москва
05 ноя 2013
Поделиться

Модель для сборки: как провести кинофестиваль городских активистов

Автор: Ольга Щербакова

Фестиваль активистского документального кино «Делай фильм» прошел в Москве впервые, но организовано все оказалось на редкость толково: бесплатный вход, готовые ответить на любой вопрос волонтёры и отдельный кинозал на первом этаже, кафе с органической едой — на втором, зона отдыха с пуфами и видеоартом — на третьем. Всё это придумали и сделали те же люди, что уже третий год проводят марафон городских действий «Делай Сам» с его «Делай Саммитом». Кинофестиваль — это их новый, осенний, формат.

19 и 20 октября — в Культурном центре ЗИЛ прошла ярмарка режиссерских идей, где известные документалисты встретились с пока неизвестными гражданскими активистами. А через неделю — 26 и 27 октября — на заводе «Флакон» показывали фильмы про партизанское садоводство, стрит-арт и волонтеров хосписа.

 

Татьяна Каргина 

организатор фестиваля, координатор проекта Ecowiki.ru, член движения «В защиту Хопра» 

Фотография:
Дмитрий Федотов / UrbanUrban.ru
Татьяна Каргина

«Три года подряд мы проводим марафон городских действий «Делай Сам», объединяющий людей и инициативные группы, которые самостоятельно улучшают город своими руками. Мы очень хотим, чтобы как можно больше было известно об этих инициативах, о людях, которые этим занимаются, об успешных примерах самоорганизации для решения проблем городов и общества. Кино – лучший способ это сделать, а с помощью фестиваля мы хотим стимулировать появление нового активистского документального кино».

Логично, что и сам «Делай фильм» — это пример успешной самоорганизации. По сути, его активисты самостоятельно разработали модель, по которой можно «собрать» фестиваль в любом другом городе России. Главный принцип, по которому работает команда «Делай сам» — открытое сотрудничество и волонтёрство. Фестиваль некоммерческий: организаторы не получают зарплаты, не берут денег за вход, готовы бесплатно делиться опытом, принимают в свои ряды всех желающих. Вокруг фестиваля объединяются не только приятные, но и полезные  люди.

Через фейсбук нашлись ребята, которые бесплатно предоставили проекторы и аппаратуру, йога-центр, который одолжил двадцать пуфов, волонтеры, которые встречали на входе. Сразу несколько человек одновременно переводили в Google Docs субтитры для англоязычного фильма.

Один из главных вопросов  — где брать средства на проведение фестиваля? — у команды «Делай Сам» решился сам: на очередное мероприятие пришла представительница Московского молодежного многофункционального центра, который входит в структуру Департамента культуры Москвы. Активисты провели презентацию проекта и МММЦ поддержал их активность финансово. Еще одна интересная схема партнерства была реализована на субботнике вместе с компанией «Мегафон»: оператор предложил своим пользователям при помощи смс перевести деньги на уборку территории Москвы, мобильный краудфандинг собрал 100 000 руб.

Информационного спонсора «Делай фильм» нашли в лице оператора наружной рекламы Russ Outdoor, обратившись, они бесплатно получили 30 лайтбоксов на остановках и улицах. Оповещением журналистов и рассылкой пресс-релизов команда занималась уже самостоятельно. Как показал опыт тех, кто организовывает кинофестиваль в первый раз, основные статьи расходов — это полиграфия, аренда хорошей площадки и привозы международных участников. Команда «Делай фильм» особенно подчеркивает, насколько важно содействие «площадки»: для правильной атмосферы это должны быть настоящие партнеры и единомышленники. Также важно соблюдать зонирование: пока в одном зале проходит кинопоказ, в другом зале ничего не должно мешать общению. Ко всему вышеперечисленному можно добавить поощрительные призы для участников (у «Делай фильм» это был приз от Проекта ДОКер — прокат выбранного фильма в пяти городах России).

 

Дарья Мелиссина

организатор фестиваля

Фотография:
Дмитрий Федотов / UrbanUrban.ru
Дарья Мелиссина

«Поскольку у нас фестиваль активистского документального кино, то, придерживаясь формата, мы разделили программу на четыре блока: гражданские инициативы (защита общественных интересов, наблюдение за выборами, защита прав, экозащита); городская среда (городская самоорганизация, гражданская урбанистика); стрит-арт (искусство в городской среде, артивизм); социальные проекты (социальные проблемы и их решения, общественно значимые проекты, конкретные истории гражданских активистов). У каждого блока был свой куратор. Конечно, мы дали анонсы в соцсетях, на сайтах партнеров и на сайтах всех возможных киношкол о том, что проводим некоммерческий фестиваль и приглашаем к бесплатному участию режиссеров. Однако именно кураторы занимались поиском документальных фильмов в своей категории. Мы, что называется, подстраховались: даже если бы никто из режиссеров не откликнулся извне, нам было бы что показывать. Кураторы по крупицам находили и отбирали контент, потому что в России таких фильмов очень мало, а на Западе, наоборот, очень много».

В программе кинопоказов двадцать фильмов двадцать непридуманных историй из жизни. Фильм о движении больничной клоунады в России и его инициаторе Константине Седове, который вместе с друзьями «лечит смехом» безнадежно больных детей. Фильм об уличном художнике Паше 183 — даже не фильм, а сборник видео-материалов о его творчестве и взглядах на жизнь. Снятый в 2002 году фильм про Эльбрус и его нечистоплотных покорителях. Два фильма из Белоруссии  — Food not Bombs и «Жертва хромого бытия» — о личностях, меняющих мир вокруг себя. Кино одного из соорганизаторов фестиваля Марии Мускевич об «электоральном туризме» и наблюдателях, получивших «боевое крещение» на федеральных выборах и приезжающих обеспечивать независимый контроль в регион. Фильмы про волонтеров, работников хосписа, про закрытую систему детских домов, показанную изнутри.  Полнометражный Urbanized, в котором известные архитекторы Рэм Колхаас, Норман Фостер, Оскар Нимейер, городские планировщики, политики, строители и философы со всего мира «на пальцах» объясняют, как устроены города, и какие с ними могут быть проблемы. Ироничные истории про стрит-арт от участников «Партизанинга».

 

Игорь Поносов

активист движения «Партизанинг»

Фотография:
Дмитрий Федотов / UrbanUrban.ru
Игорь Поносов

«Для меня, как для куратора, в фильмах была важна арт-составляющая. Мы внесли в программу активистского кино свою партизанинг-коррекцию, продемонстрировали активистам ироничный, художественный взгляд на вещи. Стрит-арт ведь не просто обозначает общественную проблему, он вдохновляет на ее решение или на переосмысление. Арт-активизм — это действия ироничные, не «в лоб», выдергивающие зрителя из рутины и заставляющие задуматься. На «Делай фильм» мы представили 4 работы: «Дареному коню в зубы не смотрят», «Стрит-арт: дружинники против художников», «Паша 183» и Insitu — самостоятельные сюжеты о французских стрит-арт концепциях. Кстати, партнеры фестиваля — пропагандисты документального кино «Проект ДОКер»  — отдали свой приз режиссеру фильма «Паша 183» Никите Номерзу. Теперь его ленту покажут и в других городах России».

В качестве хэдлайнера на первый кинофестиваль привезли Эмму Гуд из Великобритании, cнявшую фильм о движении Transition Towns. Оно возникло в 2005 году в ирландском городе Кинсейл как ответ местных сообществ на вызовы глобального потепления. Основатели движения делают ставку на сознательность рядовых горожан, которые самостоятельно могут уменьшить использование ископаемого топлива, но не в ущерб качеству жизни. Скажем, вместе открыть станцию солнечных батарей, которая будет снабжать местность энергией. Они разработали алгоритм, с помощью которого местные сообщества могут встать на путь устойчивого развития. К 2013 году в рамках движения Transition Towns было реализовано 1400 проектов в 44 странах.

 

Эмма Гуд

режиссер фильма Transitions 2.0

Фотография:
Дмитрий Федотов / UrbanUrban.ru
Эмма Гуд

«Понятия не имею, смогут ли оригинальные идеи Transition Towns сработать в Роcсии. Возможно, жители просто не знают, с чего начать, и мастер-класс мог бы помочь; возможно, в образовательных целях нужно перевести книгу о нашем движении; возможно, наш фильм послужит источником вдохновения и Россия займет свое место среди других стран-участниц проекта. Я слышала, что есть проблема с местными сообществами: здесь они слабо развиты или отсутствуют вовсе. В любом случае, то, что наш фильм занял центральное место в программе кинофестиваля, — большая честь для меня и хороший знак для проекта в Transition Towns».

На ярмарке идей в первый уикенд фестиваля активисты и режиссеры объединились, возможно, впервые. У организаторов была цель свести тех, кому нужны идеи для их фильмов и тех, кто готов рассказать о существующих инициативах, но у кого нет режиссерских навыков снять фильм самостоятельно. В результате работы с активистами набралось пятьдесят тем. Инвалиды, дети-сироты, экология, протестное движение, мигранты, заключенные, борьба с плохими дорогами, дураками, спасение России... Из них организаторы выбрали девятнадцать. Авторы идей прошли тренинги: их обучили работать с презентациями и рассказывать про свой проект. Рассказывать так, чтобы режиссер захотел увидеть этот сюжет по-своему.

 

Мария Мускевич 

куратор Ярмарки идей для режиссеров и гражданских активистов, режиссер документального кино

Фотография:
Дмитрий Федотов / UrbanUrban.ru
Мария Мускевич

«Участникам ярмарки раздали специальные бюллетени для голосования, по результатам которого были выбраны три темы для потенциального кино: тушение пожаров, партизанское садоводство, движение в защиту реки Хопёр. Но были и другие. Например, Митя Алешковский со своим волонтёрским видео-архивом «Амур-2013». Всё уже снято, надо только смонтировать, и придумать, как из этого сделать кино. Была тема про мигрантов. Только не про драки Бирюлево, а про межкультурный лекторий «Лицом к лицу», где проводятся вечера знакомств с разными национальными традициями. Пока одни громят, ненавидят, отчаиваются, где-то еще остаются островки взаимопонимания. Была тема «Любовь в тюрьме», предложенная Ольгой Романовой. О том, что такая любовь, через решетку, через забор — она, может быть, самая проверенная и настоящая».

По итогам ярмарки счастливо образовалось четыре пары: четыре режиссера сообщили о намерении делать кино вместе с гражданскими активистами. Есть шанс, что результаты сотрудничества появятся в программе следующего фестиваля. В таком случае, «Делай фильм» станет отправной точкой для производства документального кино про городских активистов и этим оправдает своё название окончательно.


Если вы готовы провести фестиваль «Делай фильм» в своём городе или у вас есть возможность организовать показ одного из фильмов, свяжитесь с организаторами фестиваля: delaifilm@gmail.com

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Модель для сборки: как провести кинофестиваль городских активистов»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика