24 фев 2012
Поделиться

Города и креативный класс в Азии

Автор: Алёна Волкова

Многие на Западе считают Азию, а именно восточное побережье Тихого океана, огромной фабрикой, снабжающей товарами другие страны мира. На самом же деле, азиатские города с их креативной экономикой имеют ключевое значение в развитии экономики всего азиатского региона.

На саммите APEC, прошедшем не так давно в Гонолулу, всё больше говорили о креативной экономике азиатских городов и её возрастающем значении. Президент КНР Ху Дзиньтао заявил, что Китаю следует использовать инновации в качестве «главного двигателя развития». Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойно объявил, что в стране введена новая должность – Министр креативной экономики. Генеральный Секретарь Соединенных штатов Хилари Р. Клинтон сделала заявление о том, что развитая экономика является следствием диверсификации, что приносит материальные блага. В то же время генсек отметила роль женщин их самореализации в получении этой материальной выгоды.

Нацеленность на креативную экономику уже заметна во всем азиатском регионе. В Сингапуре сконцентрированна самая высокая доля креативного класса – процент занятых в сфере новых технологий, науке, образовании, медицине и искусстве, словом там, где работа заставляет думать и изобретать, выше, чем в любой другой стране мира — 47,3%. В Австралии таких профессий чуть меньше — 44,5%. В Канаде — 40,8%; в Новой Зеландии — 40,1% ; в Америке — всего лишь чуть свыше 35% представителей креативного класса. В Малайзии — 25%, на Филиппинах — 20%. Это уже значительные цифры! Но главная задача — распространить принципы креативной экономики на производства, сферу обслуживания и даже сельское хозяйство.

Участники саммита выделяли особую роль городов в увеличении числа занятых в креативной экономике. К 2020 году уже 7 миллиардов человек будут жить в мега-городах, в огромных кластерных зонах, где будет осуществляться большая часть мировой экономической активности. «Мега-города становятся, так называемыми, городами-штатами, — заявил первый мэр Чикаго Ричард Дейли, — самой могущественной силой в мировой экономике». Он также отметил, что странам есть, чему поучиться у городов. «Городское управление более гибкое, чем управление странами», — добавил он. Частно-государственное партнерство показывает пример перестройки экономики не только городов, но и государств, и  мировой экономики в целом.

Страны Восточного побережья Тихого океана преуспели в развитии своей экономики, являясь территориями с самой высокой плотностью населения в мире. Четыре из пяти самых больших мега-региона в мире находятся здесь. Хотя страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества насчитывают всего лишь 9% от мировой численности населения, для мировой экономики они намного ценнее, обеспечивая почти 75% от всех мировых инноваций.

Но, если азиатские города будут вносить такой огромный вклад в развитие креативной экономики, то вскоре они сами почувствуют нехватку государственной поддержки, в том числе материальной. Городам и мегаполисам нужны не только развитая «виртуальная» инфраструктура (типа широкополосного доступа в интернет), но и физическая инфраструктура, чтобы связать города изнутри и между собой, увеличивать мобильность людей, товаров и идей. Так, например, Китай является лидером по развитию сети высокоскоростных железных дорог.

Экономический кризис — это не столько финансовый кризис, сколько результат глубоких и фундаментальных перемен. Как и Великая Депрессия 30-х годов, он оказывает влияние на целое поколение, поэтому воздействие недавнего экономического кризиса мы будем ощущать ещё, по меньшей мере, в течение следующего десятилетия, а, может, и дольше. Выходом из такого затяжного кризиса может стать только внедрение инновационной, креативной экономики. Она может стать великой силой на пути к долгому процветанию, но в том виде, в котором она существует сейчас, она становится причиной глубокого и ярко выраженного экономического, социального и территориального неравенства. На рынке труда увеличивается разрыв между хорошо оплачиваемыми представителями профессий креативного класса, растущим количеством рабочего класса и быстрорастущим, но «непривилегированным» числом рабочих сферы услуг. Мировая экономика становится все более жёсткой, и необходимы фундаментальные институциональные реформы, чтобы справиться с ней и создать систему, которая сможет обеспечить равномерное распределение материальных благ.

Это хорошо заметно на примере продолжающегося кризиса рынка труда, особенно среди низкоквалифицированных «синих воротничков». Повышение уровня квалификации и образования для рабочих не решат проблему. Необходимо перенаправить огромное количество низкоквалифицированных профессий в другие сферы, такие как розничная торговля, уход за больными, общественное питание и так далее, которые составляют более 45% от всей рабочей силы в большинстве стран и демонстрирют самый быстрый рост среди всех специальностей. Единственный способ преодолеть увеличивающееся социальное неравенство в США и экономике других странах — это предоставить возможность перехода на более инновационную работу в креативный сектор, обеспечив социальную поддержку этим рабочим. Именно это и было сделано в американской промышленности 70 или 80 лет назад.

Сейчас слишком много разговоров сосредоточено на недостатках экономической системы. Но чем дальше, тем больше мировые лидеры начинают признавать высокое значение креативности людей и городов, которая приведет нас устойчивому и равному материальному благополучию. Надеюсь, мы сможем ускорить этот процесс.


Автор: Ричард Флорида
Перевод: Алёна Волкова
Оригинал статьи доступе на английском языке здесь: http://www.theatlanticcities.com/jobs-and-economy/2011/11/cities-creative-class-in-asia/500/

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Города и креативный класс в Азии»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика