23 сен 2014
Поделиться

Как устроена учеба в University of Aberdeen

Автор: Никита Крыльников

Егор Котов, закончивший магистратуру по городскому планированию в Абердинском университете, рассказывает, как устроено образование по урбанистике в Шотландии.

Фотография:
https://www.facebook.com/pages/Aberdeen/

Почему я решил поступить в магистратуру по городскому планированию

В какой-то степени это получилось случайно. Я учился на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ, но в 2009 году, после окончания, мне было не очень понятно, куда можно идти работать с моей специализацией «Мировые энергетические рынки». Как-то у меня не задалось с трудоустройством в энергетических компаниях. И я решил поехать поучиться чему-то еще.

Как я выбрал магистерскую программу

При выпуске я писал дипломную работу по возобновляемым источникам энергии, меня очень увлекла эта тема, и я решил смотреть для дальнейшей учебы что-то, прямо или косвенно связанное с ней и с моей специализацией по энергетике. Я нашел несколько профильных магистерских программ в Абердинском университете, но при детальном изучении оказалось, что, по сути, все, чему там учили, я уже знал. Эти программы скорее были рассчитаны на инженеров, работающих в нефтяных и газовых компаниях и желающих изучать экономику и менеджмент в этой сфере.

Поняв, что программы по экономике энергетических рынков мне не совсем подходят, я начал искать что-то еще, даже успел один раз съездить в Абердин и провел там три дня. Этот город как раз является своего рода северной энергетической столицей: рядом находится Северное море, на шельфе которого добывают нефть и газ. Я изучил, какие программы еще имеются, и выбрал магистратуру по Rural Planning and Environmental Management. По описанию она показалась мне близкой к моим интересам на тот момент — меня привлекло словосочетание Environmental Management в названии. В итоге первое впечатление оказалось обманчивым, но все равно я остался доволен.

Помимо Абердина я смотрел похожие программы и в других университетах. Я подавал документы в City University of London, University of Leeds, University of Glamorgan (в 2013 году на основе его объединения с другим университетом был создан University of South Wales) и University of Edinburgh. В итоге меня приняли в City, но я не очень хотел ехать в Лондон: тогда этот город казался мне слишком активным, кипящим. Кроме того, жить там — довольно дорогое удовольствие. В Глэморгане мне даже предложили стипендию, то есть, по сути, скидку на обучение. Из Лидса ответили довольно оригинально: сказали, что диплом специалиста Высшей школы экономики не является достаточным для обучения в их магистратуре, и предложили для начала поучиться в бакалавриате. А из Абердина просто написали, чтобы я приезжал и учился.

Как поступить

Процедура поступления во всех западных университетах, как правило, одинаковая: необходимо предоставить резюме, рекомендации, мотивационное письмо и сертификат TOEFL или IELTS с баллом выше минимального, установленного вузом. Также нужен транскрипт оценок, то есть перевод приложения к диплому на английский язык. На тот момент, когда необходимо было подавать документы, у меня на руках еще не было диплома, поэтому я специально делал выписку из зачетной книжки в учебной части, сам переводил ее, заверял у нотариуса и считал GPA (средний балл). Сейчас многим студентам при выпуске выдают европейское приложение к диплому — с ним гораздо проще: ничего переводить и заверять не нужно, там и так уже все на английском и все что нужно подсчитано.

 

Фотография:
https://www.facebook.com/pages/Aberdeen/

Что делать в Абердине

Абердин — это небольшой по площади портовый город, чье население в основном занимается рыбной ловлей и добычей нефти и газа. Местные жители называют его «гранитным городом». В городе много зелени, но сами здания почти все серого цвета и достаточно не самая зажигательная, но климат благоприятный: существует стереотип, что в Великобритании и Шотландии всегда идут дожди, но это совершенно не так — погода там отличная.

В период, когда я учился, было очень интересное время. В Абердин приезжал Дональд Трамп и пытался построить там самое большое в мире поле для гольфа. Также город посещал американский урбанист Андреc Дюани, активно продвигающий идеологию «нового урбанизма», и проводил так называемую planning charrette (сессию, в рамках которой медиатор собирает множество «стейкхолдеров», включая местное население и специалистов, и пытается организовать процесс коллективного планирования). А один нефтяной магнат предлагал Абердину софинансирование проекта реконструкции парка в центре города. Словом, происходило очень много интересного, город был как раз на той стадии, когда он должен был выработать для себя стратегию дальнейшего развития. Шло активное обсуждение планов, и все это, конечно, было весьма полезно с точки зрения получения профессии: можно было прийти поучаствовать, понаблюдать, как все это происходит, и получить бесценный опыт из первых рук.

Как была устроена учеба

Оказалось, что на программе, несмотря на ее описание, учат городскому планированию. Хотя она и называлась Rural Planning and Environmental Management, с параллельной программой по Urban Planning'у у нас было очень много общих курсов. Кроме того, вместе с нами иногда занимались студенты еще двух программ: профессиональные оценщики и экологи/экономические географы. В начале года нам читали адаптационные дисциплины (по экономике и методам исследований) — это норма для всех магистерских программ. Такие курсы нужны для выравнивания базового уровня у всех студентов, так как люди приходят в магистратуру с различным бэкграундом. Были курсы по юриспруденции, в частности по земельному и градостроительному праву и защите объектов культурного наследия, а также по оценке стоимости недвижимости, дизайну, методам планирования и истории урбанистики. Единственное, чего нам почему-то не давали, так это базовых навыков в сфере геоинформационных систем и методов пространственного анализа данных — все эти вещи мне потом пришлось изучать уже самостоятельно, в ходе работы.

Насколько я помню, все курсы были обязательными и выбирать ничего было нельзя. Предметов вообще было не очень много и график был достаточно расслабленный — часов пятнадцать в неделю. Было две-три пары, но занятия были не каждый день — акцент делался на самостоятельную работу. Самым интересным курсом для меня, как ни странно, было право. Я раньше всегда считал, что это очень скучный предмет, но преподаватели университета Абердина изменили мое мнение — британское земельное и наследственное право оказалось очень увлекательным.

Если говорить о каких-то отличиях от направления Urban Planning, то у нас был курс под названием Rural Land Use and Valuation, включавший в себя разделы по лесному хозяйству, фермерскому хозяйству и собственно оценке земли. Я узнал много нового о том, как на участках земли с лесом можно зарабатывать деньги, это было довольно интересно. Но нужно отметить, что все предметы были очень специфичны и основывались на данных по Шотландии и Великобритании, с их устоявшейся правовой и экономической системами. У нас в России это не очень применимо, хотя подходы, конечно же, схожи.

Моя магистерская диссертация была посвящена Москве и феномену «расползанию города» — явлению, которое в урбанистике получило название urban sprawl. Я проводил опрос москвичей, привлекал статистику. В первую очередь, я изучал, довольны ли люди временем, которое уходит у них на дорогу домой, анализировал различия между этим феноменом в США и в России. Моим научным руководителем был профессор Билл Нилл — он вел у нас курсы по методам планирования и истории урбанистики.

Кто преподавал на программе

Самым ярким из преподавателей был, пожалуй, руководитель нашей программы Уильям Уолтон (он был руководителем двух программ — по Urban и по Rural Planning), который вел два или три основных курса. Он рассказывал про общие подходы в градоустройстве, вел право (по первому образованию он юрист). Уолтон оказался достаточно известным человеком в Шотландии: он был активистом движения RoadSense, протестовал против строительства объездной дороги вокруг Абердина. Он судился с шотландским правительством, создал свой фонд, в который люди жертвовали деньги на судебные тяжбы. Эта история длилась очень долго, правда, в конце концов, он, по-моему, проиграл процесс, и дорогу все равно будут строить, а сам Уолтон покинул University of Aberdeen, уехал в Англию и теперь преподает в Нортумбрийском университете. Вообще же у нас вели занятия сотрудники различных университетских подразделений: с кафедры лесного хозяйства, географии, экономики. Но не все люди были именно из академической среды. Например, нам преподавал один фермер. Он рассказывал, как устроена экономика его хозяйства, как она вписывается в национальный курс поддержки сельхозпроизводителей, какую роль играет политика Евросоюза и как все это вместе влияет на стоимость его земли и возможности ведения бизнеса.

 

Кто вместе со мной учился?

Около трети студентов было из Шотландии. Было несколько человек из Англии — не знаю, по каким причинам они приехали, видимо, считали, что там эти программы лучше. Для шотландцев обучение было бесплатным, все остальные должны были за него платить. Была девушка из Польши, был достаточно взрослый — ему было лет тридцать пять — молодой человек из ЮАР (у него был какой-то грант на обучение), а также студенты из Китая. Но в основном все люди были примерно моего возраста плюс-минус два-три года. Еще вместе с нами училось человек шесть-семь из местной муниципальной администрации, как раз из отдела городского планирования. Они также были постарше, в районе тридцати-тридцати пяти лет. Как я понимаю, им для дальнейшей карьеры было необходимо профильное образование, а за их обучение платил муниципалитет. Еще с нами на некоторых занятиях учились студенты с других специализаций — среди них был профессиональный лесник лет пятидесяти, который в виде сбережений к пенсии купил себе участок земли с лесом и планировал таким образом обеспечить свою старость.

 

Фотография:
https://www.facebook.com/pages/Aberdeen/

В каких проектах участвуют студенты

У нас было много групповых проектов, особенно ближе к концу обучения. Нужно было объединяться в команды и что-то вместе делать, исследовать, разрабатывать методологию. Например, мы работали над одним из вариантов стратегии развития северо-западного региона Шотландии. Нас разбили на три или четыре команды, и каждая должна была взять на себя тот или иной компонент стратегии — энергетику, экономическое развитие, защиту окружающей среды, обеспечение жильем, трудоустройство и другие вещи — и разработать свой план с акцентом именно на эту тему, игнорируя все остальные. В конце все команды вместе обсуждали получившиеся варианты, чтобы увидеть существующий конфликт интересов, понять взаимосвязь между всеми компонентами пространственного развития и осознать, на какие компромиссы нужно идти, чтобы сбалансировать общую стратегию.

Также один раз мы ездили в Португалию. Программа, на которой я учился, была аккредитована Королевским институтом городских планировщиков, и одним из обязательных условий обучения являлась поездка в другой регион с целью изучения местной специфики. Мы изучали, как строительство дамбы повлияет на его развитие: анализировали статистику, проводили исследования, брали интервью у жителей и экспертов. У нас были встречи с чиновниками из местного министерства по туризму, фермерами, представителями бизнеса. Программа визита была специально выстроена таким образом, чтобы мы могли пообщаться с максимально широким кругом людей, для того чтобы нам было на чем строить свои идеи и гипотезы. Раньше это была очень засушливая область Португалии (летом там стояла жара градусов в 50), и появившийся водоем, который можно использовать как в туристических целях, так и для ирригации и мелиорации земель, должен был повлиять на местную жизнь самым кардинальным образом. По результатам поездки каждая группа готовила отчет. Это было достаточно интересно: проект был максимально приближен к задачам, которые приходится решать планировщику.

Что делать потом

Я не очень много знаю о том, как сложилась карьера моих однокурсников. Один молодой человек, например, работает в шотландской благотворительной организации, занимающейся просвещением людей в сфере городского устройства, законодательства и городского планирования. Они помогают жителям в самых разных аспектах: например, если сосед делает что-то не то на своем участке или возникли какие-то проблемы с застройщиком. Любой человек может позвонить в этот фонд, бесплатно проконсультироваться у профессионалов и узнать, какие возможности для защиты своих прав у него имеются. Таких организаций, на мой взгляд, очень не хватает в России.

У меня были мысли остаться в Великобритании, но вмешались случай и большая политика. Сначала из-за технической ошибки мне задержали выдачу диплома, и я не успел продлить визу. Если бы этой проблемы не было, то я мог бы «конвертировать» свою учебную визу в рабочую и продлить свое пребывание в стране еще на два года. Но без диплома я не мог этого сделать, и мне пришлось уехать. Когда же мне наконец его выдали, в Великобритании по результатам выборов к власти пришли консерваторы и отменили закон, на основании которого я мог остаться. Так что я вернулся в Москву. Где-то в течение года после этого я участвовал в различных проектах, несколько месяцев я проработал на проекте Программы развития ООН по Калининграду и Казани. В итоге я встретил в нужное время нужных людей и вместе с ними принимал участие в создании Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, где и работаю до сих пор.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Как устроена учеба в University of Aberdeen»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Andrey PopovAndrey Popov 23 сен 2014, 22:56

Интересный и немного печальный опыт!

Andrey PopovAndrey Popov 23 сен 2014, 23:00

Хочу спросить давнишний вопрос, на который не нахожу прямого ответа на примере ВБ и других англосаксонских стран: удалось ли понять из учебы, как в итоге выглядит в ВБ система распределения частных видов urban planning, какими они бывают, как выстроены в комплекс, и есть ли конкретно какой то национальный законодательный акт, который эту систему определяет и опосредует для практики. Спасибо

Нургуля МажетаеваНургуля Мажетаева 25 сен 2014, 17:11

Расскажите, пожалуйста, насколько трудно или легко было учиться в этом университете? хочу подать на MSc, выбираю между Абердинским университетом, Хериуот Уот и Университетом Роберта Гордона.

Яндекс.Метрика