01 мая 2014
Поделиться

Шагай с левой: зачем современным горожанам кооперативы

Автор: Артём Темиров

В США 29 тысяч кооперативов дают работу двум миллионам граждан. В Дании, при населении в 5,5 миллионов, 3 миллиона человек состоят в производственных или потребительских кооперативах. Зачем им это и почему такой практики не хватает России, объясняет сооснователь кофейного кооператива «Чёрный» Артём Темиров

Кооператив часто вызывает внутреннее сопротивление людей, так как в нем «всё по-другому». В компаниях рабочие отношения построены на иерархии. Это отношения, когда у тебя есть или начальство, или подчиненные, или как чаще, у тебя есть и начальство и подчиненные.

Кооператив же — это способ обеспечения своей жизни, но построенный не на предпринимательской культуре, а на принципах равного взаимодействия.

В чём главное отличие кооператива от малого бизнеса? Например, дизайнер открывает мастерскую и у него есть пять работников. Но у дизайнера есть свое виденье, и то, что ему говорят наёмные работники — никак не мешает его виденью реализовываться.

Смысл и ценность кооператива в том, что твоё виденье дополняется чужим виденьем. Это коллектив. Очень важно, что ты не один, что у других людей тоже есть мнение и очень важно научиться его слышать, научиться слышать друг друга и научиться доносить до других свои мысли таким образом, чтобы они были услышаны.

Кроме того, если мы говорим про мегаполис, то тут будет совсем небольшой процент людей, которые действительно любят свою работу. Человеку объясняют, что он не любит свою работу, так как он просто пока не нашел себя. И он винит только себя в том, что не любит свою работу. И возникает состояние нестабильности. Но, нельзя любить bullshit jobs! Если человек не может осознать полезность от своей работы, то начать любить её невозможно, невозможно начать получать от работы удовольствие.

Часто кооперативы возникали из предприятий, которые банкротились, когда собственник принимает решение проходить процедуру банкротсва и уволить всех работников, а работники объединяются в кооператив и захватывают производство

Польза  — необязательна материальна или бросается в глаза. Она не обязательно сводится к тому, что вы готовите еду или помогаете больным людям, польза — это твоё ощущение полезности.

Кооперативы могут дать и именно это  — делать свою работу и найти ощущение полезности, так как приводит в кооператив именно сознанный выбор. У нас у всех был выбор. Члены кооператива «Чёрный» тоже могли оставаться на своих местах в компаниях и, наверное, зарабатывать больше денег, чем сегодня.

Современный кооператив — это одно из средств уменьшить стресс, в котором мы постоянно находимся, и способ начать получать удовольствие от работы, найти свободное время. Никто не будет уходить с насиженного места ради того, что ему кажется не нужным. Только если есть серьёзная мотивация делать именно то, что считаешь нужным.

Когда в 1988 году в СССР приняли закон о кооперации, многие пошли в кооперацию. Люди стали увольняться с производств и открывать свои маленькие производственные кооперативы. Но цель большей части была просто легализовать предпринимательскую деятельность. К 1995 году  волна кооперации сошла на нет. Одни стали обычным бизнесом, другие закрылись сами. Часто кооперативы возникали из предприятий, которые банкротились, когда собственник принимает решение проходить процедуру банкротсва и уволить всех работников, а работники объединяются в кооператив и захватывают производство. Есть много случаев, когда  удается это производство сохранить.

В России сегодня и много кооперативов, и очень мало. Много советских «остатков» от кооперативов 1980-х годов, которыми тогда замещали слово компания, и оно так и осталось в названии. Важно, чтобы кооператив был не только вывеской, а чтобы он был устроен согласно принципам кооперативного движения, то есть все решения принимались всем рабочим коллективом, в котором у каждого работника есть право голоса в независимости от его доли. Законом о производственной кооперации РФ также закреплено то, что только 25% от прибыли может распределяться не прямым участникам рабочего процесса.

Есть два вида кооперативов —  производственный кооператив, есть потребительский. Мы — производственный. Мы варим кофе. Если бы мы производили табуретки, тоже были бы производственным.

Способ найти  работу, когда её нет, а для кого-то это может быть — возможность освободить своё время и свою работу от тех прекрасных видов эксплуатации, которые мы имеем в обычных компаниях. Для нас это именно так.

Потребительские кооперативы позволяют снять экономическую нагрузку на людей, потому что они позволяют обменять свои потребности в чём-то и  реализовывать их  сообща. Они могут стать действенным стимулом для экономического развития, так как эта система отталкивается от материальных потребностей.

В 1930-ые годы пошла вторая волна появлялись жилищные, студенческие, производственные кооперативы. После второй мировой войны кооперативное движение стало модифицирваться

Самый типичный пример потребительского кооператива — это food-coop (например такие как Park Slope Food Coop), когда люди сообща покупают еду – они совершают оптовые закупки, чтобы это было дешевле, они выбирают поставщиков, чтобы это было лучше по качеству, и так далее.

Из этой системы выходит много других вещей, как, например, таких как community supported agriculture, построенная на взаимодействии горожан с фермерами: есть  люди, которые хотят покупать фермерские продукты, и есть фермеры, которым нужна потребители. Но фермерские продукты стоят дорого. Для того, чтоб покупать дешевле, люди объединяются и закупают у некоторых фермеров, например, весь урожай.

«Закон о кооперации» РФ — это очень демократичный закон, там прописано всё, что нужно для деятельности кооператива. В Европе, где очень активно развивалось кооперативное движение начиная с XIX века, к концу которого там были уже сотни тысяч кооператоров. В 1930-ые годы пошла вторая волна  появлялись  жилищные, студенческие, производственные кооперативы. После второй мировой войны кооперативное движение стало модифицирваться. Были приняты некоторые законодательные инициативы, которые были нужны для сглаживания углов между кооперативами и не-кооперативами в условиях рыночной экономики. Поэтому в Европе существует огромное количество разных видов кооперативов, и некоторые кооперативы включают в себя элементы рыночных компаний.

Об авторе

Артём Темиров

Соучредитель кофейного кооператива «Чёрный»

Поделиться:

Читайте также

Теги:

колонки

КОММЕНТАРИИ
к посту «Шагай с левой: зачем современным горожанам кооперативы»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Андрей Ш.М.Андрей Ш.М. 02 мая 2014, 12:29

Я в экономических нюансах слабоват, читаю в интернете -

"Производственные кооперативы являются коммерческими организациями, т.е. основная цель их деятельности, такая же как и у любой коммерческой организации: максимизация прибыли"

В чём разница между производственным кооперативом (потребительский там проще и понятней) и скажем ООО с несколькими учредителями, объясните на пальцах.

Серафим ОрехановСерафим Ореханов 02 мая 2014, 16:14

Это как если бы все сотрудники ООО были его акционерами, грубо говоря.

Яндекс.Метрика