нью-йорк
11 дек 2013
Поделиться

(Авто)мобильная лаборатория городских исследований

Автор: Дина Григорьева

В течение двух лет передвижная лаборатория городских исследований BMW Guggenheim Lab побывала с гастролями в Нью-Йорке, Берлине и Мумбаи. Её сотрудники заставили жителей полюбить городской шум, учили «взрывать» парки и детские площадки и измеряли уровень счастья при помощи смартфонов.

Фотография:
bmwguggenheimlab / flickr.com

Почему большие корпорации занимаются маленькими детьми, а производители вредных продуктов агитируют за здоровый образ жизни? Потому что с 50-х годов самые прогрессивные из них стали использовать для своего продвижения социальный маркетинг. Предметом корпоративного интереса может быть всё, что угодно, — борьба с курением, экология, поддержка местного производителя, детские и образовательные проекты. Всё более популярными становится инициативы по проведению городских исследований. Тема новая и в медийном отношении весьма благодатная, поэтому наиболее прогрессивные компании охотно ее эксплуатируют. Конечно, улучшая мир, они попутно укрепляют позиции собственного бренда, и, в конечном итоге, увеличивают свою прибыль. Однако не стоит сбрасывать со счетов, что таким образом большие корпорации компенсируют недостаток федеральных программ.

Хорошим примером является компания Nike, представившая недавно очередной временный проект — футбольное поле, которое рисуется лазерными лучами и по запросу горожан может появиться где угодно. Другой знаток социально-ориентированных проектов — Coca-Cola, которая под девизом «Давайте есть вместе» создала итальянский ресторан на колесах. Фургон с выезжающим из него столом путешествовал по городским площадям и угощал всех желающих пиццей и пастой. IKEA и вовсе собралась построить целый идеальный район, который был призван стать таким же простым и предвосхищающим все потребительские запросы, как и вездесущая продукция компании. Однако в последнем случае специалисты заметили, что создание идеальных районов по одному лекалу невозможно. Именно поэтому в области соцпроектов крупных концернов востребована исследовательская деятельность. Как живет современный город? В каком направлении развивается? Чему мы должны научиться и что нового можем узнать о городах? Такие вопросы были поставлены в «самом амбициозном», по оценке BBC, городском проекте – BMW Guggenheim Lab.

Фотография:
bmwguggenheimlab/flickr.com

Что такое BMW Guggenheim Lab?

BMW Guggenheim Lab — это созданная Фондом Соломона Гуггенхайма и корпорацией BMW Group передвижная лаборатория для исследования городских проблем. Мобильная площадка должна была побывать в девяти крупных городах мира в течение шести лет. Пока проект удалось реализовать в Нью-Йорке, Берлине и Мумбаи, а его результаты представлены на выставке в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. «Противостояние комфорту» (Confronting Comfort) — так звучит тема первого цикла. Противопоставив понятия комфорта и социальной ответственности, кураторы проекта сформулировали ряд вопросов: как сделать город более чутким к потребностям людей, как помочь им чувствовать себя увереннее в городских условиях и как найти баланс между современными представлениями о комфорте и экологической сознательностью. В бесплатные образовательные программы вовлечены жители каждого из трех городов и он-лайн-участники со всего мира. Лаборатория призвана вдохновить общество на постоянное обсуждение современной городской жизни и совместное формировании новых идей. Об успехе предприятия можно судить по числу участников проекта — за два с половиной месяца это были более чем 54 тысячи человек из 60 стран. Сайт проекта посетило 329 тысяч пользователей.

Нью-Йорк

Первая «поп-ап» лаборатория появилась в районе Ист-Виллидж в Нью-Йорке в августе 2011 года. Ею стал созданный архитекторами японского бюро Atelier Bow-Wow легкий сборно-разборный каркас, затянутый углеродным волокном и образующий 2500 квадратных метров площади. Она могла превращаться в лекционный зал, сцену или мастерскую, а сквозь прозрачную сетку за работой лаборатории могли наблюдать случайные прохожие. На сайте проекта можно было разместить свои предложения по обустройству Нью-Йорка — от пожеланий получать бесплатное мороженое до просьбы сделать шире тротуары.

Идеями делились и приглашенные эксперты — дизайнеры, уличные артисты, музыканты, лидеры в области градостроительства и устойчивого развития. Кроме традиционных лекций и круглых столов в программе были мини-проекты необычных форматов. Например, в интерактивной он-лайн игре Urbanology жители могли выступить в роли градостроителей и предложить свои идеи, касающиеся каких угодно тем: транспорт, система здравоохранения, благоустройтсво, экология, богатство, городской образ жизни. А экскурсионный тур Garbology представлял собой путешествие по свалкам Нью-Йорка. Во время поездки участникам предлагалось проследить как вследствие привычки потребления мусор становится элементом городского пейзажа и даже частью природного ландшафта. В другой серии экскурсий под названием Testing, Testing! Горожане исследовали психологические последствия пребывания в разных городских условиях и искали ответы на вопросы «Как город влияет на наше тело?» и «Почему человек может вычислить расстояние до Луны и при этом заблудиться в торговом центре?»

В самой лаборатории на Ист-Виллидж работала студия звукозаписи — проект Walking Waves. Желающие поэкспериментировать в этой студии тоже изучали город, но разыскивая и записывая характерные для мегаполиса шумы. Из собранного материала они создавали собственные ремиксы, и в результате была собрана коллекция аудио-файлов с нью-йоркскими звуками. Кстати, почти все события, проходящие в BMW Guggenheim Lab, транслировались в прямом эфире местного East Village Radio.

Берлин

В Берлине лаборатория расположилась в районе Пренцлауэр-Берг рядом с бывшей пивоварней — комплексом Пфефферберг. За полтора месяца BMW Guggenheim Lab Berlin организовала две сотни дискуссий и мастер-классов, показала 14 фильмов и провела 27 общегородских исследований, включая специальные экскурсии в окрестностях Берлина. Член берлинской команды итальянский архитектор и преподаватель MIT Карло Ратти предложил действовать под девизом «Лучший способ предсказать будущее города — придумать его самим». Так один из проектов – Free Space Berlin – призывал горожан посмотреть, какие территории, находящиеся в собственности города, пустуют или используются недостаточно эффективно. На специальной карте можно было отметить другой вариант использования. При этом новоиспеченные урбанисты могли тут же получить отклик на свои идеи от жителей района или просто прохожих. Проект Make Space предлагал то же самое, только для более камерных пространств — крыш, террас, парковочных площадок и дворов. На сайте завели блог для виртуального мозгового штурма, а также дали инструкции по превращению довольно тривиальных мест в точки притяжения для местного комьюнити.

Тому, как «взорвать» привычные парки и детские площадки учили на специальных мастер-классах для детей и взрослых. В ход шло все — от светодиодов, цветных спреев и труб ПВХ до техники импровизации и юмористических сценок. Говорили о том, как активизировать часть мозга, отвечающую за инновации, что нужнее — новое кафе или собачий парк — и почему бы не парковать на автостоянке стулья вместо машин?

«Полевой» способ исследований использовался в серии лекций на колесах Field Trips. Авторы назвали ее коллективной разведкой или возможностью получить информацию за пределами аудитории. Пунктами посещений становились обычные дома городских жителей, их рабочие места, необычные постройки и секретные переулки, а главным инструментом был велосипед. Кстати, в нескольких обычных школах Берлина открыли бесплатные вело-курсы для женщин. Они были организованы в районе Кройцберг и ориентированы в особенности на женщин–иммигрантов, которые не освоили этот вид транспорта в детстве.

Перестройка, переделка и ремонт стали одной из ключевых тем берлинской лаборатории. На мастер-классах проекта Engineering Genius Bar опытные инженеры показывали что можно сделать со старым мобильным телефоном, а на занятиях серии Making Things Move for Kids дети учились создавать всевозможные механизмы — от простого колеса до хитроумной машины. Проект This City Life вывел юных исследователей прямо на улицы – они должны были опрашивать прохожих, делать подкасты с городскими звуками, исследовать окрестности и рисовать карты – в общем, осваивать то, чему обычно не учат в школе.

Мумбаи

В Индии помимо центральной лаборатории, организованной в сотрудничестве со старейшим в Мумбаи городским Музеем доктора Бхау Даджи Лад, по всему городу были размещены дополнительные спутниковые площадки. При их проектировании за основу был взят мантапам — открытое и приподнятое над землей традиционное индийское сооружение, которое обычно используется для праздников и общественных мероприятий.

Программа фокусировалась на связи частного и общественного. В перенаселенном Мумбаи актуальна проблема поиска личного пространства. В ходе исследований было опрошено около 800 человек, и выяснилось, что часто вся семья живет в одной небольшой комнате. Из-за стесненных жилищных условий приватными становятся общественные территории. Проект Your Place, My Place, or Our Public Space? Privacy and Spaces in Mumbai был задуман как инструмент исследования этой темы. Участникам предлагалось соединить привычные городские действия (чтение, разговор, прогулки) с разными общественными местами (рынки, парки, улицы). Получилось более 250 «карт памяти», которые показали, что большинство личных встреч проходит на людях. При этом наиболее подходящими считаются большие открытые пространства — набережные и майданы — или места, где требуется плата за вход — кинотеатры, клубы и даже общественные туалеты.

Авторы психогеографического исследования измеряли уровень стресса и счастья на городских улицах. Приборами для измерений служили обычные смартфоны — участники эксперимента просто гуляли по городу и фиксировали свое настроение. В другом улично-исследовательском проекте желающим предлагалось увидеть город, не видя его вообще. Горожан приглашали на «Слепую экскурсию», в ходе которой они могли пройтись по привычным местам с завязанными глазами и почувствовать запахи и звуки, которые раньше не замечали.

Важной для Мумбаи инициативой стал международный конкурс на перестройку Nagar Traffik Junction — одного из самых загруженных транспортных узлов, через который в час пик проходит около 60 тысяч автомобилей и велосипедов. Пролегающее через него шоссе входит в десятку наиболее опасных дорог Мумбаи. Обещают, что предложения победителей будут рассмотрены и реализованы в ближайшие годы.

100 тенденций и протесты

Собранная в ходе проекта информация трансформировалась в три сборника под названием «Сто городских тенденций». Каждый из них состоит из идей, оказавшихся особенно важными для Нью-Йорка, Берлина или Мумбаи. Эти же находки представлены на открывшейся в Музее Гуггенхайма выставке «Коллективный город: Сто городских тенденций» (Participatory City: 100 Urban Trends). Все, что удалось придумать и реализовать в течение двух лет, демонстрируется на стенах музея при помощи видео-проекций.

Можно было бы говорить о триумфальном завершении проекта, если не знать о том, что корпорация BMW Group приостановила его финансирование, не дожидаясь запланированного завершения в 2016 году. Досрочный выход из проекта компания объясняет «сменой фокуса в корпоративной стратегии». По официальной версии, ограничиться тремя городами вместо заявленных девяти решили потому, что и за прошедший период накопилось огромное количество интересной информации. Но, кажется, реальная причина не столько в избытке материала, сколько в той реакции, которую вызвал проект.

Немецкая газета Spiegel писала о том, что еще на общественных слушаниях некоторые жители Берлина отнеслись к планам BMW и Guggenheim очень негативно. Была даже создана кампания Stop gug lab. Один из ее представителей сказал: «Существует целое движение против BMW из-за того, что они массово использует временных рабочих. Неужели они собираются учить нас социальной ответственности?» Неудивительно, что теперь многие объясняют поведение BMW боязнью навредить своему имиджу вместо того, чтобы, наоборот, улучшить его. По мнению жителей района Кройцберг, проект был хорош лишь для автомобильного гиганта, стремящейся приобрести новых поклонников марки, и для местных владельцев недвижимости, которая благодаря модной инициативе должна была вырасти в цене.

На открытии лаборатории в Нью-Йорке протестующие также держали в руках плакаты со словами «Джентрификация – это классовая война. Дадим ей отпор!» Организаторы проекта пытаются демонстрировать максимальную открытость по отношению к таким протестам. Например, пока Зукотти-парк был занят протестующими движения «Захвати Уолл-стрит», они тоже отправили туда свой десант. Впрочем, когда активисты появились на закрытой вечеринке BMW Guggenheim Lab со своими спальными мешками и готовностью захватить лабораторию, организаторы свернули праздник и вызвали полицию.

Так или иначе, получив и восторженные, и критические отзывы, проект показал множество эффективных инструментов работы в городе. Глава культурного отдела BMW Group Томас Грист (Thomas Grist) сказал, что это был самый крупный общественный проект для компании. Одно только строительство мобильной структуры в Нью-Йорке и последующее ее перемещение в Берлин обошлись в 3 млн долларов. Сегодня, несмотря на то, что компания по-прежнему остается глобальным партнером Фонда Гуггенхайма, будущее BMW Guggenheim Lab остается неопределенным. Впрочем выставка, как и было обещано, открылась в музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и будет работать до 5 января 2014 года.

 

 

Об авторе

Дина Григорьева

Окончила философский факультет СПбГУ. Работала в архитектурном журнале Project Baltia и фонде PRO ARTE. В настоящее время учится в Abo Academi в Турку (Финляндия).

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «(Авто)мобильная лаборатория городских исследований»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Igor LandgrenIgor Landgren 13 дек 2013, 14:44

Очень интересная статья. Жду новых историй от прекрасного автора.

Яндекс.Метрика