мальмё
01 июл 2014
Поделиться

Ребенок играющий: как выглядит детский рай на юге Швеции

Автор: Дарья Бычкова

Мальмё, третий по величине город Швеции, известен как один из самых дружелюбных к детям городов Европы. Именно здесь построили тематические игровые площадки, которые принесли городу первую европейскую награду City for children. Специалист по детским городским пространствам Дарья Бычкова, отправившаяся исследовать секреты дружелюбных к детям пространств Скандинавии, делится с UrbanUrban своими находками.

Контекст

Город, получивший пилотную награду в номинации Design of Open Spaces and Play Areas, должен быть усыпан детскими площадками, как грибами, подумают многие. Но при первом знакомстве c Мальмё совсем не возникает ощущения ни города-сада, ни бескрайнего игрового ландшафта: везде присутствует северная аккуратность и европейский порядок, большинство дворов многоквартирных домов огорожены невысокой оградой, внутри зачастую находится своя маленькая детская площадка, возведенная на средства сообщества жильцов (ТСЖ, в российском понимании) и состоящая, как правило, из стандартного набора качели-горка-песочница. К тому же в поисках ближайшей детской площадки в обычном жилом районе Мальмё придется пройти намного больше, чем в спальном районе Москвы: одна детская площадка приходится здесь в среднем на 1600 жителей, в российской же столице — одна на 750.

Мальмё с населением 300 тыс. человек насчитывает около 220 городских игровых площадок, 20 из которых — тематические. Именно эти площадки сделали Мальмё известным, и заставили семьи из других уголков страны приезжать туда ради увлекательного путешествия с одной площадки на другую. Дизайн именно этих площадок многие города мира сегодня начинают активно заимствовать.

Как ни странно, проект тематических площадок родился в результате наступившего кризиса и последующего ограничения финансовых возможностей. О том, как именно это случилось, рассказала Каролин Ларсон, главный архитектор проекта, ландшафтный архитектор департамента инфраструктуры и парков города Мальмё.

«До появления тематических игровых пространств у нас было всё как у всех: мы делали достаточно стандартные площадки в рамках обязательной программы. В начале 1990-х Швеция переживала сильный экономический спад, и мы с трудом представляли, что можно сделать на бюджеты, которыми тогда располагали. Было решено просто провести инвентаризацию того, что на тот момент имелось для детей в городе. Мы прошли по всем площадкам и зафиксировали, что есть и чего нет, как активно инвентарь используется местными детьми, сколько детей и какого возраста живут вокруг. Анализ собранной информации привёл к неутешительным выводам: места для игры оказались самыми забытыми и малопродуманными уголками в городе — какие-то по причине плохого содержания, а какие-то просто потому, что срок их службы давно истек. Многие площадки уже совсем не испольовались, поскольку демографическая картина района со временем поменялась, детей там стало меньше и спрос на подобные места, соответственно, исчез».

Во второй половине 1990-х экономическая ситуация в стране стала улучшаться и исследование, проведенное на фоне экономического кризиса, оказалось как никогда актуально и легло в основу нового руководства «Об игре и игровых пространствах» (Program for play and playgrounds) — основного документа правительственной программы, стартовавшей в 1996 году и подразумевавшей реконструкцию всех игровых пространств города, уничтожение ненужных и возведение новых. Программа продлилась 10 лет и дала ощутимые результаты: многие игровые площадки подверглись реконструкции, от 17 площадок просто отказались по причине невостребованности, еще 12 перешли в частную собственность после взаимных переговоров и договоренностей с собственниками земли.

Как это выглядит?

«Городу недостаёт зелени на улицах, а значит, дети лишены возможности играть в живом, стимулирующем любознательность окружении, — комментирует Каролин Ларсон. — Так почему бы не компенсировать это иным видом интерактивных пространств?» Так родилась идея тематических площадок — совершенно иного типа игровых пространств с уникальным, особенным дизайном, где в каждой площадке заключена своя неповторяющаяся ни на одной другой история.  «Конечно, они не могут заменить природу, но могут стать дополнением, способным удовлетворить исследовательский интерес ребенка и потребность в окружении, кидающем вызов и дающем возможность испытать свои границы, — дополняет Каролин. — Мы хотели сделать пространства, которые бы пробуждали в ребенке любопытство и стимулировали фантазию, были бы привязаны к месту и учитывали его характерные черты».

Городские власти возвели первые 13 тематических площадок к 1997 году, ещё три — к 2006 году и на сегодня их число достигло 20-ти. Они рассыпаны по всему городу и немалая их доля приходится на районы, далекие от центра.

В огромном тематическом разнообразии для каждого — и взрослого, и ребёнка — найдётся пространство по душе: здесь и площадка «Джунгли», и «Паучиная», «Лесная», «Приключенческая», «Водная», «Ферма», «Бетонная», и даже «Африканская», «Морская», «Музыкальная» и множество других. Самые же яркие из исследованных нами на собственном опыте — это площадка «Движения», «Сказочная» и «Экологическая».

Площадка «Движение» расположена в районе Розенгорд, самом мультинациональном и проблемном районе города, где трудно встретить коренных шведов — здесь селятся в основном приезжие из Азии, Ближнего востока, африканских и арабских стран. После очередного посещения становится ясно, почему «движение» культивируется именно тут: традиции пользователей предполагают активное физическое взаимодействие как между собой, так и с окружением.

«Сказочная» площадка расположена в Slottsparken — центральном парке, окружающем старейший городской замок, и построена одновременно на нескольких сценариях, берущих свое начало из книги шведских писателей-сказочников: здесь царство добрых сил с небесно-голубой рекой, яркой радугой-горкой и забавными пузырями-холмам соседствует с темными силами, захватившими сказочный лес. Если говорить о сложности сюжета, то эта площадка, пожалуй, одна из самых привлекательных. Именно она в свое время помогла вдохнуть новую жизнь в городской парк рядом с центральной библиотекой.

«Экологическая» площадка — одна из самых больших по размеру среди городских. Располагается она в новом современном районе, возникшем на месте городского порта: огромный желтый шар-купол и спускающиеся во все стороны винтовые горки, подвесной веревочный мост, словно привезённый из джунглей, лабиринт из камней, множество холмов с различной растительностью — всего не перечесть.

Интересно, что на всех площадках есть типовые элементы — их заметит любой пришедший. «Даже уникальные тематические пространства мы стараемся составлять из стандартных элементов, — комментирует главный архитектор проекта. — Такое оборудование уже прошло тесты и имеет сертификат (как и все европейские страны, Швеция применяет общепринятый европейский стандарт безопасности игрового оборудования). Если же мы придумываем какой-то нестандартный элемент, то обязательно приглашаем консультанта по детскому игровому оборудованию в нашу проектную команду и он помогает нам советами и расчетами в процессе работы. Получения сертификата отдельно на новый элемент в результате не требуется — подписи такого консультанта на документах достаточно для подтверждения их безопасности».

Нельзя не упомянуть, что проект тематических пространств стал также отличным маркетинговым шагом городского управления и продолжает привлекать в Мальмё множество туристов с детьми, специалистов по городским пространствам и представителей городских властей не только из других уголков страны, но и мира — неплохой пример, как через реальные практически полезные действия поднять интерес к городу вцелом.

Шведская игровая площадка: рецепт

Через 10 лет после начала программы по реабилитации игровых пространств города департамент инфраструктуры и парков города решил пересмотреть руководство «Об игре и игровых пространствах»: нужно было идти в ногу с современными исследованиями игры и детства. Побуждали к этому и всеобщая осведомленность о необходимости присутствия риска в игре, понимание, что дети должны иметь возможность играть в безопасном, но одновременно стимулирующем окружении, а также осознание значения качественной городской среды, игровых пространств на открытом воздухе и адекватных мест для игры на улицах города для целостного развития ребенка.

Так в 2006 году у департамента появилась обновленная версия руководства, которая используется и по сей день. Как оказалось, она совсем не похожа на толстый том ГОСТов или СНИПов, составляет всего лишь десяток страниц и доступна для изучения любому. Правда, на шведском.

1
В вводной части чётко обозначено, что «главная цель при создании площадки — формирование у детей города Мальмё позитивного богатого окружения и, как результат, возможности развить позитивное отношение детей к паркам и общественным местам своего города, которое останется у них на всю дальнейшую жизнь», а вот «одна из важнейших задач работы архитектора — это создание разнообразия игровых пространств даже среди типовых площадок, вписание площадки на местность с учетом локальных элементов и ресурсов, посадка растений и деревьев вокруг и на игровом поле, учёт рельефа местности и прочих уникальных деталей места».
2
«В рамках проекта городского планирования при выборе мест для детских площадок должны учитываться наличие парка в пешеходной доступности, организация пешеходных и велосипедных дорожек в округе, доступность других зеленых зон, расстояние между жилыми домами и другими городскими парками». В российской же действительности на сегодня учитывается скорее усредненная цифра «столько-то площадок на столько-то квадратных метров территории с таким-то радиусом обслуживания».
3
«Игровое оборудование — важный, но не достаточный инструмент для создания полноценного игрового пространства. «Оборудование должно рассматриваться как дополнение к хорошо спроектированному игровому ландшафту». Невольно вспоминается российский принцип «раскидать по территории горки, лесенки и качели», как тренажеры в спортзале, а после — повторить тот же ход в соседнем дворе. Задумайтесь, что бы могло измениться, если вместо трех одинаковых с расстоянием в 100 метров друг от друга площадок, была бы размещена одна продуманная, отражающая дух места, хоть до неё и пришлось бы идти целых 300 метров?
4
«Детские площадки — это не просто безопасные оазисы для детской игры, но и место общения и встреч родителей и взрослых, место где они знакомятся и общаются, именно поэтому они должны стать привлекательны и для взрослых - иметь интересный ландшафт, видовые точки, удобные места для сидения, доступ солнечного света и достаточное количество зеленых насаждений».

Выбор материалов для площадки должен быть продиктован положением района и контингентом местных жителей. Этот фактор диктует, насколько материалы должны быть устойчивые к разного рода обращения с ними будущих пользователей. Прямо скажем, очень актуальный момент для районов с богатой демографической картиной (невольно вспоминается площадка «Движение» в районе Розенгорд).

Четкий набор игровых элементов и указание количества горок, каруселей, качелей и другого оборудования в руководстве указан в руководстве сухо и кратко. «Если говорить о стандартных детских площадках, которые на самом деле составляют 90% от общего числа в городе (и лишь 10% — тематические), — комментирует Каролин, — то мы стараемся не делать две одинаковые площадки в соседних дворах: у ребенка должно формироваться чувство пренадлежности и самобытности окружения своего двора, его особенное неповторимое определение — именно с собственного двора начинается формироваться понимание “я отсюда”, “это мой дом/район/город”. Если мы и повторяем какие-то из типовых площадок, то стараемся разнести их на плане в далекие друг от друга районы город».

Согласно руководству, на площадке должны в обязательном порядке присутствовать (и тут мы подходим к особо интересным и провокационным для российской действительности пунктам):

  1. Игровые элементы, созданные природой, а также различные растения — те, что могут обеспечить детей живым игровым материалом в различное время года. Цветы, кусты с различным типом листвы, камни, живые изгороди, фруктовые деревья помогают детям лучше выражать себя в игре и подпитывают их воображение.

  2. Податливые игровые материалы, которыми можно манипулировать — так называемые loose parts или «свободные, незакрепленные элементы». Ими могут быть палочки, листья, камни или разного рода коробки, принадлежности для строительства и даже велосипеды и машинки.

  3. Игровое оборудование, размещенное в контексте и в связи с окружающими зелеными посадками — такой подход создает среду, привлекающую детей и стимулирующую воображение.

  4. Элементы, обеспечивающие качественный досуг для взрослых. 

«Площадка должна иметь красивые пропорции, качественно подобранные материалы, поскольку через качественный дизайн демонстрируется уважение к детям и к каждому посетителю».

В руководстве городские площадки делятся на тематические, районные, локальные и точечные. Тематические площадки работают на радиус, в котором проживают максимум 1600 детей, в масштабах города Мальмё это минимум одна площадка на два района. Их стараются размещать в парках, поскольку одно такое игровое пространство способно вдохнуть новую жизнь в целый парк. Первые тематические площадки были рассчитаны на детей школьного возраста (именно поэтому большинство из них находится рядом со школами), но быстро стало ясно, что они не менее интересны и самым маленьким детям, поэтому сегодня тематическая площадка — это пространство для всей семьи.

Районные площадки расчитаны на 1000 детей, проживающих вокруг, и работают на радиус 600 м. Они ориентированы в основном на детей 1–12 лет и допускают, что одновременно на них может гулять несколько групп детского сада. Локальные площадки рассчитаны на 240 детей, максимальный радиус 240 м и размещаются, как правило, среди жилой застройки или в местном парке. Точечные площадки, которые предполагаются для использования скорее детьми одного двора или квартала (то есть детьми из нескольких домов), в Мальмё практически перестали строить. «Такие мини-версии есть в огороженных дворах многих домов, они являются частной собственностью и достаточно хорошо служат нуждам детей конкретного двора или квартала», — поясняет Каролин.

Местные родители и дети не обделены и интерактивной информацией об игровых пространствах. Есть два сайта, посвященные детским площадкам города: на Lekpark Malmö можно найти карту со всеми детскими площадками, их четким местоположением, описанием оборудования и элементов, а на Lekplats Malmö, составленном одной из местных мам, последовательно исследовавшей все игровые площадки города вместе со своей дочерью, они отсортированы по районам и типу.

История тематических пространств — интересный и амбициозный проект, оживляющий город и выделяющий его среди ему подобных. Правда, вспоминается интересный факт: то, что в Мальмё считается тематической  площадкой, — в Копенгагене представляет собой новый принцип устройства общественного пространства. Но об этом в следующих материалах.

Об авторе

Дарья Бычкова

Окончила МАрхИ и Institute for Advanced Architecture of Catalonia в Испании. Работала в бюро WMA (Willy Müller Architects) в Барселоне, где вела проекты для Испании, США и Азии. Позднее вернулась в Москву и присоединилась к команде «Бюро 500» для проектирования жилых и общественных комплексов столицы. Наряду с этим занимается поддержкой и распространением принципов «дружелюбного города для детей».

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Ребенок играющий: как выглядит детский рай на юге Швеции»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Ilya KorobovIlya Korobov 30 июл 2014, 13:24

Ребята, материал отличный, только вот фотографии как-то подкачали, частностей много, а общих планов нет.

Не видно совершенно, как там круто((

Яндекс.Метрика