москва
18 мар 2014
Поделиться

Чему учат новых лидеров территориального развития

Автор: Лера Чубара

В ноябре центр территориальных инициатив «Архполис» совместно с архитектурной школой МАРШ и Академией народного хозяйства РАНХиГС запустил образовательную программу «Новые лидеры территориального развития». UrbanUrban подготовил серию материалов о том, как проходит учёба, чем занимаются студенты и что должно получится в итоге.

Отличительная черта и главная проблема территориального развития России —  неравномерность. Несмотря на рост государственных инвестиций в регионы, столица продолжает оттягивать на себя капитал и трудоспособное население. Дефицит заметных точек роста вне пределов Московской области специалисты «Архполиса» связывают с недостатком кадров — молодых энергичных людей, обладающих знаниями и навыками, которые позволили бы им взять на себя роль лидеров в региональных проектах. Разработанная ими программа «Новые лидеры территориального развития» задумывалась как производство этих самых дефицитных кадров, «пассионариев» и «прогрессоров», которые будут не только генерировать идеи и смыслы, но смогут построить экономически устойчивые модели развития территорий.

Как устроено обучение?

Главное достоинство программы  — принципиальная ориентированность на практику. Она строится вокруг реальных кейсов: промзоны «Автомоторная» (Москва), городов Яхрома (Дмитровский район, Московская область), Торжок (Тверская область), Дзержинского (Калужская область) и Луховицкого (Московская область) районов. В ходе обучения студенты проходят два теоретических и один практический курс. Курсы разбиты на пять модулей: «Анализ», в ходе которого студенты подробно исследуют выбранный кейс; «Концепция», в ходе которого нужно предложить общую идею проекта развития выбранной территории; «Разработка» — программирование развития территории; «Реализация» — детализация этапов воплощения концепции; «Коммуникация» — продвижение проекта.

Специально подготовленный для программы курс «Управление развитием территорий» курирует Сергей Георгиевский, директор департамента государственно-частного партнёрства, аналитики и права АНО «Архполис».

 
Сергей Георгиевский
Директор департамента государственно-частного партнёрства, аналитики и права АНО «Архполис»

«Наша программа организована таким образом, чтобы мы могли сфокусироваться не на проблемах, которые мешают развитию территорий, а на возможностях, которые у нас есть, чтобы их развивать. Мы изучаем и анализирует доступные инструменты и возможность их применения. Основная задача курса «Управление развитием территорий» состоит в том, чтобы научить студентов комплексному подходу в управлении процессом территориального развития, предложить возможные модели социальной, экономической и ресурсной устойчивости. Но в то же время способность комплексно видеть развитие территории невозможна без критической оценки её потенциала и перспектив, и поэтому мы в ходе нашего курса внимательно анализируем российский и зарубежный опыт, учимся оценивать риски».

Второй теоретический курс — «Развитие городской среды и планирование». Важным элементом здесь является обучение построению диалога с местными сообществами, а так же навыкам инвестиционного и рыночного анализа. Куратор — архитектор и урбанист, руководитель проектной мастерской №3 Института Генплана Москвы Юлия Панкратьева.

Полученные знания студенты применяют на практике в территориальных мастерских, которуе курирует Олег Гончаров, директор центра территориальных инициатив «Архполис» и Алекс Столярик, директор образовательной программы «Новые лидеры территориального развития». Основной принцип здесь — командная работа, а результат — реальный проект для реального кейса, который включит в себя мастер-план территории, социально-экономическое обоснование выбранной концепции и график реализации проекта.

Студенты и эксперты

В ходе всего обучения студентов консультируют приглашенные эксперты, среди которых ректор Московской архитектурной школы МАРШ Евгений Асс, художник Николай Полисский, заместитель директора департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Герман Ветров, директор «Архполиса» по региональному развитию Свят Мурунов, профессор London Metropolitan University Марк Бреарли.

После каждого модуля запланирована стратегическая сессия, на которой студенты представляют результаты работы не только преподавателям и экспертам, но и непосредственным стейкхолдерам: владельцам размещенных на территориях предприятий, чиновникам и активистам местных сообществ.

Хотя у некоторых студентов уже есть опыт участия в реализации городских и территориальных проектов, это не было обязательным условием для поступления. Мультидисциплинарность программы предполагала участников с разным образованием и профессиональным опытом, поэтому в числе 24 студентов оказались художники, архитекторы, девелоперы, менеджеры и маркетологи. 

Aнтон Колобахин
Дизайнер, студент программы «Новые лидеры территориального развития»

«Я решил поступить, так как мне был интересен опыт «Архполиса» — играя роль медиатора между властью, бизнесом и сообществами, он реализует уникальные проекты. Менеджмент территорий — это перспективное направление, большой и интересный рынок, где пока что мало игроков. С точки зрения содержательной части, образовательный процесс построен очень здорово, приятно удивил уровень экспертов — это всё практикующие профессионалы высокого класса. Должен признать, что поначалу нам попросту не хватало знаний, чтобы правильно формулировать адресованные им вопросы. Мы узнали, как работают изнутри такие крупные институции, как «Внешэкономбанк», Институт Генплана, поняли на каких принципах строится государственно-частное партнёрство. Команды формировались на основе личного интереса к тому или иному кейсу, но по ходу их состав немного корректировался, для того, чтобы объединить людей с разной профессиональной подготовкой. У нас были специальные тренинги для совершенствования навыков командной работы, некоторые довольно экстремальные. Например, как-то вечером накануне выходного каждая команда получила своё — абсолютно безумное — задание: сфотографироваться с живым медведем, найти экзотический музыкальный инструмент, собрать жетоны на метро из других городов России и так далее. Всё это нужно было выполнить к утру, и, как ни удивительно, почти все справились».

В конце февраля прошла стратегическая сессия по результатам второго модуля, на которой команды студентов представили концепции развития каждой из территорий. Она стала первой «проверкой реальностью» для предложенных идей — на сессии присутствовали не только преподаватели и эксперты, но и те, кто имеет непосредственное отношение к территории и заинтересован в её развитии: местные бизнесмены, чиновники и активисты. О том, что будущие лидеры территориального развития придумали для московской промзоны, читайте на следующей неделе.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Чему учат новых лидеров территориального развития»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика