нью-йорк
20 июн 2014
Поделиться

Как устроена учеба в NYU Graduate School of Public Service

Автор: Фёдор Новиков

Федор Новиков, закончивший в Нью-Йорке магистратуру по городскому развитию, рассказывает, как устроено урбанистическое образование в США и подробно объясняет, как и зачем поступить в NYU Graduate School of Public Service.

Почему я решил поступить в магистратуру по городскому развитию?

Я поступал в магистратуру по городскому развитию в 2007 году — тогда это было неочевидным решением. Я получал экономическое образование, но перед выпуском заинтересовался темой пробок. В итоге написал диплом, где моделировал выбор между личным и общественным транспортом, что на тот момент было необычной темой для факультета экономики и финансов МИЭФ НИУ-ВШЭ (мой научный руководитель Алексей Белянин недавно уже на новом уровне проводил исследования на схожую тему).

На последнем курсе учебы я пошёл работать в УК «Лидер», где занимался аналитикой для заявок на тендер первых платных дорог в России. В консорциуме участвовали специалисты из Португалии (Brisa), Австрии (Alpine Bau), транспортные инженеры из Англии. Я был впечатлён их опытом и детализацией проектов, и стало ясно, что нужно глубже разобраться в городских закономерностях.

Как я выбрал магистерскую программу?

В России в 2007 городское образование было прерогативой архитекторов или узкопрофильных специалистов. Я же хотел найти междисциплинарную программу по урбанистике, и, к моей радости оказалось, что в мире их очень много.

Первый вопрос — Европа или Америка? Или может быть Азия? От азиатского образования я быстро отказался: там есть сильные институты, но мне хотелось разобраться именно с западной практикой градостроительства. Я искал программы, где мало русскоязычных. Это дикий снобизм, наверное, но зато честно. Я хотел полного погружения в иностранную среду.

В России в 2004 году был принят новый градостроительный кодекс, который во многом опирался именно на американский подход к градорегулированию. В Америке в магистратуру обычно идут люди с опытом работы, а в Европе куда больше «вечных студентов» — ребят, которые лет до 25-28 могли ещё ни разу не работать.

В Европе многие магистратуры длятся один год, а в Америке  —  два. Я понимал, что года точно не будет достаточно, чтобы разобраться в теме. В Англии есть отличные программы, но меня смущала валюта. Номинально цифры одни и те же, но из-за значка фунта все стоило в два раза дороже в переводе на курс доллара или рубля.

В США урбанистические программы обычно делятся на три класса, в зависимости от специализации: дизайн, управление и инженерные программы. Так, например, в Бостоне похожее профильное разделение существует между MIT, Harvard Kennedy School и Нarvard Graduate School of Design. В Нью-Йорке сильная архитектурная программа у Columbia, управление — у NYU, а инженеры чаще выбирают Pratt. Меня интересовали именно управленческие программы, поэтому сфокусировался на них.

Номинально цифры одни и те же, но из-за значка фунта все стоило в два раза дороже в переводе на курс доллара или рубля

Я изучил все рейтинги университетов (например News Report) и очень удивился, что многие топовые программы по урбанистике находятся в неожиданных местах, например, в Канзасе. Изучать мегаполисы сидя в изолированном деревенском кампусе казалось очень странной затеей, и я сконцентрировался на NYU в Нью-Йорке и University of Chicago. Harvard Kennedy School я отбросил, так как меня испугало, что там не было студентов младше 26 лет. Как оказалось после поступления в NYU Wagner, там я тоже был единственным студентом младше 25. Если бы я поступал сегодня, то точно обратил бы внимание на Стэнфорд, хотя он тоже изолирован.

Как поступить?

В Америке сроки подачи на осенний семестр заканчиваются в январе-феврале, в Европе — часто в конце весны, поэтому надо выбирать и готовиться заблаговременно.

Формальные требования для поступления в магистратуру весьма стандартные и прямолинейные:

  1. Копия диплома бакалавра и прочих образовательных сертификатов. В МИЭФе я учился по внешней программе Лондонской Школы Экономики (LSE) и думал, что именно их диплом будет иметь наибольшее значение при поступлении. Оказалось, что диплом ВШЭ имел для них больший интерес, так как в нём были гуманитарные предметы, необходимые для поступления в NYU.
     
  2. GMAT / GRE  —  это стандартные экзамены для любой западной магистратуры. Wagner предпочитал GRE.
     
  3. TOEFL  —  В GRE есть отдельный раздел по английскому языку, он создан для носителей языка и поэтому довольно сложный. Для иностранных студентов дают возможность отдельно сдать TOEFL, тогда не будут смотреть на английский раздел GRE. В Москве бывают большие очереди на TOEFL, мы с некоторыми однокурсниками их пропустили, и в итоге сдавали в Смоленске.
     
  4. Рекомендации, резюме и мотивационное письмо. В магистратурах США важен опыт работы, без него редко берут. На тот момент у меня опыт был небольшой (практики на втором-третьем курсе и работа на четвёртом), но все же был. Для рекомендаций в систему заносится контактная информация рекомендателей и институт сам с ними связывается. Я предоставил рекомендации как из академической, так и профессиональной среды.

Можно ли получить стипендию?

Образование в Америке платное. Большинство американских студентов берёт огромные кредиты на образование, которые выплачивают потом десятилетиями. Существует множество частных стипендий, многие очень специфические, и точно не ориентированные на белого нерелигиозного парня из благополучной семьи без выдающихся оценок за учебу. Я стипендию не получил, но знаю многих ровесников и однокурсников, кто благодаря усердному труду и хорошим оценкам сумел выграть значительные гранты на образование в США, так что это возможно. Я же безмерно благодарен своим родителям, которые поддержали меня и взяли на себя расходы магистратуры. Не представляю, когда бы иначе смог себе позволить это образование.

Как устроена учёба?

В этом году NYU Wagner исполняется 75 лет. Школа возникла как программа по городскому управлению для менеджеров. Со временем она эволюционировала и в результате в ней есть три направления: Master in Public and Non-for-Profit Management,

Master in Health-Care Management, Master in Urban Planning.

Первый год многие общие и вводные курсы студенты всех трёх направлений проходят вместе. Занятия обычно проходят по вечерам и днём в субботу, так как многие студенты работают. На второй год студенты факультета городского планирования должны специализироваться: либо на экономике и жилищной политике, либо на международном развитии (программы для трущоб и инфраструктуры в бедных странах), либо на «зелёных» темах. Очень многие курсы ведут практикующие специалисты: транспортную политику преподавал глава MTA (Metropolitan Transporation Agency), про реконструкцию фавел рассказывали сотрудники ООН и Всемирного Банка, про стратегию развития Нью-Йорка  —  советник мэра Блумберга.

У меня было три любимых курса.  Первый — Land Use Law под руководством профессора Рича Лэндмэна (Rich Landman). Это курс про истоки городского зонирования. Преподаётся через последовательное изучение судебных дел от XIX века и до наших дней. Для человека из России это удивительный опыт —  увидеть, как домохозяйки и пенсионерки меняли федеральные законы. Примеры очень интересные: от куриц, убивающихся об стены из-за шума новых самолетов, до использования грязного белья как инструмента свободы слова. В Америке право города определять разрешённое использование земельных участков было признано конституционным только в 1916 году.

Второй — Introduction to Urban Design под началом профессора Стивена Стейнбрука (Steven Stainbrook) . Вводный курс, который позволяет людям, далёким от архитектуры и дизайна, лучше разобраться в проектировании, дизайн-стандартах и так далее.

Наконец, Program Evaluation, профессор Кэролин Бэрри (Carolyn Barry). Сложный, но важнейший курс про оценку эффективности социальных программ. В Америке существует множество государственных и частных инициатив, но благая цель сама по себе не даёт гарантии, что программа будет её достигать. Независимые институты проводят многолетние статистические и качественные исследования и эксперименты для их оценки, на основе их данных принимаются решения о продолжении финансирования программ. После такого курса смотреть на бездоказательные утверждения московских чиновников о безусловной социальной значимости тех или иных инициатив как минимум умилительно.

После такого курса смотреть на бездоказательные утверждения московских чиновников о безусловной социальной значимости тех или иных инициатив как минимум умилительно.

Студенческие организации регулярно устраивают лекции специалистов или исследователей. Выбор мероприятий огромный, так как в Нью-Йорке за рамками университета темой городского развития занимается большое количество организаций. Часто устраиваются выездные экскурсии с департаментами, где можно посмотреть на строительство новой ветки метро, мусороперерабатывающий завод или новый девелоперский проект. Нью-Йорк  —  это музей городских экспериментов, и есть что-то магическое в том, что ты сначала изучаешь кейс в классе, а потом можешь сесть на метро и посмотреть на проект, о котором все пишут.

Вместо дипломной работы студентов городского направления делят на группы для работы над реальным проектом-исследованием для клиента. В моем случае клиентом была некоммерческая организация из Нью-Джерси. В течение полугода мы разрабатывали план реконструкции и финансирования заброшенного стадиона в городе Патерсон.

Как проходит студенческая жизнь?

В школе очень комфортная атмосфера: студенты очень разнообразные; иностранцы в основном из Южной Америки, Европы, Индии, Ирана. Каждую пятницу устраивается happy hour в соседнем баре, и за первые месяцы все быстро знакомятся. NYU заметно отличается от других крупных университетов отсутствием ярко выраженного кампуса. Здания разбросаны по городу, но основная их концентрация — вокруг Вашингтон-сквер. Мне это нравилось, но иногда хотелось больше мест, где есть только «свои» (читай: чтобы было проще знакомиться с девушками с других факультетов).

Моё любимое место в NYU  —  это библиотека. Она работает 24 часа 7 дней в неделю, и в любое время в ней кто-то был. Неоднократно я в ней, по сути, ночевал.

Общежития в институте выходят дороже, чем аренда комнаты в квартире в городе. Для иностранного студента без кредитной истории в США аренда квартиры в Нью-Йорке не самая тривиальная задача. На поиск квартиры легко закладывайте от двух недель до месяца. Первый год я делил комнату без окон на Манхэттене с двумя однокурсницами из Ирана и Гондураса. «Шкаф», в котором я жил, стоил $900 в месяц, что по меркам Манхэттена очень не дурно. За год я исходил пешком остров вдоль и поперек и решил переехать в Бруклин. За ту же сумму я снял весьма просторную и светлую комнату в восточной части Вилльямсбурга. Бруклин я очень люблю: можно каждый день наслаждаться панорамой города и ловить кайф от контраста с безумным центром.

Как найти практику или работу во время учёбы и после её окончания?

Студенты магистратуры должны получить для учебы визу F-1. Технически она ставится на весь срок обучения, но после каждого года её нужно обновлять, предоставляя подтверждение от института, что продолжаешь в нём учиться. F-1 виза не даёт разрешения на оплачиваемую работу во время учёбы. Это никак не мешает поступать на неоплачиваемую практику, что я и сделал. Пошел работать в городскую думу Нью-Йорка, где занимался аналитикой законопроектов. (Я тогда сильно разочаровался в «зелёной» риторике: очень многие законопроекты проталкивались под предлогом создания новых «зелёных» рабочих мест, но, по сути, они таким красивым образом называли уже существующих синих воротничков, которые получат заказ).

По итогам учёбы F-1 виза даёт возможность на год работы в Штатах, эта программа называется Optional Practice Training (OPT). Технически её можно начать ещё во время последнего года учёбы, но тогда отсчет разрешённых 12 месяцев пойдёт раньше.

По своему OPT я поступил на работу в офис общественного защитника (NYC Public Advocate), который тогда возглавлял сегодняшний мэр Нью-Йорка Билл де Блазио. Общественный защитник  —  одна из трёх выборных кандидатур в городе. Его задача —помогать жителями в случае неправомерных действий городской администрации, также он может вносить новые законопроекты. Так как я был единственным русскоязычным сотрудником, то узнал изрядное количество безумных историй с Брайтон-Бич, где некоторые жители за 30 лет так и не выучили ни слова по-английски.

Список типичных организаций, куда устраиваются на работу выпускники NYU Wagner по специальности городское развитие: http://wagner.nyu.edu/careers/upjobs

Что делать потом?

Спустя год после окончания NYU я вернулся в Россию. Тогда были интересные времена: поменялся мэр в Москве, тема городского развития стала обсуждаться всё активнее.

После этого мне посчастливилось поработать на множестве интересных проектов: в институте «Стрелка», МосГорПарке, принять участие в формировании Высшей Школы Урбанистики с Александром Аркадьевичем Высоковским. Знания из магистратуры были полезными, хотя в московских законах и нормативах пришлось разбираться с нуля. Больше всего мне не хватало опыта структурирования и ведения городских проектов: разработки концепций, проведения конкурсов и т. д.

Студентам из России я бы советовал после учёбы оставаться работать за границей и получить как можно больше опыта управления проектами. Сегодня в России знание терминологии или интересных западных кейсов является делом обычным — этот этап самообразования был пройден быстро. А вот опытных управленцев нет, и практика создаётся с нуля. Как например, институт «Стрелка», по сути, заново создаёт практику творческих архитектурных конкурсов. А это, в свою очередь, стало возможно так как Денис Леонтьев (директор конкурсной практики) до этого в Петербурге организовывал конкурсы вместе с немецкими специалистами и перенимал у них опыт.

Об авторе

Фёдор Новиков

Партнёр в компании по экспериментальной строительной робототехнике Labori, Inc. Работал заместителем по реконструкции в МосГорПарке, аналитиком по землепользованию в NYC Office of Public Advocate. Формировал вместе с А.А.Высоковским программу Высшей школы урбанистики НИУ-ВШЭ, преподавал в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Закончил магистратуру по городскому развитию New York University Wagner School, бакалавр по экономике МИЭФ НИУ-ВШЭ и внешней программы LSE. Основные интересы: влияние новых технологий на городское развитие, городское зонирование, адаптивный дизайн.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Как устроена учеба в NYU Graduate School of Public Service»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Ksenia KolyadinaKsenia Kolyadina 24 июн 2014, 07:30

Спасибо, интересно!

Яндекс.Метрика