28 фев 2014
Поделиться

Механика мечты: как работают архитектурные конкурсы

Автор: Александра Меркулова

Архитектурный конкурс — это полёт фантазии и обещание счастья. В отличие от тендера он предоставляет возможность выбирать среди лучших и находить неординарный подход к проектированию пространства. Но почему-то на российской почве результат выходит неутешительным. Отчего так происходит? Для начала мы решили разобраться, как устроены архитектурные конкурсы и чего от них можно ждать.

Фотография:
(с) thomas heatherwick
Проект Garden Bridge в Лондоне. Автор: Томас Хатервик

Архитектурные конкурсы вошли в нашу жизнь вместе с именами архитектурных звёзд: Фостер собирался строить Пушкинский Музей, Перро — Мариинку, Курокава — стадион «Зенит». Ни один из проектов не был реализован. В принципе, начиная с конкурса на проект «Дворца Советов» в Москве 1930-х годов, международные конкурсы на российской почве постигала одна и та же судьба — они оставались на бумаге. Неудивительно, что  когда не менее звёздные Diller Scofidio Renfro выиграли конкурс на строительство парка в Зарядье, реакция публики и части профессионального сообщества оказалась довольно скептической. Приняв во внимание, что в России практика архитектурных конкурсов — довольно молодое явление по сравнению с Европой, где история архитектурных конкурсов теряется в веках и сумраке готических соборов, для начала предлагаем разобраться в том, какие бывают конкурсы вообще.

Какие бывают конкурсы

Конкурсы бывают двух типов. Грубо говоря, это конкурсы проектов и конкурсы идей. Целью проектных конкурсов является поиск наиболее подходящих решений для конкретного объекта, а победитель получает заказ на дальнейшую разработку концепции. Таким был конкурс для парка «Зарядье». Конкурсы идей чаще устраиваются для решения общегородских проблем в области планирования и архитектуры. Они не ведут к конкретным заказам и в них очень часто принимают участие студенты. Такие конкурсы позволяют оторваться от земли и подключить широкую публику к поиску новых решений. Например, когда в 2003 году общественная организация «Friends of the High Line» и муниципалитет Нью-Йорка предложили жителям и профессионалам поделиться идеями реконструкции старой железной дороги, они не ожидали, что этот призыв соберет 720 заявок из 36 стран мира. Это стимулировало повышенный интерес к месту и, возможно, подготовило почву для появления такого революционного проекта как парк High Line

И конкурсы проектов и конкурсы идей могут быть как открытыми, так и закрытыми. Открытые конкурсы широко афишируются и чаще всего не подразумевают денежного вознаграждения участников, кроме победителей. Конкурс на реконструкцию The High Line проводился именно как открытый конкурс, жюри потребовалось полгода, чтобы сделать свой выбор из огромного числа заявок. В результате 65 команд были отмечены жюри, 10 были удостоены почётного упоминания, и лишь 4 были награждены призом в $2000. И только эти четыре уже должны были предоставить жюри предложения по организации парка. Через год после начала конкурса все четыре заявки были выставлены на суд общественности в нью-йоркском Центре архитектуры. Еще через два месяца жюри определило рабочую группу в составе ландшафтных архитекторов James Corner Field Operations и архитектурного бюро Diller Scofidio Renfro. И не смотря на победу, их предложение еще не рассматривалось в качестве проекта на реализацию, а являлось лишь концепцией, описывающей общее направление для последующей работы над проектом.

Проект Дворца Советов в Москве. Авторы: Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх.

Закрытый конкурс организуется по-другому. Заказчик и группа советников отбирают пять-восемь команд, которых и приглашают к участию. В закрытом конкурсе, в отличие от открытого, каждая команда-участник получает гонорар после передачи конкурсных предложений комиссии. Как конкурсы на проектирование архитектурных объектов, так и конкурсы на планирование общественных пространств могут проводиться в один или два этапа. В том случае, если объект не является крупномасштабным или комплексным, достаточно одного этапа. Если же подобный формат не подходит, конкурс проводится в два этапа. В таком случае сначала команды разрабатывают основы концепций до общепонятного уровня, либо подают пакет документов, описывающий их опыт и общее видение подхода к разработке проекта (тендерная процедура). Далее жюри отбирает несколько кандидатов для второго этапа.

Важным аспектом является анонимность предложений, что обеспечивает непредвзятость решений жюри. Анонимность должна быть сохранена и при переходе от одного этапа к другому. Вся коммуникация между конкурсантами и организаторами возлагается на отдельно взятого члена команды организаторов, который не принимает участия в обсуждении предложений и принятии решений. Он обязан позаботиться о том, чтобы имена участников остались в тайне, как от организаторов, так и от остальных конкурсантов.

Кто и как формулирует задачи

Каждый конкурс является уникальным и разрабатывается с нуля. Первым важным шагом является составление технического задания (ТЗ). Именно оно даёт четкое представление о заказчике и его интересах и описывает главную задачу и правила конкурса, а также требования, критерии оценки и условия последующего взаимодействия между заказчиком и победителем. Работа над ТЗ — самая трудоёмкая часть, требующая постоянной коммуникации между участниками, в которую должны быть включены не только заказчик с консультантом, и другие специалисты, но и все стейкхолдеры (например, владельцы недвижимости или бизнеса по соседству), а также органы местного самоуправления и жители (особенно если речь идёт о подготовке конкурса на проектирование общественного пространства). Помимо понимания общего социального и пространственного контекста, при составлении задания очень важно правильно оценивать все остальные характеристики площадки: например, то, как организованы пешеходные и транспортные потоки, существует ли иерархия в моделях движения. Для этого привлекаются дополнительные специалисты и проводятся исследования.

Фотография:
Diller Scofidio Renfro
Проект прака Highline в Нью-Йорке. Автор: Diller Scofidio Renfro

Кроме того, в состав команды, курирующей конкурс на общественные пространства обязательно входит ландшафтный архитектор, так как ТЗ описывает физические и визуальные качества существующего ландшафта. Часто во время составления задания и оценки конкурсных предложений, организаторы прибегают к помощи различных организаций, работающих с окружающей средой. Если ландшафт является ключевым в конкурсном проекте, то конкурсантов обеспечивают результатами топографических, экологических, гидрологических и археологических изысканий.

Линда Робертс
Консультант по проведению архитектурных конкурсов RIBA

Различные виды конкурсов требуют разного подхода к составлению задания: если заказчик не определился с площадкой под конкурс, но ему хочется привлечь архитекторов на ранней стадии, мы рекомендуем задание, описывающее цели конкурса в общих чертах. Не нужно ждать от конкурсантов готового проекта. Конкурсы проводятся для того, чтобы положить начало сотрудничеству между заказчиком и архитектором

Продолжительность разработки ТЗ может занять от четырех до шести недель. Всё зависит от того, насколько заказчик определился с задачами конкурса и желаемым результатом. Работа над ТЗ обычно проходит три стадии разработки: сначала определяется видение конкурса, затем намечаются его цели и задачи в общих чертах, в конечном итоге разрабатывается более детализированная версия задания. Когда утверждена концепция и проговорены все детали, начинается работа над текстом задания, который должен быть внятным и лёгким для чтения. Фактически точность и профессиональность ТЗ определяет и качество конкурса. Что делать, когда у заказчика есть и желание, и понимание необходимости конкурсного подхода, но нет опыта? Чаще всего принято прибегать к услугам профессиональных консультантов, но иногда к разработке технического задания в качестве консультантов привлекают и победителей предыдущих конкурсов.

Конкурсы и общественное мнение

В идеале работу над каждым конкурсом надо начинать с анализа общественного мнения и отношения местного сообщества к объекту проектирования. В европейской практике есть примеры того, когда активность горожан кардинально изменила результаты конкурса. Так, в самом центре Гента в Бельгии, где сегодня на центральной площади находится павильон «Stadshal», ранее предполагалось устроить подземную парковку.  В 1996 году был объявлен конкурс с соответствующей программой, но к счастью, одна из участвующих команд имела совершенно иные идеи о предназначении данного пространства. 

Фотография:
Hufton Crow
Площадь в Генте.

Архитекторы из бюро Robbrecht & Daem и Мари-Хосе ван Хее предложили отказаться от парковки и возвести павильон, который разделил бы пространство площади на серию уютных пространств. В итоге команда была дисквалифицирована, но и победившей концепции не суждено было реализоваться. Во время публичных слушаний более 90% проголосовавших высказалось против самой идеи проекта — сохранения парковочных мест в самом центре города. Организаторам пришлось изменить всю программу, и в 2005 году был объявлен повторный конкурс. В этот раз команда Robbrecht & Daem Marie-José van Hee одержала победу, и в 2012 году в Генте появилась современная площадь, отмеченная множеством международных наград.

Анни Кумбс
Ландшафтный архитектор и член CABE

На первый взгляд конкурс, который проводится в полной секретности намного проще организовать, но в итоге это выльется в конфликты и неудовольствие. Недостаток взаимодействия с общественностью и плохо налаженная коммуникация может вызвать волну критики и ослабить уверенность в безукоризненности победившего предложения.

Но если случается так, что с точки зрения профессионального сообщества участок должен быть трансформирован, а местные жители не желают перемен? Подобная ситуация сложилась вокруг площади Старой Рыночной площади (Old Market Square) в городе Ноттингем в Англии. Площадь не менялась с 1929 года и по мнению властей ее потенциал не использовался в полной мере. Были проведены исследования: мониторинг общественного мнения, изучение пешеходных потоков и экономический анализ трансформации площади.

Старая Рыночная площадь в Ноттингеме.

Мониторинг свидетельствовал, что значительная часть населения настроена консервативно и против любых изменений, но экономический и пространственный анализ показал, что реорганизация площади может принести в городской бюджет до 12 миллионов фунтов стерлингов в год и повлиять на генерацию новых рабочих мест. Весь процесс работы над ТЗ освещался в Evening Post, на её же страницах проходили дебаты о будущем площади. В результате кропотливой работы представителям городской администрации всё-таки удалось заручиться поддержкой местного сообщества по реконструкции площади и провести международный конкурс, по результатам которого была выбрана концепция ландшафтного архитектора Густафсона Портера. 

Конкурсы и профессиональное сообщество

Открытые конкурсы, в особенности концептуальные, являются мощным лифтом для начинающих профессионалов. С другой стороны, участие в конкурсах финансово невыгодно: сроки сдачи конкурсных предложений очень сжатые, что означает переработки или задержки в работе над текущими проектами, которые, в отличие от конкурсов, приносят прибыль. Однако, несмотря на то, что конкурсы являются стрессом, как психологическим, так и финансовым, архитекторы продолжают в них участвовать.

Проект ГЦСИ в Москве. Автор: Heneghan Peng Architects

Конкурс дает свободу мысли и действиям при достаточно скромном перечне ограничений. Часто самые безумные идеи приходят именно вследствие сжатых сроков проектирования, когда творческая мысль доминирует над рациональным мышлением. Кроме того участие в конкурсах совершенствует коммуникационные навыки. Члены жюри не будут часами рассматривать одно предложение, поэтому хорошую концепцию надо не только придумать, но и хорошо её подать, чтобы запомниться на фоне десятка или даже сотни соперников.

Александр Купцов
Архитектор, архитектурное бюро «Гикало Купцов архитекторы»

Фразу «архитектура — это политика» в полной мере можно понять, взглянув на конкурс концепций для парка в Зарядье. Начиная от первоначального решения верховной власти с размещением парка на этой территории, заканчивая публичным обсуждением выбранного американского проекта с болотом у стен Кремля. Общемировая конкурсная практика достаточно успешно показывает, что в поиске оптимального архитектурного решения заодно происходит и интенсивная ротация участников рынка, появляются новые имена. У нас пока всё работает иначе.

Но несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются архитекторы и проектировщики, именно конкурсы предоставляют возможность поэкспериментировать, что стимулирует не только профессиональное развитие участников, но и даёт толчок развитию профессии в целом.

Об авторе

Александра Меркулова

Окончила Московский архитектурный институт (МАрхИ) и Королевский технологический институт в Стокгольме. После учебы переехала в Нидерланды, где в составе UArchitects (Эйндховен) и KCAP (Роттердам) работала над архитектурными и градостроительными проектами для разных стран Европы и Азии.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Механика мечты: как работают архитектурные конкурсы»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Николай НиколайНиколай Николай 28 фев 2014, 21:21

Теперь нужно писать вторую часть: "Почему сейчас в России с конкурсами всё так плохо".

Кстати традиции то у нас есть, и в начале ХХ века конкурсы проводились и в 20-е годы (советский авангард в значительной степени это конкурсные работы) и в 60-е. А сейчас вот провал.

Яндекс.Метрика