04 апр 2014
Поделиться

Студенты программы НЛТР предложили концепцию развития промзоны «Автомоторная»

Автор: Лера Чубара

Вскоре после начала занятий студенты программы «Новые лидеры территориального развития» разделились на 5 команд. Каждой из них достался свой «кейс» — территория, которую нужно исследовать, чтобы определить потенциал её развития и придумать, как этот потенциал реализовать.

Студенты работают с пятью территориями, из которых только одна находится в столице. Это «производственная зона №45 “Автомоторная”», расположенная на севере Москвы. Там находится автомобилестроительное, ракетное и химическое и другие производства. Площадь промзоны составляет 282,39 га, что в десять раз больше территории Кремля.

В течение первого образовательного модуля Мария Виноградова-Франк, Надежда Киселёва, Антон Колобахин, Елена Гладкая, Анастасия Осипова и Ян Ярмощук подробно изучили территорию промзоны, её историю до XV века, существующие застройку и производства, структуру занятости, цены на недвижимость в районе, транспортное сообщение и связь с другими частями города. Используя полученную информацию, студенты произвели SWOT–анализ — один из методов аудита территории, основанный на выявлении сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз для развития.

Территория находится в Москве — это неоспоримый плюс. Он означает и высокую стоимость «актива», и наличие целевой аудитории для будущего проекта развития. Среди недостатков — низкая транспортная доступность, зловещий образ промзоны и отсутствие точек притяжения. С другой стороны, «Автомоторная» попадает под действие сразу нескольких постановлений и целевых программ: постановление Правительства Москвы «О территориях промышленных зон города Москвы», федеральная целевая программа для наукоёмких предприятий, реконструкция малого кольца Московской железной дороги — всё это должно обеспечить достаточный объем государственных инвестиций. В то же время, внешней угрозой развитию территории оказывается загрязнённость индустриальных земель, наличие санитарно-защитных зон и изношенных линий электропередач.

Алекс Столярик
Директор образовательной программы «Новые лидеры территориального развития»

«Создавая эту программу, мы представляли, что будущие лидеры территориального развития будут активно взаимодействовать с властью, бизнесом и местными сообществами, но в то же время останутся независимыми, чтобы эффективно играть роль медиаторов или посредников. Поэтому предложенные концепции разработаны с позиции, которая учитывает интересы всех стейкхолдеров в равной степени».

Основная задача, которая стояла перед командой, заключалась в том, чтобы «оживить» территорию уже сейчас, подготовить почву для будущего преобразования промзоны в один из центров притяжения полицентричного города. И если для решения транспортного вопроса необходимо прямое участие властей, то другие проблемы могут быть решены силами собственников производств и активистов местного сообщества.

Фотография:
Дмитрий Федотов

Например, можно попробовать превратить депрессивную индустриальную среду в качественный городской ландшафт с функциональными общественными пространствами.  Начать стоит с простого: при помощи художников превратить заборы, которые в изобилии присутствуют на территории, в объекты уличного искусства; устроить фестиваль городских видов спорта в декорациях промзоны, использовав мощности существующего производства железобетонных конструкций.

Следующий шаг — обустроить зелёную зону с «экстрим-парком» вдоль реки Лихоборки. Создать на территории «Инженерную слободу» с офисами и мастерскими, где возрождались бы традиции мануфактурного производства. Это поможет ревитализировать территорию, которая в настоящий момент существует как слепое пятно на карте города, невидимое даже для жителей соседних районов.

Антон Колобахин
Студент программы

«Хотя мы работали над стратегией долгосрочного развития «Автомоторной», создания там полноценной комфортной городской среды, нашей основной задачей было придумать, что можно предпринять прямо сейчас, чтобы запустить процесс ревитализации и как привлечь туда людей до начала развития жилой инфраструктуры».

Долгосрочная стратегия развития промзоны охватывает период до 2035 года, когда всё новое жильё будет сдано в эксплуатацию. Первые шаги в сторону оживления могут быть предприняты уже этим летом: создание объектов стрит-арта и граффити, установка палаток с уличной едой, выставки и спортивные события. До 2020 года будет обустроен парк вдоль реки, c 2016 по 2022 будет проводится спортивный фестиваль, а с 2016 по 2025 — действовать «Инженерная слобода».

Создание современного городского района на месте действующей промзоны — сложный, амбициозный и всё еще достаточно экзотический для России проект. Как водится, за вдохновением команда «Автомоторной» обратилась к лучшему зарубежному опыту.


В 1991 году в немецком Дуйсбуйге территория бывшего сталелитейного завода была превращена в индустриальный ландшафтный парк, где теперь промышленная архитектура начала XX века существует в окружении деревьев и цветов. В 1997 году правительство Гамбурга приняло решение превратить огромную территорию городского порта в процветающий многофункциональный район Хафенсити, к архитектуре которого приложили руку Херцог и де Мёрон, Эрик ван Эгераат, Ричард Мейер, Дэвид Чипперфилд и Рем Колхас. В 2002 году в Осло было завершено строительство нового городского квартала Тьювхольмен, расположенного на насыпном мысе, уходящим вглубь Осло-фьорда. Квартал, в котором есть офисы и жильё, поделён на сегменты каналами, а в число местных развлечений входит пляж и музей современного искусства.

Надежда Нилина
Урбанист, преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ

«Видно, что ребята проделали большую работу, но у меня всё же сложилось впечатление, что они провели на территории недостаточно времени: их попытки найти то уникальное, на чём можно было бы построить новую мифологию места, нельзя назвать удачными. Вообще у предложенной стратегии есть название — это проект джентрификации. Есть определённый алгоритм, по которому она осуществляется. Обычно это три этапа: первый этап — проникновение на территорию, «первооткрытие». Здесь должны действовать пионеры — свободные, независимые художники и творческие люди, которые самостоятельно осваивают пространство. Второй этап — на территории начинают появляться более официальные институции и объединения, и только потом приходят девелоперы. Кроме того, большинство предприятий в промзоне закрытые именно потому, что это токсичное производство. К сожалению, я не услышала конкретных предложений, что с этим делать. Но вообще проект чрезвычайно амбициозный, и мне очень хочется посмотреть, каков будет следующий шаг».

На территории есть несколько стратегических предприятий, которые создают, по выражению команды, «научно-производственный контекст развития». На базе наукоёмких и высокотехнологичных производств можно запустить образовательные программы, в том числе детские — вроде тех, что есть в «Эксперементариуме» на Бутырской улице. В НИИ им. Кельдыша, который разрабатывает космические установки и производит ракетные двигатели, можно устроить музей, а в партнёрстве с Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильным и автомоторным институт ом «НАМИ» проводить авторалли.

Олег Варвара
Руководитель проектов ООО «Нордстар Девелопмент», инициатор проекта ревитализации промзоны «Автомоторная»

«Район сложный, это видно сразу. Основная трудность состоит в том, чтобы совместить действующее производство с качественной средой, которая будет создана на месте депрессивных территорий. Я полностью разделяю и поддерживаю идею созданиея рекреационных зон и образовательных центров. Думаю, через 4-5 лет уже можно будет приступать к строительству жилья».

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Студенты программы НЛТР предложили концепцию развития промзоны «Автомоторная» »

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика