лондон
17 июн 2013
Поделиться

Марк Паркер о профессии строителя местных сообществ

Автор: Юрий Милевский

UrbanUrban побеседовал в Лондоне с обладателем профессии, которой в России пока не существует. Марк Паркер – community organizer, организатор местного сообщества. Уже четыре года действует специальная программа, в рамках которой обучаются и работают представители этой важной и нужной специальности.

— Какова роль организаторов местного сообщества?

— Я бы сказал, что они являются катализаторами, они что-то привносят свое, но затем удаляются. Они задают вопросы, которые необходимо задать. Люди зачастую не знают, о чем необходимо спросить – иначе говоря, ты не знаешь того, чего ты не знаешь. Например, люди могут сказать, что вот есть магазин, который сейчас используется как склад, но мы помним, что когда-то это был очень милый небольшой магазинчик, и он был нашим, местным, и мы бы хотели его вернуть. Что мы должны для этого сделать? Найдите примеры того, как это уже делалось. Как нам их найти? Давайте спрашивать. Задавать вопросы, чтобы подтолкнуть людей к размышлениям и спрашивать почему – вопрос «почему» очень полезный и важный. Как люди думают об альтернативных вариантах – почему ты хочешь обратиться в городской совет, потому что у них есть информация – почему у них есть информация, потому что они ее собрали, у них большая база данных – то, что у них большая база данных означает, что у них есть общее представление о ситуации. Задавать вопросы, которые могут помочь местным жителям углубить их понимание проблем и которые могут помочь показать альтернативные способы того, как они могут добиться своих целей – это очень важная часть повышения самосознания людей. Они не будут рассматривать этот магазин как инициативу городских властей или просто часть коммерческого мира – они будут видеть этот магазин как результат их собственных усилий, усилий их сообщества. Важно задавать правильные вопросы и, в частности, о власти: кто владеет ситуацией и как мы можем взять ситуацию в наши руки и увеличить нашу собственную власть, власть сообщества. Когда вы работаете с ассоциацией жителей, вы отдаете собственные идеи в чужие руки, вы отдаете им контроль – если же вы сами осуществите свои идеи, вы тем самым покажете свою собственную власть и сможете ее развивать более адекватно. Необходимо понимать суть властных отношений в каждой ситуации и делать то, что увеличивает вашу способность влиять на ситуацию. Я думаю, что о соотношениях власти в различных ситуациях мало кто думает, но если ты начинаешь смотреть на проблему под этим углом, тогда появляются новые подходы и точки зрения.

— Были ли у вас проекты, в которых необходимо было выступить посредником в сообществе? Например, есть несколько людей, которые хотели бы построить бассейн, и вам необходимо свести их вместе, выступить посредником – организаторы занимаются этим вопросом?

— Да, есть немного и этого – зачастую люди выражают похожие мнения, но они выражают их по-разному, с разных точек зрения, поскольку у них разный опыт, возраст они принадлежат к разным поколением. Но если их всех собрать в одной комнате для беседы, это может помочь сформулировать общую позицию. Это также позволяет людям использовать идеи друг друга и создавать вместе что-то новое. Без общей платформы это вряд ли может произойти. Однако по моему опыту, это очень сложно, людям нелегко это сделать, они к этому не привыкли. Если вы собираете пять, шесть, восемь, десять местных жителей в одной комнате, это еще не означает, что они будут прислушиваться к мнению друг друга.

— Нам это хорошо знакомо, мы делали это в Москве, и это абсолютно другой контекст – нужно другое образование, чтобы говорить о местных сообществах там.

— У людей нет опыта принятия решений в группах, они привыкли делать это или в семье, или сами по себе. Когда они собираются в одну группу из десяти человек и необходимо принять решение, через переговоры, беседу, это очень трудно, поскольку у них нет таких навыков, они никогда этого раньше не делали, нет общего контекста.

— Использовали ли вы какую-то специальную методологию для организации беседы?

— Да, конечно, она есть, но я думаю, что введение какой-то методологии или стиля работы, помимо прямого разговора, будет выглядеть очень неестественным и навязанным в таком контексте. Люди привыкли общаться со своими соседями и просто болтать, и этого им достаточно. Это процесс того, как люди учатся вести разговор. Должен быть баланс, им трудно управлять, но это важный часть работы организатора.

— Ваша работа строится вокруг проектов или вы делаете это на регулярной основе, например, каждый месяц вы собираете людей в сообществе и что-то обсуждаете, или вы только начинаете обсуждать открытие нового спортивного центра и т.д.?

— В основном сейчас мы ведем работу вокруг проектов, у нас пока нет регулярного подхода. Но я думаю, что цель в том, чтобы найти момент для создания инициативной группы для этих проектов, которая будет собираться регулярно. Для того, чтобы эффективно поддерживать сеть контактов, необходим круг лидеров, который бы регулярно встречался.

— Если мы сделаем шаг назад, до того, как проект сформирован, как вы начинаете работу, представляете себя, находите тех людей, у которых есть идеи?

— В основном, мы стучимся в двери.

— В каждую дверь?

— В каждую дверь, которую нам откроют.

— Мы пытались делать это в Москве, и это очень трудно..

— Конечно, вы не можете попасть ко всем, и более того, вы наткнетесь на того, на кого вы наткнетесь – это может быть ребенок, вы не знаете, кто вам откроет. Но тем не менее, вы получаете того, кого вы получаете, и тогда у нас есть специальная анкета с 12 вопросами, от самых общих до самых конкретных, о том, готовы ли вы сделать-то что-то в своем сообществе. Потом, спрашиваем, есть ли у вас возможность приходить на собрания, как присоединиться к нашей сети – это может занять от десяти минут до часа. Это беседа, это не опрос, не анкетирование – это разговорное путешествие, когда вы сначала спрашиваете о том, что вам нравится в вашем районе, и о том, что вы лично готовы сделать для того, чтобы что-то в нем изменить. Этот процесс тщательно спланирован – с кем бы вы ни встретились, вы пополняете знания об этом сообществе.  Есть четкая структура беседы… иногда мы можем завести разговор на улице, но обычно мы стучимся в двери.

— И вы так и представляетесь, организатором сообщества?

— Нет, я говорю, привет, я Марк, я работаю в этом районе…

— Говорите ли вы, что это будет использовано для эффективной работы в местном сообществе?

— Нет, я просто слушаю, что вы мне скажете. Все, что я хочу получить, это 10 секунд их внимания, и затем я могу чем-то их зацепить.

— Да, это антропологическая работа. Реальная проблема в Москве в том, что люди отстраняются, подозрительны, очень трудно представить себя и свою работу.

— Поэтому это должно быть личным, не пафосным, я часто сразу говорю, с порога, что я не собираюсь вам ничего продавать, не собираюсь говорить о Боге. И вы налаживаете тогда контакт, когда показываете, что вы обычный человек. Я даю возможность увидеть людям себя как просто человека, благодаря юмору и легкой, необременительной беседе. Я использую свой собственный опыт, когда говорю, потому что это разговор двух живых существ. Я пытаюсь создать взаимоотношения, а не беру интервью – я выстраиваю отношения с этим человеком, чтобы он мог доверять мне. Достигнуть этого достаточно тяжело. Нужно вступать в живой разговор, а не держать профессиональную дистанцию. Есть вещи, которые становятся очевидными, когда я начинаю говорить – у меня другой акцент, у меня другой опыт, и я кажусь всем немного странным, чужим, и этот разрыв необходимо преодолевать. Потому что ты всегда и везде будешь чужим для людей, ты никогда не будешь идеально вливаться в ситуацию – я чужак, а они всегда будут чувствовать, что это их место, они здесь свои. Чтобы преодолеть этот разрыв надо не бояться быть уязвимым в разговоре с ними. В работе организатора сообществ это очень трудная часть, быть уязвимым.

— Были ли те, с кем это не срабатывало?

— Конечно. Они говорят – не заинтересован, до свидания!

— В первые пять секунд или после нескольких вопросов?

— Обычно, если люди хотят отказать, они делают это в социально приемлемой форме, извините, но не могли бы вы зайти попозже, либо если их поджимает время, они начнут вас торопить.

— Вы пробовали понять, проанализировать, почему они так реагируют, и что вы делаете не так?

— Одна из наиболее важных частей организации сообществ в анализе, в способности абстрагироваться и проанализировать общую ситуацию. Когда мы начинали работу, мы вначале ходили парами, а третий из нас делал записи, и когда мы уходили, мы могли сесть и проанализировать не только анкету и содержание ответов, но как и что в целом мы делали правильно или нет. Зачастую это зависит от качеств того или иного человека, с некоторыми людьми надо занимать твёрдую позицию, чтобы до них достучаться, поскольку они так ведут себя со мной, с другими нужно быть очень осторожным и нежным. Некоторые люди интроверты, некоторые экстраверты. Анализ, который я провожу после, очень важен для меня. Я сохраняю эти записи отдельно от анкеты, которая абсолютно анонимна. Эти записи помогают последующей работе, когда вы знаете имена детей при своем следующем визите, это выстраивание личных взаимоотношений. Поэтому иметь такую базу данных очень, очень полезно. Анализировать индивидуальные контакты и как они прошли и какие могли быть факторы – время суток, погода, все это может влиять. Нам удается получать ответы от каждого седьмого дома, в который мы стучимся, если брать в среднем.

— Нам в целом удавалось достигнуть 5% в Москве. Вы говорите, что вы стучитесь в двери, а приходилось ли вам останавливать кого-то на улице или в проблемной зоне, чтобы поговорить об этом? 
— В первый год мы стучались в двери и ходили по улицам, и хотели затем объединить этих людей. Но проблема была в том, что люди не считают тех, кто живет в двух улицах от них, своими соседями. По моему опыту, люди считают соседями тех, кого они видят проходящими мимо их дома, тех, кого они могут видеть. Когда мы работали в одном районе с 160 домами, нам удалось добиться ответов от 75% жителей, после пяти-шести визитов в разное время суток и дней недели, за 4-5 месяцев. Мы обнаружили много того, чего не ожидали. Но не было места, где люди могли бы встречаться, на нейтральной территории, а это очень важно, поскольку нет культуры приглашать друг друга в свои дома.

— Мы пытались сделать нечто похожее. Один профессор пытался организовать коллективное чаепитие, но оно особо не сработало, мы пробовали разные способы, такой культуры просто нет.

— Люди доверяют больше тем, кого они хотя бы пару раз видели на улице. Как в случае с магазином, четверо человек сидели вокруг стола, и им нравилась идея, и у них было видение того, чего они хотели, и я спросил, когда мы встречаемся снова. И на этом все застопорилось, они не могли назначить дату следующей встречи.

— Как вы думаете, в чем была проблема?

— Они обменялись почтовыми адресами, обменялись информацией, но снова так и не собрались. Я был удивлен, это были довольно влиятельные люди. Но их остановила такая простая вещь, как назначить время следующей встречи. Но затем я связал два, три дома, и они, возможно, примут участие в групповой рассылке. Они не могли поставить временных рамок. Я думаю, что основная причина заключается в том, что люди не осознают своей силы, своей власти, они не знают, что могут действовать, и что-то сделать вполне возможно. Они не доверяют собственной способности создавать импульс, толчок – обычно они думают, давайте поговорим с советом, посмотрим, что из этого выйдет.  Но мы можем сделать это сами, все, что нам нужно, это немного энергии и желания, чтобы это воплотить – это коллективная сила реальна, многие люди просто ей не доверяют, не понимают, что они могут создать что-то стоящее – они чувствуют себя обязанными соответствовать требованиям, созданным другими людьми.

— Это доверие не только сообществу, но и самому себе.

— Они спрашивают, как это возможно сделать без городского совета?

— Организация сообщества заключается в построении доверия, в том числе, доверия себе самому. Мы пытаемся помочь организаторам, предоставляя им некоторые инструменты и справочники, которые они могут давать людям, что на самом деле все не так сложно, вам необходимо сделать это и то. На каком этапе вы думаете этот инструмент может быть полезен?

— Я понимаю, что «цифровая» грамотность это очень важный аспект – молодым людям с этим легче, поскольку у них есть понимание, как это все работает. Люди среднего возраста, отцы, матери, не так уверенны в этом, они использует электронную почту и смс-сообщения, потому что их дети пользуются ими, но более сложные вещи, как сайт, использование мобильных приложений, нет… В более бедных сообществах «цифровая» грамотность на довольно низком уровне. Опасность заключается в том, что этими инструментами будут пользоваться более образованные и тем самым невольно получат большую власть, по сравнению с менее образованными, вот отчасти почему мы используем обычные бланки – чтобы все были на одной платформе. В основном инструменты, которые мы здесь используем, это смс-сообщения и электронная почта. Более высокие уровни, такие как использование сайтов, мобильных приложений, затронет только очень ограниченную часть местных жителей и даст им преимущество.

— Что вы делаете с данными, которые получаете? Как выглядит база данных и как вы используете её в последующих коммуникациях?  Какие виртуальные инструменты вы используете, чтобы обрабатывать эти данные?

— Мы используем базовую таблицу: с адресами, почтовыми индексами, с кем мы говорили, их контактные данные, в конце мы делаем записи – не по поводу содержания анкет, а с подробностями, например, этот родился в Уганде, у этого есть трое детей и т.д. – всё это идет в пометки для нас и только для нас. Это база данных, из которой мы берем номера телефонов и электронную почту для рассылки. Инструмент, который мы используем, называется Root Solutions Listening Matters (RSLM) – вы можете его найти на www.regenerate.net – вы можете наносить информацию на карту и также обрабатывать ее. Этот метод довольно простой, скоро у них выйдет новый продукт. Я думаю, они помогут ответить на ваши вопросы. Мы использовали метод рассылки смс, имейлов и т.д. – это очень простые инструменты, но мы стараемся не делать на них акцент. Мы стараемся сделать так, чтобы сообщество само взяло эту рассылку в свои руки.


http://southwarkorganising.wordpress.com/ — блог Марка Паркера, в нём он рассказывает о своей работе и размышляет о проблемах, с которыми сталкивается делая своё важное и нужное дело.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Марк Паркер о профессии строителя местных сообществ»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика