Ярослав Ковальчук, преподаватель в МАРШе, не собирался становиться лектором для детей и вести занятия с подростками. Всё получилось случайно. Правда, время от времени он вёл детскую секцию на выставке нон-фикш, куда его приглашали друзья. А потом появился детский лекторий в Политехническом музее. «Лекторию политехнического музея уже больше ста лет, но не было лекций для детей, — рассказывает Татьяна Рябухина, куратор лектория. — В нем затрагиваются все науки, и мы решили, что и мы сделаем также».

Архитектор Ярослав Ковальчук рассказывал о городах в детском лектории Политехнического Музея. Работал в мастерской А. Бродского, сейчас работает в НИиПИ Генплана г. Москвы

«Вначале страшно было. Очень, — признается Ярослав. — Они маленькие — сложные. Страшно, но потихоньку начинаешь понимать, как с этим быть». Основная аудитория была 8-12 лет. Поэтому занятия проходили, конечно, не в форме классической лекции, когда лектор говорит, а аудитория его затаив дыхание слушает, а в форме диалога. «Постоянный интерактив, вопросы, ответы. Всё время в диалоге», — рассказывает Ярослав. Но главное, чтобы было понятно. Поэтому названия у лекций были лаконичные, например, «Жилые дома и зелень в городе».

Татьяна Рябухина
Куратор Детского Лектория Политехнического Музея

«Может быть урбанистика и не очень сильно популярна или модна среди родителей, но поскольку она актуальна, мы решили ввести ее в наш курс лекций. Особенность нашего лектория, что основная аудитория дети до 12 лет. Они например, могут здорово описывать, исследовать но им еще трудно анализировать. Как только начинается рефлексия, так пропадает всякий фан, поэтому мы много разговаривали, обсуждали и рисовали. Главное, чтобы было понятно. Ярослав рассказывал о "людях и улицах" — это всем понятно, а от "понятно" до "интересно" очень близко».

«С маленькими, на мой взгляд, лучше делать какие-то дизайнерские штучки — нарисовать, слепить, а что-то более сложное, где требуется анализ — это лучше с детьми постарше». Если в зимней школе в Пущино, где Ярослав вел группу, которая в течении нескольких недель исследовала Пущино и сделала проект, то в лектории каждая лекция заканчивалась своим модулем. Ребята объединялись в группы и рисовали. Потом каждая команда представляет свои результаты, а их «коллеги» задают вопросы. Могут присоединиться и родители. «Мы очень поощряем, чтобы родители тоже участвовали в наших занятиях, ведь не все же специалисты по урбанистике, — говорит Татьяна. — Когда родители тоже слушают, то они могут уже разговаривать с детьми на одном языке и развивается диалог родителей и ребенка».

На вопрос, а нужно ли загружать такими серьезными проблемами как транспорт и экология таких маленьких граждан, Ярослав уверенно отвечает: «Нужно. Такие занятия совершенно необходимы любому человеку, чтобы понимать как устроены улицы и как устроены дома». Очень часто, делится он своим опытом уже взаимодействия со взрослой аудиторией, приходится объяснять самые азы и базовые знания. «В школе есть уроки физики, где проходят, что Земля круглая. И людям уже не нужно этого доказывать заново, хотя на вид Земля и плоская. Сейчас нам пока приходится объяснять самые базовые вещи и доказывать, что земля круглая».

Ребята, посещавшие лекции или летнюю смену по урбанистике уже вряд ли спутают, чем дорога отличается от улицы. «Из образования следуют и идеи гражданского общества, — завершает наш разговор Ярослав. — Когда люди не знают, что принадлежит им, а что нет. Например, не знают, должны ли им фасад ремонтировать в доме, или они сами. А это отражает в какой степени люди, отвечают за свой дом, за двор, а значит и в какой степени они могут управлять городом, в котором сами они живут».

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Игра в городки»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика