москва
02 дек 2014
Поделиться

Алина Сапрыкина о том, как сделать лучший в мире музей о городе

Автор: Серафим Ореханов

Алина Сапрыкина участвовала в создании первого московского арт-кластера — ARTPLAY и была его арт-директором, занималась запуском Центра современного искусства «Гараж», а в 2013 году стала генеральным директором музейного объединения «Музей Москвы». UrbanUrban расспросил её о том, как создать лучший в мире музей о городе.

Фотография:
Пресс-служба Музея Москвы

— Когда вы занимались «Гаражом» и Аrtplay, это фактически были стартапы: вы начинали оба пространства почти с нуля. У Музея Москвы же довольно долгая история. Чувствуется разница?

— По сути, это тоже новое начало: музей неоднократно переезжал из одного места в другое, менял названия, менялся сам. Всего три года прошло с тех пор, как музей оказался здесь, в Провиантских складах — в прекрасных, но совершенно неприспособленных для выставочной и научной работы пространствах. Сейчас мы разрабатываем новую постоянную экспозицию, концепцию развития музея – это все тоже похоже на стартап.

— Ваша коллега Марина Лошак тоже долгое время занималась развитием частных культурных институций, а теперь руководит ГМИИ им. Пушкина, одним из крупнейших и важнейших если не в мире, то в России уж точно. У вас с ней нет, случайно, соревнования по количеству обновленных музеев?

— Музей Москвы и Пушкинский музей не конкуренты. Музей Москвы соревнуется скорее с музеями, посвященными другим городам мира, например, Лондону, Парижу, Нью-Йорку, Шанхаю. У таких музеев вполне конкретная задача: посетив музей города, нужно за два часа познакомиться с его историей, культурой и с его сегодняшней жизнью. Это совершенно особый тип музеев.

Фотография:
Пресс-служба Музея Москвы

— На какой из городских музеев вы равняетесь?

— Все городские музеи очень разные. Вот, например, Музей Вены. С одной стороны ты видишь там макеты, карты, исторические экспонаты, с другой — выставки феминистского искусства, концерты молодых музыкантов, хорошее кафе, сувенирный магазин. Впрочем, музей рассчитан, скорее, на туристов: это такой рассказ о Вене на бегу. Мы хотим сделать из Музея Москвы нечто большее: место, которое не только рассказывает о прошлом и настоящем города, но и является актуальной коммуникационной площадкой, причем не только местной, но и международной. Конечно, в перспективе мы хотим, чтобы Музей Москвы стал лучшим музеем города в мире.

Конечно, в перспективе мы хотим, чтобы Музей Москвы стал лучшим музеем города в мире.

— Но чтобы коммуникационная площадка была интересна, например, для жителей, ей придется в числе прочего обращаться и к разным актуальным, но не самым приятным для властей темам, вроде пробок, миграции, депрессивных районов.

— Мы не боимся сложных тем. Круглый стол на тему «Москва-Сити» — гордость современной Москвы или градостроительная ошибка?», лекция «Есть ли шанс у окраин», курсы адаптации для «приехавших» из регионов — прекрасно. Если искать аналогию, то это образ греческой агоры, римского форума или древнерусского вече: место, где равноправные горожане открыто высказываются по самым важным вопросам жизни города. Музей Москвы — про поиск компромиссов и сотрудничество во имя города.

Фотография:
Пресс-служба Музея Москвы

— А откуда жители вообще будут узнавать о существовании такой площадки?

— Молодых людей и новую аудиторию мы привлекаем себя через интерактивные форматы, биеннале, фестивали, мультимедийные выставки. Всех без исключения — конечно, через разнообразные проекты, посвященные Москве, в том числе те, которые сейчас на повестке дня. Когда обсуждался парк в Зарядье, у нас была масштабные ретроспектива про историю района, подводятся итоги конкурса на реконструкцию набережных Москва-реки — у нас скоро откроется выставка «Фабрики на реке» и так далее. Хотелось бы, чтобы со временем при музее возник информационный центр о современном городе, где каждый может получить ответ на свой вопрос. Еще сейчас в школах отменили москвоведение, а детям неплохо бы знать историю своего города: у нас есть микроавтобус, который приезжает в школы вместе с небольшой экспозицией: наши сотрудники проводят познавательные выездные уроки по археологии Москвы. Это тоже способ популяризации музея.

— То есть вы ориентируетесь в первую очередь на местных, а не на туристов?

— Не совсем. Туристы нам важны и интересны. Вообще мы делим свою основную аудиторию на четыре сегмента: москвичи, туристы, дети и профессиональное сообщество. Все эти аудитории одинаково важны для нас, но если постоянная экспозиция будет рассчитана в первую очередь на детей и туристов, то временные выставки и другие активности будут ориентированы в первую очередь на «местных» и профессиональное сообщество.

Фотография:
Пресс-служба Музея Москвы

— Как бы вообще описали концепцию музея в одном предложении?

— Музей Москвы — это современный комплексный музей города. Музей рассказывает о Москве через ее прошлое, настоящее и будущее. Мы рассматриваем город как сложный организм: один слой — это инфраструктура, второй — история, третий — люди, и четвертый, верхний — это атмосфера города, дух времени. Все эти слои должны быть в постоянной экспозиции, которая должна отражать значение и идентичность Москвы. Откроется она к юбилею Москвы, в 2017 году, из-за чего мы все очень спешим. Я надеюсь, это будет большое событие в жизни города.

Мы рассматриваем город как сложный организм: один слой — это инфраструктура, второй — история, третий — люди, и четвертый, верхний — это атмосфера города, дух времени.

— Ну, вроде бы время еще есть.

— На самом деле, нет. Мы работаем командой и в жестком темпе, чтобы успеть в срок. Сейчас всем коллективом дорабатываем общую концепцию развития музея, привлекаем и внешних экспертов. Далее запланирован открытый конкурс на концепцию и архитектурное решение новой постоянной экспозиции: её важно разработать с лучшими музейными проектировщиками. Серьезной частью будет мультимедийное наполнение основной экспозиции: здесь важны технологии, которые развиваются с каждым днем. Параллельно в Провиантских начнется реставрация комплекса — с того корпуса, где должна будет разместиться постоянная экспозиция. Тем временем, разумеется, внутри музея идет научная работа, описание коллекций. У нас огромное количество ценнейших вещей, которые долгое время лежали в запасниках, важно максимально использовать их в будущей экспозиции.

Фотография:
Пресс-служба Музея Москвы

— Вы сказали, что собираетесь делать такой городской хаб для всех жителей. Однако пока что ни один городской проект в Москве так и не стал местом для всех. Модная молодежь ходит в одни места, немодные пенсионеры — в другие. Гастарбайтеров вообще трудно представить в музее. Как вы будете решать эту проблему?

— Я понимаю, что это амбициозная задача. Но мне кажется, музей мог бы стать местом для разных горожан и их точек зрения, музеем-интегратором, ведь город — это то, что нас всех объединяет. В таком музее не должно быть места неприятию человека, идеи или визуального образа. Например, большинство пожилых москвичей боятся оказаться в пространстве, где все молодые и модные, потому что они чувствуют там себя лишними, как если бы бедно одетый человек зашел в дорогой бутик. Мы стараемся, чтобы ничего подобного не было при посещении музея. Сейчас за год нас посещает около полумиллиона человек. Очевидно, что это уже довольно разные люди. Наша задача — удвоить или даже утроить этот показатель к 2018 году. Понятно, что это будет разнообразная публика. Ну так у нас очень разноплановое пространство: есть двор, где мы проводили маркет еды и можно устраивать вечеринки или выставки уличного искусства, есть красивейшие старинные корпуса, которые дают ощущение причастности к истории города.

— Вы занимались Аrtplay, и, как показало время, он оказался самым живым и живучим из всех московских креативных кластеров на индустриальных зонах. Второй проект, «Гараж», стал одним из главных музеев современного искусства в стране, хотя за прошедшее время множество галерей успело открыться и закрыться. Есть какой-то рецепт успеха городского проекта, которым вам не жалко было бы поделиться?

— И в первом, и во втором случае соединились три важных фактора. Что важно, все три есть и в Музее Москвы. Первое — это классная команда (а в Музее Москвы, наверно, лучшая команда, с которой мне довелось работать: сочетание музейщиков с академическим опытом и молодых ребят с идеями и энергией). Второе — пространство. И Аrtplay, и «Гаражу» очень повезло с их местами. Аrtplay — красивейшая индустриальная зона в Москве. Бахметьевский гараж был тоже великолепной локацией. Пространство Музея Москвы мы уже обсуждали, Провиантские склады — одно из уникальных памятников архитектуры Москвы. Третье — созвучность времени. С этим мне всегда везло. Но ещё то, что на самом деле важнее всего, — это наличие сверхидеи, миссии проекта, которая оправдывала бы его существование. Современный городской музей о Москве — это такая сверхидея для Музея Москвы. Получается, что если этот рецепт работает, то и здесь у нас все должно получиться, и в этом мы оптимисты.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Алина Сапрыкина о том, как сделать лучший в мире музей о городе»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика