амстердам
29 окт 2014
Поделиться

Сабина Лебеск: «Ездить на автомобиле — все равно, что пользоваться печатной машинкой»

Автор: Серафим Ореханов

Сабина Лебеск, советник мэрии Амстердама по культурному наследию, историк архитектуры и урбанист, рассказала UrbanUrban о том, как голландский опыт можно применить в России, об ответственности жителей исторического центра и перепрограммировании территорий.

Фотография:
Moyan Brenn/Flickr

О важности воды в городе

Часто, чтобы то или иное городское пространство начало новую жизнь, не нужно почти никаких усилий. Нужна лишь своевременная идея. Сейчас в это трудно поверить, но вода в Амстердаме очень долгое время недооценивалась. Особенно показательна история с районом вокруг здания вокзала. Раньше, лет двадцать назад, вокруг него были заброшенные промзоны и бедные кварталы с высокой преступностью. Зато буквально в нескольких сотнях метров стояли большие магазины, были людные улицы и хорошие рестораны. А надо-то было всего лишь «развернуть» здания к реке, продумать их использование и развивать образ Амстердама как «северной Венеции». До этого у зданий были только фасады, выходящие на улицу; когда им сделали фасады и со стороны реки, набережная ожила. Понятно, что это произошло не одномоментно. Просто воду «заметили» на карте города и стали воспринимать ее не как препятствие, а как возможность. Появилась долгосрочная стратегия развития водных пространств, и если теперь посмотреть на этот же самый район, то там можно увидеть музей, библиотеку, причал для круизных корабликов и музыкальную школу. Все это открылось прямо на набережной, которая двадцать лет назад была заброшенной и опасной.

О важности жителей центра

Жить в историческом центре старинного города — это большая ответственность. Именно жители формируют образ города: чем бы был Париж без парижан или, тем более, Берлин без берлинцев? Именно люди являются базой, вокруг создается имидж города, который затем можно продавать туристам или инвесторам. Поэтому так важно снова насытить центр Москвы жильем и превратить его из огромного офисного пространства в сеть живых кварталов. Важно, чтобы в центре жили люди из разных социальных слоев. Необходимо, например, 50% возводимого жилья отдавать под социальные квартиры с низкой арендной ставкой. Если в центре живут только богатые, это не способствует его оживлению: они много времени проводят на работе и почти не используют пространство вокруг дома, предпочитая перемещаться на машине. При этом Москве перепрограммировать центр даже легче, чем Амстердаму: Москва может расширять свой центр в сторону окраин, тогда как Амстердам ограничен водными и другими физическими преградами.

Фотография:
Pepe Palau/Flickr

О поколении без машин

Ездить на автомобиле в наше время — это все равно, что пользоваться печатной машинкой, просто еще не все это поняли. Я знаю, что многие в Москве думают, что ничего не могут поделать с пробками. Можете! Просто купите велик, садитесь на него и заставьте своих друзей сделать так же. А они пусть заставят своих друзей. Это вызов для поколения молодых россиян. Если вы не можете решить такую простую проблему, то что вы вообще можете? Не надо пытаться изменить тех, кто пользуется машиной 10-20-30 лет, это бесполезно. Они изменятся сами. В 60-е ездить по Амстердаму на велосипеде было просто опасно. Сейчас 60% жителей используют велосипед, чтобы добираться до работы.

О московской идентичности

Надо понимать, что Москва никогда не будет Амстердамом. Но Москва должна точно знать, чем она хочет быть и делать все, чтобы стать этим. Мне кажется, все усилия московских властей должны быть направлены именно на то, чтобы сформулировать, какой образ они транслируют вовне. Ключевые слова Амстердама — это свобода, каналы, порт, ночная жизнь и креативные индустрии, наложенные на долгую историю города. Москве надо понять, каковы ее ключевые слова.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Сабина Лебеск: «Ездить на автомобиле — все равно, что пользоваться печатной машинкой»»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Vlad ReminVlad Remin 04 дек 2014, 21:59

Опыт Амстердама, безусловно, очень полезен. Амстердам, действительно, сейчас - «северная Венеции», урбанисты смогли обернуть, казалось бы, ограничение в виде воды, в инструмент развития города - это впечатляет. И правильно, что Москва должна стремиться к подобному опыту, но не стоит забывать о том, что не только Москва никогда не будет Амстердамом, но и россияне не будут голландцами. Даже представить не могу ситуацию, в которой взрослые москвичи за 30 пересядут на велосипеды (исключения бывают, но), не говоря уже о том, что на велосипеде можно ездить только 3 месяца и то, велодорожки мы видим редко. В общем, правда - Москве нужно искать что-то свое, для своего менталитета и своего пространства. Скоро на Московском Урбанистическом форуме Сабин Лебеск как раз будет участником дискуссии "Пространственная стратегия Москвы: принципы и возможности" (http://mosurbanforum.ru/forum2014/programm/). Посмотрим, может, там что-нибудь предложат?

Яндекс.Метрика