08 апр 2014
Поделиться

Что читать: «Города-бунтари: от права на город к урбанистической революции» Дэвида Харви

Автор: Елизавета Тарасова

UrbanUrban запускает рубрику «Что читать», где мы будем публиковать рецензии на книги, которые рассказывают о разных подходах к осмыслению города и объясняют, почему одни города красивы, удобны и безопасны, а другие нет, и отчего одни градостроительные проекты оказываются успешными, а другие с треском проваливаются. В первом выпуске: «Города-бунтари: от права на город к урбанистической революции» Дэвида Харви — книга о том, как города становятся целью и средством классовой борьбы в современном мире и почему настоящий революционер должен быть немного урбанистом.

Дэвид Харви — американский исследователь британского происхождения, географ, один из ведущих мировых социальных теоретиков, профессор антропологии и географии в Городском университете Нью-Йорка. Его работы в разное время были посвящены  вопросам неолиберализма, влияния капитала на развитие городов, вопросам методологии социальных исследований. Харви также является активным участником Международной организации Общественного Участия, которая нацелена на создание комфортных условий жизни людей в рамках государства и общественных институтов.

«Города-бунтари» были написана после серии городских восстаний 2011-2012 годов, которые охватили европейские страны, а затем распространились по всему миру. Ключевые понятия этой книги — «городские восстания» или «урбанистические революции». Дэвид Харви пытается показать: большинство восстаний, вспыхнувших в разное время в Нью-Йорке, Париже, Шанхае, Сиэтле, в Мехико и других городах были вызваны недовольством условиями жизни, работы, окружающей средой, высокими ценами на жилье, коммодификацией городского пространства, а также исключением отдельных сообществ из городской жизни. Именно город, по мнению Дэвида Харви, является одновременно и местом современной классовой борьбы, и целью этой борьбы — объектом желания различных классов.

В начале книги Харви ностальгически описывает облик Парижа начала двадцатого века с его уютными улицами, многочисленными фасадами, украшенными цветами, с людными площадями, представляет, как горожане собираются на террасе за чашкой кофе, гуляют по аллеям, сидят на набережной. Это своего рода идеал городского пространства: город действительно принадлежит людям, является для них комфортным местом жизни, отдыха и работы.

Именно город, по мнению Дэвида Харви, является одновременно и местом современной классовой борьбы, и целью этой борьбы.

И вот эта идиллическая картина сменяется другой, менее радужной: невзрачная типовая застройка Левого берега, осыпающиеся здания Белльвиля,  коммодификация улиц города, отсутствие публичных пространств — таков облик современного Парижа. Там, как и в других городах, в наше время пространство монополизировано небольшой группой людей, в чьих руках сосредоточена большая часть капитала и частной собственности. В этих условиях большинство людей оказываются отстраненными от принятия решений относительно того, в каком городе они будут жить, и отчуждены от городских благ.

Харви пытается найти объяснение таким изменениям городов, и вот что он обнаруживает. Во-первых,  крупные предприниматели, столкнувшись с проблемой инвестиций избыточного капитала, в один прекрасный момент поняли, что его можно эффективно вкладывать в развитие города. Вторая причина изменения городов связана с тем, что местные власти все чаще вступают в гонку за возможность получить часть муниципального бюджета на программы развития. Считается, что это привлечет бизнес, будет способствовать улучшению инфраструктуры, а также поможет в создании новых рабочих мест. Парадоксальным образом города пытаются привлечь инвестиции, спекулируя своими культурными особенностями или богатым историческим прошлым. Культурные особенности выставляются напоказ и поддерживаются «городскими девелоперами», и именно на них зачастую делают ставку в погоне за капиталом. Однако, после долгожданного прихода инвестиций национальные меньшинства и исторические артефакты зачастую исключаются из пространства города или становятся чем-то вроде экспонатов в музее, которые уже не могут функционировать привычным образом. Этот процесс Харви остроумно называет «диснеификацией».

Харви пытается найти основания и способы сопротивления безжалостному капиталу. Вопрос о том, в каком городе мы живем, считает он, нельзя отделить от вопроса, какими людьми мы хотим быть, на какое качество жизни мы претендуем, и какие социальные отношения мы ценим. И здесь, как раз Харви делает несколько важных методологических замечаний, которые и служат фундаментом для новых оппозиционных движений.

Первое требование, которое должно быть выдвинуто оппозиционными движениями — это право на город.

Маркс считал, что при капитализме революционным потенциалом наделен только рабочий класс. Харви же настаивает на том, что мы должны расширить своё представление об этом классе: не только рабочие на фабрике могут заявлять о своем недовольстве. Строители, которые непосредственно участвуют в развитии городского пространства, рабочие социальных служб, обеспечивающие нормальное функционирование города и другие горожане, чья жизнь связана с низкооплачиваемым трудом, также должны выйти на баррикады. Пролетариат в наше время сменяется прекариатом. Так на каких же основах необходимо строить современную оппозиционную политику? Он считает, что культурные особенности могут стать адекватным основанием прогрессивных оппозиционных движений: историческое и культурное наследие, национальные особенности – вот что может объединить разрозненные группы рабочих, привести их к состоянию классового самоосознания. И первое требование, которое должно быть выдвинуто оппозиционными движениями — это право на город, а если говорить точнее — право жить в комфортных домах, в комфортном городском пространстве, а при самом удачном раскладе — участвовать в планировании города. Именно это требование может стать первым шагом к осмысленной революционной политике.

Помимо теоретических рассуждений и полемики с классиками левой теории Марксом и Лефевром, в книге  содержится анализ конкретных городских восстаний: от Большевистской революции до движения Occupy Wall Street. Более того, автор предлагает концепцию взаимного влияния финансовых и урбанистических кризисов, в частности на примере экономического кризиса 2008 года. Анализируя предыдущие кризисы, он предостерегает нас от новых, поэтому текст книги «Города-бунтари» можно рассматривать, в том числе,  как рецепт против новых негативных изменений в рамках городской среды. А можно — как руководство к действию для тех, кто осознаёт необходимость мирным или революционным путем вернуть себе «право на город». 

Цитаты

1
Идея о праве на город возникает не из теоретических фантазий и выдумок. Прежде всего, она появляется на улицах, в городских кварталах в безнадежные времена как крик угнетенных людей о помощи и поддержке.
2
Важный и постоянно распространяющийся труд по обустройству и поддержанию городской жизни все чаще характеризуется незащищенностью, временной и плохо организованной работой. Традиционный «пролетариат» заменяется «прекариатом»
3
Вопрос о том, в каком городе мы хотим жить нельзя рассматривать отдельно от вопроса о том, какими людьми мы хотим быть, каких социальных отношений мы ищем, и какими эстетическими ценностями мы обладаем.
4
Возможно, Лефевр был прав более сорока лет назад, настаивая на том, что революция в наше время должна быть либо городской, либо ее вообще не должно быть.
5
Подобно заявлению Маркса, который представлял сокращение длины рабочего дня как первый шаг на пути революционного движения, требование вернуть каждому право на жизнь к комфортном жилье в комфортной окружающей среде может быть первым шагом на пути к осмысленному революционному движению в наши дни.

Выходные данные

Название: Rebel cities: from the right to the city to the urban revolution.

Автор: David Harvey

Издательство: Verso

208 стр.

ISBN 978-3-89955-495-3


Книгу Дэвида Харви «Города-бунтари: от права на город к урбанистической революции» можно купить здесь

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Что читать: «Города-бунтари: от права на город к урбанистической революции» Дэвида Харви»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Andrey PopovAndrey Popov 20 мая 2014, 11:56

отменная книга!

Яндекс.Метрика