москва
19 сен 2013
Поделиться

Новые герои: Андрей Будько и Настя Колесникова, организаторы «Городского маркета еды»

Автор: Лера Чубара

В рубрике «Новые герои» UrbanUrban рассказывает о людях, которые, не дожидаясь лучших времён, меняют пространство вокруг себя. 15 сентября в Москве прошел шестой «Городской маркет еды»: уже второй по счету в районе Сокол и первый — под крышей ангара. Мы встретились с организаторами маркета — Настей Колесниковой и Андреем Будько, — чтобы узнать, чем он отличается от других фестивалей еды, как согласовать его проведение и в чём состоит его социальная миссия.

Фотография:
Дмитрий Федотов | UrbanUrban.ru

В ангаре площадью 500 квадратных метров по периметру стоят 18 одинаковых ларьков («домиков», как называет их Андрей) и два трейлера. В каждом из них готовят, разливают напитки и торгуют продуктами. Раньше помещение, вероятно, служило складом, но в последнее время не использовалось. Привезенная мебель — украшенные лампочками деревянные стенды, разноцветные лавочки с резными спинками — эффектно контрастирует с жесткой индустриальной эстетикой места: зеленым светом, ржавыми балками на потолке, бетонный полом и облупившейся краской на стенах. В центре ангара стоит собранный из ящиков длинный стол со свечами, накрытый настоящим газоном. Вокруг него расставлены лавочки и стулья, но и на самом столе тоже можно сидеть. Несмотря на близкие к штормовым погодные условия и перекопанную в связи со стоительством Северо-Западной хорды Балтийскую улицу, посетителей хватает — у многих ларьков очереди. Продают сэндвичи, нарезанную по спирали картошку-фри на палочке, пироги, пунш, тортилью, бургеры с крабами и, конечно, кофе. Цены на еду и продукты — от 150 до 400 рублей. Погода и расположение ангара не предполагают случайных прохожих: пришли те, кто бывал на предыдущих маркетах и местные жители, узнавшие о событии из социальных сетей и расклеенных по району постеров. В основном, это компании молодых людей и семьи с детьми. Они неспеша курсируют между стендами, пробуют еду и общаются с продавцами.

Фотография:
Дмитрий Федотов | UrbanUrban.ru

Маркет работает с 12 часов. Большинство стендов открыто до восьми, но некоторые участники, распродав все, что привезли, закрываются к пяти вечера. В числе последних —  Настя и Андрей, которые, чтобы лучше понимать механику собственного проекта не только на уровне организаторов, но и на уровне участников, заняли один из домиков, и под вывеской «Буёк» готовили сытные сэндвичи с жареной рыбой.

Фотография:
Дмитрий Федотов | UrbanUrban.ru

«На данный момент, этот маркет мы считаем самым удачным» — говорит Настя. Впрочем, успех пока измеряется не экономическими показателями, а, скорее, субъективными ощущениями. Настя и Андрей убеждены, что «любой сериал рано или поздно начинает приносить деньги». Зарабатывать можно было бы уже сейчас, но ребята не хотят экономить на организации. «В отличие от нас нанятое агентство никогда не будет делать невыгодных лишних движений: покупать метры газона, что неликвидно и нелогично с точки зрения бизнеса, или делать дорогие вывески с печатью на пластике, когда можно сделать дешевые».

Пока основной источник дохода — это плата за участие. Ее размер зависит от конкретной площадки. Кроме того участникам необходимо внести примерно равный арендной плате залог — гарантия бережного отношения к предоставляемому оборудованию и мебели.

Фотография:
Дмитрий Федотов | UrbanUrban.ru
«Пироги с оленями»

Георгий из проекта «Пироги с оленями» подтверждает, что залог — хорошая идея: «Это гарантия, что арендаторы будут вести себя хорошо: не сломают и не испачкают оборудование, уберут за собой мусор. Как постоянный участник подобных мероприятий, я могу сказать, что ребята все профессионально делают. Мне почему нравится “Городской маркет”? Да, они берут какие-то залоги, но они и предоставляют отличные условия для работы: электричество, лампы, вывески, меловые доски, контейнеры для мусора — все это очень удобно».

Участники маркета кажутся довольными организацией и количество приходящих перед каждым событием заявок это подтвержает. Поскольку условием участия является арендная плата, а не процент от продаж, то Настя не пытается отбирать коммерчески успешные проекты, а старается предоставить площадку новичкам.

Пишут не только из Москвы. Проект активно зовут в регионы, но Настя с Андреем пока не планируют экспансию. «У меня была идея провести маркет в других городах, но для этого нам нужен спонсор: все загрузить, отвезти туда, провести работу. Проще местным людям сделать что-то подобное. Поэтому я на данный момент расслабилась — нам здесь еще копать и копать».

«Городской маркет еды» сейчас больше напоминает мини-версию гастрономического фестиваля, а Настя с Андреем хотят приблизить его к формату ярмарки выходного дня. Для этого нужно больше местных производителей, а не только кафе, чтобы жители района могли не просто съесть сэндвич или пирог на месте, но и купить продуктов домой. Но главное — регулярность проведения, которой маркет пока похвастаться не может. «Мы обсуждали на днях, куда расти. — рассказывает Андрей. — У нас есть 40 домиков, теоретически, мы можем делать маркет два раза в месяц. Даже при том небольшом количестве людей, что занимаются маркетом сейчас, это возможно, хотя и непросто. Но нужно искать постоянную команду монтажников, обучать, налаживать взаимоотношения, процессы логистики. Тогда уже можно будет либо появляться в один и тот же день в разных местах Москвы, либо переходить на еженедельный режим».

С другой стороны, такая неопределенность с форматом несколько облегчает согласование. «Есть ярмарка выходного дня или стационарная торговля, а если ты делаешь что-то нерегулярно, даже с готовой едой,  — это получается фестиваль, мероприятие, концерт и прочее. Соответственно, мы согласуем массовое мероприятие. Там есть свои тонкости: в зависимости от предполагаемого количества человек может понадобиться разрешение МЧС и так далее, но, в целом, это несложно. Скажу даже, что если бы мы начали с размышлений о том, как и в каких инстанциях мы будем согласовывать маркет, мы бы никогда ничего не сделали. Сначала я боялась, а потом стала читать закон и поняла, что проблем быть не должно, потому что мы ничего не нарушаем. Мне в самом Департаменте торговли сказали, что соответствующих законов действительно нет и уйдет три-четыре года, чтобы урегулировать то, что уже появилось. Но вещи, связанные с санитарными нормами, мы проверяем сами: у всех участников есть медкнижка и сертификаты на продукцию. Что касается финансовых документов, то те, кто первый раз приходит попробовать продавать пирожки, вряд ли будет для этого оформлять ИП, да это и не требуется. Но, в принципе, большинство участников уже оформлены как юридическое лицо».

На вопрос о том, будут ли они на постоянной основе включать в свой проект какую-либо социальную программу, ребята отвечают, что выход за пределы центра Москвы и есть часть этой программы. «Мы хотим помогать местным жителям знакомиться, развивать добрососедские отношения. На первый маркет на Соколе мы через управу пригласили одиноких пенсионеров, решили устроить для них общий обед. В итоге дедушки с бабушками пришли с талонами на бесплатную еду, которые им выдали в управе, быстро всё съели и явно не горели желанием общаться с соседями. Очевидно, что и они, и мы очень по-разному себе все представляли, у нас были разные ожидания. Но это был полезный опыт. Теперь мы будем думать, как это все лучше организовать. Понятно, что у нас пока нет таких ресурсов, чтобы помогать всем, скажем, восьмидесяти одиноким пенсионерам на районе. Наша задача — подать пример, вдохновить, чтобы жители могли подумать сами, что можно делать».

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Новые герои: Андрей Будько и Настя Колесникова, организаторы «Городского маркета еды»»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика