04 июн 2014
Поделиться

Что читать: «Новая география рабочих мест» Энрико Моретти

Автор: Дмитрий Сиваев

Энрико Моретти — один из ведущих экономистов университета Беркли. Как академический исследователь Моретти уже всем всё доказал, поэтому понёс своё знание в массы. «Новая география рабочих мест» — хороший пример того, как надо переупаковывать годы академических исследований в лёгкую для восприятия книгу.

Первая глава книжки, кажется, переписана из Глейзеровского «Триумфа города». Обе книги рассказывают грустную историю упадка индустриальных мегаполисов США, где вплоть до 70-ых годов ковалась американская мечта. Но дальше пути двух авторов расходятся. Глейзер разбирает город на запчасти, показывая, как разные детали этого сложного механизма взаимодействуют и почему у одних городов они работают лучше чему у других. Моретти же смотрит на города как на призму, в которой наилучшим образом можно рассмотреть феномен перехода к постиндустриальной экономике.

Главную идею книги  можно передать одним простым примером, который приводит Моретти: несмотря на то, что почти все из 634 деталей, из которых состоит айфон, произведены за пределами США фирмами-подрядчиками, калифорнийской компании Apple всё равно достаётся $321 от розничной стоимости каждого из устройств. Эта доля столь велика, потому что в мире, где производственные связи почти не знают границ, именно креативная составляющая продукта, а не железо, из которого он ковался, добавляет основную часть стоимости. В то время, как одни города стали центрами производства идей, другие слишком долго уповали на конвейерные ленты как главные источники богатства. В итоге даже в пределах США разрыв в благосостоянии между городами, производящими новые идеи и кующими сталь, превратился в настоящую пропасть.

Моретти показывает, что Сан-Франциско богаче не только потому, что компании вроде Google платят своим сотрудникам хорошие деньги, но и потому, что уборщики, официанты и сантехники в Сан-Франциско зарабатывают больше, чем люди аналогичной квалификации в Детройте или прославленном в сериале «Во все тяжкие» Альбукерке, штат Нью-Мехико. Всё дело в том, что креативные работники сегодня в цене. Они любят работать вместе, поэтому и кучкуются в определённых городах, зарабатывают там хорошие деньги, и тратят их в ресторанах, химчистках и прочих учреждениях, повышая, таким образом, общий уровень доходов.

Не избегает Моретти  и вопроса о том, почему в одних городах инновационная экономика процветает, а в других нет, и отвечает он на этот вопрос куда более развёрнуто, чем автор концепции «креативного класса» Ричард Флорида, хотя половину ответов он, видимо, списал у все того же Глейзера (ну не обойтись тут без классической теории агломерации и обмена идеями).

Наиболее любопытны в книге два сюжета. Первая — про роль случайности в жизни города и про то, как выбор Биллом Гейтсом места жительства сделал один город второй столицей технологических инноваций, а другому оставил лишь славу центра производства метамфетаминов. Другая история — про Берлин, который уже лет двадцать, как «секси», но так и остаётся бедным.

 

Цитаты

1
В последние годы уровень преступности в разных городах менялся по-разному. В Бостоне и Нью Йорке он падает, а в Детройте растёт. В конечном счёте все различия в социальных факторах — по сути лишь яркое отражение различий в состоянии экономик городов.
2
Стартапам по прежнему важно находится рядом с венчурными инвесторами, и ни скайп, ни мобильные телефоны не смогли изменить этот факт. Именно поэтому технологические индустрии по прежнему настолько сконцентрированы в пространстве.
3
Близость к университету не гарантирует процветание города. Университеты могут быть важной составляющей инновационной экономики, если они встроены в общую инновационную экосистему, другими составляющими которой являются узко специализированные и высококвалифицированные работники и вспомогательные сервисы.
4
Есть два способа радикально повысить качество человеческого капитала: вложиться в школьное и университетское образование или открыть границы для высококвалифицированных иммигрантов.
5
Комфортный образ жизни помогает городу привлекать талантливых работников, но сам по себе он не может стать фактором, благодаря которому город в упадке преобразится и станет процветать.

Выходные данные

Название: «The New Geography of Jobs»

Автор: Enrico Moretti

Издательство: Mariner Books; Reprint edition (March 19, 2013)

Язык: английский

304 стр.

ISBN-10: 0544028058

ISBN-13: 978-0544028050

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Что читать: «Новая география рабочих мест» Энрико Моретти»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика