санкт-петербург
13 июн 2014
Поделиться

Ты это маме будешь рассказывать: как устроен «Упсала-цирк»

Автор: Анна Гусева

Питерский «Упсала-цирк» — социальный проект для «трудных детей» —  пока явление уникальное не только для России, но и для Европы тоже. О том, как живёт  и к чему стремится «цирк для хулиганов», рассказывают его создатели и участники.  

Фотография:
Антон Иванов

Идея приобщать городскую шпану к цирковому искусству принадлежит Астрид Шорн. Сегодня она известный социальный педагог в Германии, а 14 лет назад была стажером, которая каталась на цирковом одноколесном велосипеде по Невскому проспекту с красным клоунским носом. Лариса Афанасьева, бессменный директор и режиссер «Упсала-цирка», вспоминает, что она тогда только закончила своё образование  и долго себя искала, «я задавала себе вопросы, хочу ли я заниматься театром, каким театром, нравится ли мне это. Но точного ответа я не могла найти, а когда мне рассказали про Астрид  и её идею — точный ответ был найден даже не за одну секунду, а за долю секунды. Прошло вот уже 14 лет и с этим однозначным ответом я до сих пор живу».

Идея Астрид была простой — организовать цирковую школу для подростков, на которых в обычной школе уже давно поставили крест и записали в хулиганы. Школу для любых подростков, не взирая ни на какие физические данные. Так родился «Цирк для хулиганов» или «Упсала-цирк», образованный от английского ‘упс (oops)’.  «В этом словосочетании — «Цирк для хулиганов» основополагающим является не «цирк», а «хулиган», — размышляет вслух Лариса. — Для нас принципиально, чтобы хулиганы не вызывали жалость. Хулиганы должны научиться гордиться собой, но не в смысле «гордыни», а от слова «уважение». Наша задача пробудить это хулиганство как свободную энергию и уважение к себе, уважение к людям. Это наш самый главный принцип».

Фотография:
(с) «Упсала-цирк»

Не смотря на юный возраст самих артистов-участников – от 8 до 18, да, и,  в принципе, совсем  далёкий от солидности и чопорности вид его руководителей,  «Упсала-цирк»  может дать фору многим профессиональным коллективам.  За 14 лет работы у них за плечами уже более 500 гастролей по всей Европе, что с точки зрения логистики было всегда намного легче, чем организовать гастроли по России. «Но два года назад мы  познакомились с Евгением Горькаевым, который делает «Душевный базар», — говорит Лариса, — И вместе с ними придумали проект «Сила мечты» — наши гастроли по России. Мы уже побывали в Красноярске, Новосибирске, в Сочи и Краснодаре, в Ростове-на-Дону, и осенью поедем на Урал. Мы всегда вызываем невероятное удивление зрителей, которые не ожидают такого спектакля, от цирка и от социального проекта. Мы их вдохновляем.  И в этом наша миссия».

Все гастроли осуществляются в дни школьных каникул, единственное исключение придется сделать в январе следующего года, поскольку «Упсала-цирк» — единственный не профессиональный цирк — приглашен как участник  на один из самых престижных смотров современного циркового искусства, проходящий в Марселе в 2015 году.

Лариса Афанасьева
Режиссер и директор «Упсала-цирк»

«В нашей стране надо выглядеть немного бедненько, чтобы считаться социальным проектом. У людей есть стереотипное понимание, что если социальный проект, то это убого и жалко. Для нас очень важно, чтобы этого не было. Я считаю, что чем бы ты ни занимался — делаете вы проект,  социальный он или нет, он не должен вызывать жалость. Вяжете вы салфеточки или делает скворечники, это должно быть супер-круто. Но у нас часто, когда ты выглядишь успешно и развиваешься, то тебя начинают подозревать в «жирности».

Многие приходят и предлагают открыть филиал в другом городе, но «мы не верим во вкусность и уникальность макдональдов — мы верим в эксклюзив Вячеслава Полунина» — говорит Лариса.  Открывать филиалы и превращаться в сеть они не собираются, хотя вовсе не намерены скрывать свою методику. С прошлого года команда «Упсала-цирка» работает над описанием своего метода. «Мы уже в четвертый или пятый раз собираемся вместе с психологами, чтобы «подбить» нашу систему, чтобы любой человек посмотрел и что-то мог себе взять, мог с этим работать — рассказывает педагог и тренер Ярослав Митрофанов, который в «Упсала-цирке» с момента основания школы. —  Правда это оказалось чрезвычайно трудно. По нашей системе могут заниматься все от 8 до 18 лет, и  мы каждый раз мы придумываем такую тему для спектакля, чтобы они все могли участвовать. Для нас главное, чтобы они созидали, а не только потребляли». На данный момент миссия сформулирована так: «Мы открываем творческий потенциал в любом человеке». Что это на грани дон-кихотства, Лариса согласна, но уверена, что эта миссия вполне выполнима. «Когда мы проводили, например, «Цветной карнавал» с Вячеславом Полуниным, творческий потенциал плескал отовсюду —  открыли его в себе более полутора тысячи человек.

В цирке любой даже самый неспортивный человек может творить самые гениальные вещи, «тут нет зажимов в жанре, — подчёркивает Ярослав, — За основу мы с Ларисой взяли познание индивидуальности и перфекционизм. Мы считаем, что если мы что-то делаем вместе, то доводим это до идеала. Мы не признаем, когда детей не учат нормально — это неуважение к личности».

Школа для хулиганов

Сегодня в школе человек около 60 студентов. Каждый год набирают еще 8-10. Точнее приходит 20, но из них остаётся около половины. Набор происходит по коррекционным школам и по обычным школам, где в течении недели или двух устраивают мастер-классы. Первый месяц, а по сути, весь первый год — адаптационный, когда ребята приходят, смотрят, слушают, и начинают понемногу участвовать в процессе.

Занятия проходят пять раз в неделю. Три раза – занятия по акробатике и  жонглированию, которые ведёт Ярослав Митрофанов, и два раза занятия по актерскому мастерству и пантомиме, которые ведёт Дима Казенас. «Иногда они приходят и по субботам, когда у нас бывают спектакли, объясняет Ярослав.  — Ребята помогают со зрителями, кто-то с гардеробом, кто-то с на сцене, кто-то с реквизитом. Наш принцип в том, что наше дело мы пытаемся делать все вместе, и это очень важно».

Фотография:
Анна Гусева

«Многие из наших выпускников делают для меня удивительные прорывы — вступает Лариса, — Ведь самое главное  — это почувствовать поддержку, важно, когда тебе говорят «ты молодец». Когда всем вокруг тебя и в твоей семье  начихать на тебя, то  у человека просто нет почвы под ногами. Нет почвы, от которой можно оттолкнуться и прыгнуть. Должна быть своя внутренняя пружинка. И если её нет, то очень сложно. Но Упсала-цирк делает всё, чтобы эта пружинка окрепла, чтобы она не сломалась». Поэтому помимо тренировок устраиваются и походы в музеи, поездки за город, в летний и зимний лагерь, встречи с разными людьми.

Следующий набор планируется на  конец октября – начало ноября этого года. Но количество не главная цель школы. «Пока набираем, — говорит Лариса, — Попытаемся понабирать и посмотрим, а мы всех по именам знаем, мы всем с глазки заглядываем? Число  — это никому не нужно, отдельный вопрос как сделать и больше и результативнее».

Ярослав Митрофанов
Педагог, «Упсала-цирк»

«Мне кажется они приходят сюда не только из-за цирка, а приходят сюда из-за человеческого отношения, того чего нет в их семье. Это не просто занятия — человеческое отношение и общение, знание, что тебя услышат, что на тебя не посмотрят косо. Я не просто их учу на руках стоять, я с ними очень много разговариваю, я с ними спорю. Когда ребята попадают сюда, многие из них они не готовы в принципе в мир войти. Смысл всей этой школы — дойти до какого-то результата. Когда они начинают учиться, то они всегда чего-то достигают.  Когда получается что-то сделать — возникает радость. Да, она кратковременна, но она потом переходит в понимание, что «я тоже что-то могу».

Сейчас в активе три спектакля. 15 июня состоится премьера нового  под названием «Приехали!», а с сентября будет еще один, рассчитанный на начинающих, чтобы «у них появился опыт, чтобы они себя испробовали, чтобы почувствовали свою энергию» поясняет Лариса. «Подготовка любого спектакля  — это длительная история»,— продолжает она, — Так как мы отталкиваемся от наших ребят, от их динамики, от их возраста, на что их энергия и эмоции откликаются. Я может, и люблю творчество Достоевского, но мне не придёт в голову поставить здесь «Идиота». Некоторые номера придумывают сами ученики. Ярослав рассказывает, что у него есть что-то вроде экзамена, когда ребята уже набираются каких-то навыков, то он даёт им музыку и ставит задачу создать свой собственный номер. «И они такие штуки делают, которые для меня стали настоящим открытием».

Есть еще проект «Цирк за забором», который находится на территории спец-школы №1. Это школа закрытого типа, в которой находятся мальчики, совершившие разные правонарушения. Там Лариса с Ярославом  запустили проект паркура, а тренировки проводят Лёша Башмаков и Гоша Зозуля. В спортивном зале построили «станки» для прыжков и договорились с администрацией, что ребят иногда  выпускают в Шатёр. Еще одни проект для детей с ограниченными возможностями — «Особый ребёнок» ведёт выпускница первого набора «Упсала-цирка» Наташа Кашина, которая в университете защитила диплом по «Работе с детьми с ограниченными возможностями методами цирка».

Кристина Янхунен
Helsinki Circus

«Для меня Упсала-цирк —  это очень интересно. Здесь, когда делаются спектакли, то их делают по душе. А в Финляндии сейчас модно делать спектакли, которые скорее напоминают современный танец, в них нет сюжета. Это тоже искусство, но когда много лет так работаешь — как-то пусто. А Упсала-цирк — это совсем другое.  И ставить спектакль с детьми, репетировать с ними в чём-то намного сложнее, но в чём-то и легче. Дети живут в детском мире, и там всё-таки много весёлого, много того, что можно добавить в спектакль».

Новая история для старого района

Уверенность в своей миссии,  по-видимому, помогла не сломаться за все десять лет, когда «Цирк» регулярно выгоняли из каждого съемного помещения, когда чиновники на все просьбы и заявки отвечали «подумаем» и «рассмотрим». Лариса вспоминает, что когда четыре года назад их очередной раз выкинули с площадки, она  была уже настолько уставшая, что руки почти опустились. «И команда моя уже начинала сомневаться в том,  доведу ли я их до цели? — рассказывает Лариса, — Так как с самого первого дня, я говорила, что мы построим наш шатёр, у нас будет свой дом!» Свой шатёр появился у Упсала-цирк. Помог в это Игорь Водопьянов, владелец  компании «Теорема». «Это такое спрятанное место, — замечает Лариса, — У меня был какой-то момент, что я однажды приехала, запечалилась, о том, что дальше будет…. А потом подумала, а вот мне здесь, именно здесь плохо? И поняла, что вот здесь мне хорошо. Это место — оно построено людьми, которые хотят видеть мир по-другому. Это место наполнено смыслом. И цирковой шатёр тоже тут появился не случайно».

Первый шатёр, разбитый на территории бизнес-центра рядом с набережной Свердлова был летний. Сейчас рядом с разноцветными зданиями офисов, спроектированными архитектором Сергеем Чобаном и его немецким бюро NPS Tchoban Voss, построен новый стационарный  шатёр с обогревом, с профессиональной сценой и светом. Рядом на первом этаже соседнего здания  — пространство для занятий и для жизни, как говорит Лариса.

Не смотря на то, что Свердлова 44  находится довольно далеко от центр (от ближайшего метро «Пл. Ленина» надо ехать на трамвае или бесплатном шатле, курсирующим между  площадью перед Финляндским вокзалом и бизнес-центром «Теорема»), Лариса и её коллеги не беспокоятся о том, что к ним никто не доедет.

«С нашим городом происходит удивительная история, объясняет она,  — Есть три района: Васильевский остров, Петроградка и центральный район. Они существуют в своей динамике, а вокруг всё как бы застыло. Посмотрите, например, на Берлин — почему он так привлекает? Это город, в котором есть динамика, всё кружится и двигается. Это какая-то энергия, которая бродит по городу — район, в котором жили эмигранты может стать новым культурным центром, а потом другой район, в котором сейчас живут студенты. Нет районов, которые чувствуют себя выброшенными. В любой момент любой район, например, такой  как Купчино может стать центром вселенной.  Мы хотим привести в Петербург такую же динамику. Мы хотим менять среду города».

Лариса уверена, что люди просто привыкли, что всё должно находится в центре, а «мне кажется, что мы правильно находимся —  мы развиваем новый центр». Новый центр не только для людей, которые приезжают в Упсала-цирк и в Упсала-парк на спектакли, но прежде всего для людей, которые живут в этом районе. «Они приходят сюда и с ними что-то происходит, у них появляется свой парк и цирк,  место начинает обрастать своей историей. И уже само место начинает менять ментальность людей».

Новый проект «Упсала-парк», открывшийся в мае — это специальный проект для города. «По нашим ученикам мы знаем, что есть причинно-следственная связь, почему и какие дети к нам приходят. Это те, у которых нет контакта с семьей,  или они разрушены,— объясняет Лариса, зачем они придумали новый проект с в стиле поп-ап парк, когда территория преображается на один день — на субботу — а в понедельник уже как будто ничего и не было. «Мы поняли, что  должны здесь и сейчас эту связь восстановить, то есть придумать такое место, где и родители и дети будут не в девайсы утыкаться, а что-то делать вместе, что-то творить».

Еще в планах на ближайшие три года — открыть «Упсала-университет» как загородный образовательный центр  для дополнительного образования для людей и педагогов, «где можно будет рассказывать про самые новые и крутейшие методологии работы с детьми. А в дни школьных каникул организовывать цирковые занятия».

Такие проекты как университет требуют большого финансирования, пока же команда Упсала-парк пытается совладать с дефицитом в зарплатах и найти возможности для медицинских страховок. «Нам очень не хватает стабильной финансовой поддержки, — признаётся Лариса, — Упсала-цирк сегодня реализует очень много проектов и мы много вкладываемся и ресурсами и энергией. У нас огромная проблема в том, чтобы оплачивать сотрудников. У нас многие не понимают, почему люди  в социальных организациях должны получать зарплату. Они же блаженные, они же доброе дело делают, а еще им зарплату?  У нас работают профессионалы, и мне не хотелось бы, чтобы они пришли ко мне  однажды и сказали «Ларис, всё отлично, но надо жить». Поэтому у меня сейчас первая задача поддержать свою команду, своих сотрудников».

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Ты это маме будешь рассказывать: как устроен «Упсала-цирк»»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Елена ВиленскаяЕлена Виленская 16 июн 2014, 13:11

Анна Гусева и корректоры, все хорошо и интересно написано. Но слово"несмотря" пишется слитно, то есть несмотря на...

Tatyana GoncharenkoTatyana Goncharenko 19 фев 2015, 05:44

Здравствуйте.

Прочитала сейчас статью Анны Гусевой о цирковой группе с директором Лариса Афансьева.

Может, на первый взгляд, покажется странной моя запись.

Много лет ищу свою приятельницу Олю Афанасьеву, с которой училась в г. Черкассы в конце 70-х годов.

Помню из ее рассказов, что у нее семья работала в цирке.

Рассказывала о братьях.

Может она явялется родственницей Ларисы Афанасьевой?

Буду признательна за ответ на

alexa195923@yandex.ru

С уважением, Татьяна.

Яндекс.Метрика