10 дек 2014
Поделиться

Как устроена учеба по магистерской программе 4Cities

Автор: Александр Акишин

Александр Акишин, руководитель проектов в бюро UrbanUrban, рассказывает о своем обучении в магистратуре по городским исследованиям в Мадриде, Брюсселе, Вене и Копенгагене по англоязычной программе 4Cities: в течение двух лет студенты живут в четырех странах Европы и учатся в шести университетах. 

Экскурсия на территории заброшенного комплекса зданий Конгресса в Брюсселе

4Cities — это уникальная магистерская программа в области городских исследований, в которой участвуют 6 университетов в 4 странах Европы (VUB и ULB в Бельгии, Universität Wien в Австрии, Copenhagen University в Дании, Universidad Autonoma de Madrid и Madrid Complutense в Испании). Студенты каждый семестр переезжают в новую страну, где получают традиционное высшее образование в стенах университета наравне с проектной групповой и индивидуальной работой над насущной городской проблематикой, используя полученные знания в статистике, социологии, экономике, истории.

Почему я решил поступить в магистратуру по городским исследованиям

Я учился в Москве в Высшей школе экономики на факультете психологии. Там я заинтересовался темой человека и пространства, психологии пространства или так называемой энвайроментальной психологии. Я писал об этом курсовые и бакалаврский диплом, потом поступил в магистратуру на тот же факультет и в какой-то момент понял, что не смогу чувствовать себя реализовавшимся, если не попробую пройти обучение за рубежом. В тот момент многие мои однокурсники уже это сделали.

Как я выбирал магистерскую программу

Я искал программы по энвайроментальной психологии. К сожалению, в мире их очень немного: узнал только об одной в Великобритании, но она была очень дорогая. Тогда я стал искать курсы со смежными дисциплинами, нашёл несколько программ по урбанистике и исследованию города и решил попробовать. Подал документы на программу 4Cities: сертификат TOEFL и IELTS, переведённый диплом, резюме, мотивационное письмо и портфолио, а потом был долгий этап получения визы. Для меня эта программа была лучшим и оптимальным выбором: исследование городского пространства было моим хобби на протяжении нескольких лет, но интерес к урбанистике в России еще не распространился так массово и я не знал, как использовать его.

Лекция главного архитектора города Брюгге в городской ратуше

Как была построена учёба

Так как Urban Studies — мультидисциплинарная область знаний и город нельзя понять с одной точки зрения, то и предметы у нас были достаточно разные. Мы изучали городскую экологию, большое внимание было уделено социально-экономической географии, экономике и политике, истории городского развития. Программа старалась дать нам знания об основных областях городской жизни. Были целые блоки, посвящённые успешному развитию музейной культуры, «зелёных» инициатив, решению транспортных задач и социальной дезинтеграции. Всё это шло параллельно с практической работой с городскими властями и активистами: в Бельгии мы общались с мэриями Брюгге, Льежа, с департаментом городского планирования Брюсселя, с музейным управлением Гента. В Австрии выполняли практический проект по ревитализации площади с районным офисом по городскому развитию. В Копенгагене нам в своём бюро давал презентацию Ян Гейл, в Испании была обширная программа по взаимодействию с департаментами развития туристической и сервисной инфраструктуры.

В целом каждый семестр 4Cities строится вокруг уникальности города, в котором мы находимся. Брюссель — столица ЕС и город, находящийся в одной из самых плотно заселённых части Европы. Отсюда акцент на политическом устройстве и экономических дисциплинах. Вена с падением железного занавеса перестала быть городом на окраине Западной Европы; отсюда — интерес к процессам социальной и экономической интеграции, статистике и городскому переобустройству. В Копенгагене наибольшее внимание было посвящено культурной составляющей городского развития, эстетике и символизму, созданию максимально комфортных условий для жизни в городе. В Мадриде было много работы с местными сообществами и процессом урбанизации, так как это очень важные для Испании темы, учитывая поразивший их кризис.
Научные дисциплины в ходе обучения всегда чередовались полевой работой — исследованиями районов, местных сообществ, поездками и работой в других городах. Мне кажется, что только в ходе обучения мы должны были посетить около 15 городов, а наши личные поездки из интереса даже трудно подсчитать: лично я побывал более чем в 70 городах в ходе обучения. В программе было три курса по анализу городского пространства, два из них проходили в Брюсселе, третий в Вене. Мы были разделены на группы и исследовали уникальные районы города, а по итогам пятимесячной работы с местной властью и жителями и анализа статистики выступали с предложениями по решению тех или иных проблем в городском устройстве перед аудиторией и экспертами.

В Вене был большой блок по реконструкции городов и тому, какую роль они играют в современном европейском пространстве.  Там у нас была тема, которая, кстати, может быть интересна для России — реконструкция индустриального фонда. В ходе войны Вена была разрушена на 40%, осталось серьезное индустриальное наследие. Теперь там нет ни одного пустыря, заброшенной фабрики или склада. В ходе нашего обучения мы видели, как несколько последних пустующих старых зданий  были конвертированы во что-то другое. Эта программа — очень своеобразный опыт уже хотя бы потому, что мы постоянно перемещались из одной страны в другую, приходилось быть очень адаптивным. В профессиональном плане я получил новый взгляд на город и роль сообществ, смог переосмыслить свой и до того критический взгляд на городское пространство.

Презентация на пляже Bellavista в Копенгагене

Сколько это всё стоило

В год моего набора обучение ещё было недорогим — всего 1140 евро в год. У нас было право на единоразовую выплату стипендии в размере около 1000 евро. Теперь, с получением статуса магистерской программы Erasmus Mundus, условия сильно изменились: стоимость для студентов не из стран ЕС, с одной стороны, выросла до 9000 евро в год, а с другой — появились места, где оплата обучения полностью покрывается фондом Erasmus. К тому же есть возможность попасть на места, где оплачено и обучение, и сверх того стипендия до 1000 евро в месяц. Эта сумма позволяет студенту совершенно спокойно учиться, снимать жильё и ни о чем не беспокоиться. Когда я поступал, конкурс был 20-25 человек на место, в этом году на места со стипендией претендует около 100 человек. Правда, жильё нам не предоставляли и приходилось постоянно думать, где его найти. Координаторы программы старались нам помочь, присылали сайты аренды комнат и общежитий. Но воспользоваться этим мы чаще всего не могли, поскольку общежитие, например, существенно дороже, чем среднее жильё. Приходилось просить помощи у друзей, если они были, искать ещё какие-то варианты. В этом плане мы были немного брошены, но это стало важной частью нашего обучения, я не жалею.

Воскресная поездка в горы Сьерра-Гуадаррама под Мадридом

Что я понял во время обучения

Каждый город был уникален. В Брюсселе поражает самобытность каждого из районов, сохранивших свои названия, культуру, даже языковые различия. В Копенгагене производит впечатление то, как город интегрировался с природой. Раньше я полагал, что в Москве много зелени, парков, есть даже Лосиный остров, где, как говорят, можно встретить пару лосей. А в Копенгагене на севере города есть парк Jægersborg Dyrehave, там живет около двух тысяч оленей. Оказалось, что мое понимание того, как город и природа могу соприкасаться, не имеет ничего общего с тем, как хорошо это может быть реализовано. В Мадриде очень развита культура жизни на улице. Люди встречаются на улицах, проводят там время. Вена — идеальный город для жизни, там все сделано максимально четко.  Общественный транспорт ходит точно по расписанию, не завися от погодных условий или того, что происходит в городе. Можно с точностью до минуты рассчитать свою поездку из любой точки города.

Магистерская программа концентрировалась на европейском опыте. Несмотря на то, что я считаю, что Россия — часть Европы, перенести их опыт в наши города очень сложно. И те вопросы, которые мы разбирали в ходе двух лет обучения, в России еще не появились или находятся в зачаточном состоянии. Большая часть той проблематики, на которую нас учили обращать внимание, для России пока не актуальна. Если мы изучаем, к примеру, влияние бесплатного городского общественного транспорта на экономику города, то в России мы задаем вопрос о необходимости общественного транспорта в принципе и думаем, не лучше ли расширить дороги в пользу автомобилей. Дискурс несколько запаздывает.

На программе я очень четко осознал, что у нас нет уникальных мест в городской среде, нас лишили возможности идентифицировать себя с городом. Вместо этого в России монотонные городские микрорайоны, где нет ничего интересного: они просто служат убежищем на то время, когда мы спим и не работаем. Единственное место, где мы можем находиться — это центр, если он сохранился, конечно. А если нет, мы даже не сможем отличить один город от другого.

Исследование велоинфраструктуры и велосообществ Вены

Кто учился вместе со мной

На программе со мной учились люди из разных европейских стран с совершенно разным бэкграундом: от архитекторов и урбанистов до специалистов по филологии и психологии. Было очень интересно смотреть, как они оценивали все происходящее. Во многих городах Европы проходит акция «Naked bike ride», и под девизом «Настолько обнаженный, насколько ты можешь себе позволить» большинство участников показывают, как уязвим может быть велосипедист.  В этом участвуют несколько тысяч человек, хотя обнажаются очень немногие, может, всего человек 25. Шесть из них были моими однокурсниками. Или когда мы поехали в Венгерскую академию наук на семинар по городскому развитию, часть студентов добиралась из Вены в Будапешт на велосипедах. У них совершенно другое отношение к себе, к миру, природе, городам. Мы этого пока оценить не можем. Была ли наша программа для них чем-то совершенно новым? Таких потрясений, как я, большинство из них не испытало. Все, что мы увидели и узнали, для них — само собой разумеющееся. Они скорее изучали подноготную, то, каким образом нужно апеллировать к интересам групп и лоббировать решения, нацеленные на улучшение качества жизни горожан, каким образом можно противостоять крупному бизнесу, например.

Недельный выездной семинар в Будапеште с представителями Венгерской Академии наук

Что делать потом?

Это очень сложный вопрос. Надо отдавать себе отчет в том, откуда ты родом и где собираешься работать дальше. В моем случае использовать полученный опыт для работы в России непросто. Можно, наверное, пойти работать в органы местного муниципального самоуправления. В любом случае, эти знания позволяют работать с девелоперами, консалтинговыми компаниями. А если ты собираешься работать в Европе, там можно устроиться в различные некоммерческие муниципальные организации, которые занимаются улучшением жизни горожан: транспортными агентствами, реорганизацией дворовых пространств, формированием местных сообществ. Очень хороший подобный опыт есть Вене: Gebietsbetreuungen. Это такой проводник желаний горожан власти. Офисы располагаются во всех районах Вены, каждый может прийти туда со своими вопросами и предложениями, которые будут согласовываться городской властью. Потом власть отчитывается  перед горожанами. Интересная красивая история, до которой нам еще очень далеко. Многие, кстати, после прохождения программы меняют место жительства. На нашей магистерской программе ты живешь в разных странах больше трех месяцев, поэтому в каждой необходимо получать право на пребывание. Обычно последнее такое разрешение запрашивается в Дании, а потом есть возможность подать документы на годичную визу для поиска работы. Ты имеешь на это право после магистратуры. Я свое последнее разрешение на пребывание делал в Бельгии, а Бельгия возможности остаться не предоставляет. Мне нужно было возвращаться в Россию. Сейчас я работаю руководителем проектов в UrbanUrban, занимаюсь циклом дискуссий об особенностях российских городов «Почему всё так?» и подготовкой одноименной книги.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Как устроена учеба по магистерской программе 4Cities»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Yulia BabiukYulia Babiuk 03 дек 2015, 16:06

Здравствуйте. Я собираюсь подавать документы в этом году на данную программу. Ваша статья мне помогла мне определиться с выбором, спасибо.

Яндекс.Метрика