москва
02 апр 2014
Поделиться

Только ничего не трогайте: дефибрилляция ВДНХ

Автор: Александр Акишин

Говорят, из ВДНХ будут делать парк «успехов и отдыха», развернут всю тяжёлую капковскую артиллерию в составе гамаков между деревьями, красивых лавочек, продвинутых фудкортов со вспомогательным батальоном велосипедизаторов. Александр Акишин объясняет, почему к этому надо относиться с осторожностью.

Фотография:
-john- / Flickr.com

Территория выставочного центра очень эмблематична, и по своей значимости, масштабу и динамике пережитых взлётов и падений имеет мало равных примеров во всей России. С распадом СССР для ВДНХ наступили тяжелые времена. Новому государству было не только нечего демонстрировать, но и сама идея подобных выставочных пространств, надо признаться, несколько устарела, утратив важнейшую политическую составляющую, необходимую для их существования.

Однако ВДНХ продемонстрировал впечатляющую адаптивность, и в условиях полнейшего безразличия к уникальному памятнику со стороны властей и граждан, смог не только худо-бедно выжить, что уже можно считать чудесным результатом, но и создать уникальный, новый мир на своей территории. Архитектура сталинского неоампира на строгом каркасе аллей стала фоном для процесса переосмысления всей тоталитарной эстетики и образности, доминировавшей в стране. В новый функциональный вакуум ВДНХ хлынули самые разнообразные сервисы и услуги, хотим мы этого или нет, но весьма востребованные населением. Вот поэтому мы обрели то самое ВДНХ, с которым теперь стремимся распрощаться: старые аттракционы, парковые паровозики, бешеная коммерция в дешёвых стекло-пластиковых павильончиках, заброшенные здания, огромные плюшевые игрушки и побитые цветастые гирлянды.

«Уж не собираешься ли ты защищать весь этот дикий, безвкусный кошмар?» — спрашивают меня друзья. Да, я считаю, что ВДНХ нужна защита, и нет — это не безвкусный кошмар. Наши глаза застилает пелена грошовых плюшевых игрушек и выставка «Семена» внутри архитектурного шедевра, достойного лучшего наполнения, но тут есть два важных аспекта, на которые я хочу обратить внимание. Во-первых, эти сами по себе малоценные объекты и явления далеко не всё, что нашло своё воплощение, развилось и выстояло испытание временем на ВДНХ. Если быть внимательнее к израненной выставке, то там обнаружатся настоящие тайники бурной городской жизни. Часть павильонов именно в девяностые и нулевые годы была центром притяжения и объединения для московских диаспор, став островками культурной автономии во враждебном городе. Где ещё можно попробовать мёд из Ферганской долины или вкуснейшие лепешки в киргизском кафе? А ведь таких уникальных местечек на ВДНХ невероятно много.

Фотография:
ddtmmm / Flickr.com

Другой ценнейшей составляющей ВДНХ является фантасмагоричность витающих там образов, порождённых смешением имперского пафоса с утилитарной сущностью дикого капитализма. И самое важное здесь то, что мы смотрим на выдающийся и совершенно уникальный автопортрет, который художник порывается уничтожить, в очередной раз не желая проделывать внутреннюю работу над осознанием ценности своего творения. Где находится ракета, впервые поднявшая человека в космос? Где огромный портрет улыбающегося Гагарина висит в пыли под помутневшими и растрескавшимися стёклами купола? Где однозначно угадывающимся крупным советским шрифтом можно найти надпись «МАЦЕПЕКАРНЯ»? Где вам продемонстрируют по одному билету тысячи разносолов, подаренных Леониду Якубовичу за эти 23 года, и новую выставку акул под воодушевляющими взглядами суровых рабочих-стахановцев?

Многие полагают, что ВДНХ — низкопробный парк развлечений, дешёвка и даже убожество. Нет, на самом деле, это идеология нашей страны на территории маленького парка. Городские объекты подобного масштаба проживают те же жизни, что и общественные системы, их порождающие, в нашем случае эта жизнь предстаёт в образе бесценного саркастического гротеска. Извлекая арсенал апробированных на западе (и в парке Горького) средств и решений, мы лишь закапываем то прекрасное, что смогло самостоятельно пробить дорогу к солнцу в столице бесконечных запретов и предписаний.

Я хочу чтобы меня поняли правильно, я не против Парка Горького, но я против слепой попытки натянуть новую сущность на ВДНХ без единой заметной попытки осмыслить то содержимое, которое будет «расчищено» для выставки достижений собянинско-капковской Москвы.

Об авторе

Александр Акишин

В 2011 году окончил психологический факультет НИУ ВШЭ, где работал над вопросами влияния пространственных факторов и сложности среды на поведение человека. Студент магистерской программы по городским исследованиям Свободного университета Брюсселя (VUB). Интересы охватывают широкий круг вопросов по городскому развитию, социальным процессам в городах, позитивному и негативному образу городского пространства, психогеографии и роли архитектуры в повседневной жизни.
 

Личное мнение автора может не совпадать со мнением редакции.

 

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Только ничего не трогайте: дефибрилляция ВДНХ»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Innokenty VladislavlevInnokenty Vladislavlev 08 апр 2014, 08:54

Саша не пиши больше, это не твоё.

Александр ГороховАлександр Горохов 12 мая 2014, 10:32

Интересный взгляд на парк и надеюсь, что некоторые «ростки 90-х» всё же останутся и разрастутся в обновлённом парке, как в Парк Горького возвращаются и востанавливаются атрибуты прошлого: вернулись вазоны, некогда стоявшие там; обновляется Пионерский пруд, активно работают атракционы «Ветерок» и «Карусель», как люди, не бывшие в парке целое десятилетие, с радостью вспоминают детсво и катание на водных велосипедах с родителями... а ещё мороженное из прошлого, кукуруза, сладкая вата... будем надеяться на сохранение местечковых гастрономических тайничков в рамках мини-базаров, где каждому отвелено небольшое место...

... а ракета, как и Буран, уверен, никуда не денется ;)

Александр АнтроповАлександр Антропов 04 июн 2014, 11:30

С интересом читаю твои статьи.

Однако в этой меня удивил тяжелый для прочтения язык. Большое количество сложных терминов и оборотов заставляют останавливаться после каждого предложения для того, чтобы осмыслить написанное.

Alexander AkishinAlexander Akishin 19 июн 2014, 11:36

Спасибо, Саш. Буду обращать больше внимания на этот аспект в дальнейшем.

Яндекс.Метрика