02 июн 2016
Поделиться

Коммьюнити-центры на западе и в России: как, когда и почему они появились?

Автор: Анна Баринова

В 2005 году Тистер Гейтс, тогда ещё никому не известный гончар из Чикаго, купил в районе Гранд-Кроссинг полуразрушенное и заброшенное здание. Оно стоило 18 тысяч долларов, и на его покупку Гейтс потратил все свои сбережения. Всего за несколько лет это здание стало точкой притяжения для местных жителей: сюда приезжали даже горожане из других районов. Не имея никаких специальных знаний, Гейтс сумел с помощью искусства, творчества и искренней веры в своё сообщество создать коммьюнити-пространство столь мощное, что оно стало драйвером развития для социальной и экономической сфер жизни локального сообщества. Более того: следя за работой Гейтса, афро-американские районы по всей стране поверили в возможность объединения.   Коммьюнити-центр, созданный Тистером Гейтсом, круто повлиял на жизнь большого количества людей. Он дал им больше, чем просто место, куда можно прийти: ощущение, что ты не один, что у тебя есть единомышленники и соратники, люди с такими же проблемами и радостями. Успех Гранд-Кроссинга — лишь один из сотен примеров. Что такое коммьюнити-центр, когда и почему такие центры появились, как они работают, какие функции выполняют и, в конце концов, зачем они нужны нам, горожанам? UrbanUrban совместно с проектом «Соседские центры» начинает серию публикаций о коммьюнити-центрах, их природе, истории и устройстве.

Фотография:
Rebuild Foundation
Коммьюнити-центр Гейтса в Чикаго

Способы организации, виды, типы коммьюнити-центров разнообразны, но вообще их принято делить по нескольким признакам. Как правило, коммьюнити-центры открывает либо само сообщество, либо власти, местные или государственные, либо спонсор или коммерчески заинтересованная сторона (например, девелоперская компания). Ещё один способ разделения — по месту, где такие центры располагаются: они могут находиться в специально построенном для сообщества здании, в неиспользуемой государственной или коммерческой постройке, которую власти или владельцы дарят или сдают местным жителям, или же — как это бывает наиболее часто — коммьюнити-центр располагается в доме, изначально предназначенного для других общественных целей: в церкви, школе, библиотеке, городской ратуше.

В истории коммьюнити-центров вряд ли можно найти точку отсчёта: традиция собираться вместе, совместно решать общие проблемы, разделять радости и проживать тяжелые времена существует в любом обществе испокон веков. О религиозных общинах часто говорят как о прообразах местных центров: местные жители не только посещали церковные мессы, но и собирались в храмах или около них для обсуждений и принятия коллективных решений; церковь, в конце концов, столетиями была местом встречи и объединения.

Фотография:
Flickr / Putney Design
Протестантская церковь в штате Вермонт

Как минимум с конца XVIII века в качестве социальных центров активно используются школьные помещения. Притяжение местных жителей в школы связано в первую очередь с массовой популярностью образования среди взрослых — американских и европейских рабочих, крестьян, активных горожан — которые не получили образования в детстве. Вечерние встречи на территории школ становились не только возможностью учиться, но и пространством для коммуникации и совместного времяпрепровождения. Например, в Нью-Йорке первый коммьюнити-центр на базе школы появился в 1907 году, и уже к 1930 году в городе было более пятисот таких центров.

Объединение, обсуждение насущных вопросов, общение довольно быстро помогли ранним сообществам осознать себя как политическую и социальную силу как минимум на муниципальном уровне. Всё больше членов сообществ оказывались вовлечены в разнообразную деятельность по благоустройству, организации досуга, благотворительности, и всё более ясной становилась необходимость иметь собственное пространство, доступное не только по вечерам и по выходным. Активное развитие коммьюнити-движений в Соединенных Штатах Америки, в Великобритании и других странах привело к строительству большого количества зданий, предназначенных именно для коммьюнити-центров.

Фотография:
Machne Architekten
Здание коммьюнити-центра в Абфальтерсбахе, Австрия

Причиной успеха и влиятельности коммьюнити-центров по всему миру стало то, что подобные места и встречи использовались не просто для совместного отдыха и развлечения, а всегда были чем-то большим: попыткой организовать образование для взрослых, решить районные проблемы или помочь кому-то из местных жителей. Именно такие практики рождали то чувство объединения, которое помогало людям самых разных национальностей и социальных слоёв преодолевать сегрегацию, социальную изоляцию и неравноправие и давало возможность влиться в новую среду.

Фотография:
Flickr / Andy D'Agorne
Встреча активистов сообщества в Йорке, Англия

Общественные центры в России

Отсчёт истории коммьюнити-центров в России обычно начинают с установления в стране советской власти. Хотя в царской России, разумеется, существовали всё те же религиозные общины, что и за рубежом, только в Советском Союзе само устройство общества подразумевало коллективные, общественные собрания и решения. Базами для таких встреч стали многочисленные учреждения — и образовательные (школы, училища), и культурные, и спортивные, и государственные.

В 1920-х годах по решению советских властей в стране началось массовое развитие рабочих клубов, домов и дворцов культуры. Как и за рубежом, в СССР клубы выполняли не только общественную, но и важную просветительскую и образовательную функцию. Отличительной чертой была сильная политизированность таких общественных центров: даже развлекательные мероприятия имели сильную идеологическую нагрузку.

Фотография:
Alex Fedorov
Дом культуры имени Зуева в Москве

Здания советских домов культуры отвечали духу времени: как и многие другие постройки, они стали воплощением коллективизма и коммунизма в архитектуре. Среди коммьюнити-центров советского времени — огромное количество памятников конструктивизма и архитектурного авангарда, стоит вспомнить хотя бы знаменитый Дворец культуры ЗИЛа по проекту Александра и Леонида Весниных. Впрочем, многочисленные здания дореволюционного времени — дворцы, дворянские резиденции и даже церкви — также становились клубами и домами культуры.

Фотография:
Alvar Aalto
Kulttuuritalo — дом культуры работы Алвара Аалто в Хельсинки

Однако ситуация с коммьюнити-центрами в России на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Советские времена, когда клуб, дом культуры или библиотека были в каждом районе, миновали. В отсутствие точки сборки для сообщества нишу коммьюнити-центров за последние пару десятков лет плотно заняли торгово-развлекательные центры. Однако подобные пространства для совместного времяпрепровождения заточены именно под отдых, развлечения и процесс потребления, но никак не на объединение и развитие общества. Тем временем, подавляющее большинство городского населения в современной России живёт в новейших жилых комплексах и микрорайонах на окраинах городов, построенных в буквальном смысле слова в поле. В таких кварталах зачастую нет не только остатков советской социально-культурной инфраструктуры, но иногда даже и школ, которые могли бы служить коммьюнити-центрами.

Таким образом, задачи по формированию базы для коммуникации и социализации, укреплению доверия на локальном уровне и развитию социального капитала становятся особенностью и вызовом современного градостроительства. Осознанность и ответственность в этом отношении всё чаще ложится на плечи девелоперов и застройщиков. В последние годы наблюдается заметная волна интереса к организации коммьюнити-центров в комплексах новостроек — именно такая активность провоцирует толчок для культурного, образовательного, общественного развития в новых районах. Члены коммьюнити занимаются самой разнообразной деятельностью, улучшая и преображая жизнь каждого отдельного жителя. Известно немало примеров, когда общественные центры становились важными драйверами развития районов и целых городов.

Максим Шпаковский
Основатель проекта «Соседские центры»

Помимо того, что мы сами активно продвигаем и создаем соседские центры совместно с крупнейшими девелоперами, мы хотим объединить по стране все немногочисленные начинания в области создания соседских-общественных-культурных центров, как сделанных нами, так и другими партнерами с целью накопления знаний, обмена опытом и методами работы. Мы видим в таком объединении единственную возможность повлиять на развитие этого явления в стране, а как следствие — трансформировать отношения между жителями и девелоперами. Наша главная задача сейчас — сделать опыт и преимущества создания комьюнити-центров доступным для девелопера, жителя и социальных предпринимателей по всей стране.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Коммьюнити-центры на западе и в России: как, когда и почему они появились?»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика