припять
12 мая 2014
Поделиться

Зов Припяти: радиационная катастрофа и брендинг территорий

Автор: Пётр Иванов

На постсоветском пространстве все сложно с двумя вещами - с брендингом городов и с праздниками коммеморации. В этой колонке речь пойдет об удачном, хотя в данном конкретном случае это не совсем точное слово, соединении того и другого. Разумеется, это Чернобыль.

Фотография:
Тим Яржомбек

В ночь 26 апреля 1986 года случился паровой ядерный взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной станции. Высвободившаяся энергия подбросила многотонную крышку реактора на 30 метров. на фоне звездного неба запылал всеми цветами радуги столб дыма, плазмы и пыли.

Последующие события многократно описаны в книгах и документальных фильмах - попытки советского руководства замолчать аварию, запоздалая эвакуация города Припять, рядом с которым и располагалась ЧАЭС, гибель от острой лучевой болезни 28 пожарных, тушивших первичное возгорание без средств радиационной защиты, решение Горбачева признать аварию на всесоюзном и международном уровне, героическая работа более чем полумиллиона советских граждан по ликвидации ее последствий, создание сперва 10-километровой, а потом 30-километровой зоны отчуждения, загадочное самоубийство академика Легасова, работавшего над расследованием причин аварии, сооружение саркофага над четвертым энергоблоком, появление целой новой социально незащищенной группы - ликвидаторов. Этот событийный ряд, обрастая все новыми и новыми пронзительными ракурсами и историями - одна из, пожалуй, самых мощных практик коммеморации на постсоветском пространстве после Великой Отечественной Войны.

Однако, в отличие от Великой Отечественной, охватившей огромную территорию, все события Чернобыля были локализованы. Пространство каждого действия установимо с точностью до метра. Время каждого действия с точностью до 45 секунд - именно столько могли работать на крыше реактора солдаты, которых использовали вместо отказывавших в таких условиях роботов, прежде чем получить летальную дозу радиации. Человеческий масштаб трагедии становится благодатной почвой для трагических сентиментальных фильмов. А еще, что немаловажно, все артефакты этих событий остались практически нетронутыми. Опустевшие деревни, частный сектор, заросший деревьями, в спешке покинутый город Припять, вертолеты, бронетранстпортеры и строительная техника.

Что такое радиация? Что она делает с человеком? С природой? С животным миром? Сложность и невидимость феномена вызывает нечеловеческий страх, будоражит мрачные фантазии

Впрочем, драматизм событий и сохранность артефактов - не единственные составляющие бренда Чернобыля. Публичность этой аварии стала стартовым механизмом брендирования. Разумеется, Чернобыль был не первой радиационной аварией, даже не первой в Советском Союзе (до этого в 1957 году была авария на химкомбинате "Маяк" под Кыштымом), далеко не самой массовой по числу жертв техногенной аварией (авария на индийском комбинате в Бхопале только в первые часы унесла 3,500 жизней). Однако это была первая авария такого рода, которой согласилась придать международную огласку сверхдержава.

Эта публичность, в свою очередь, задала важный вектор бренда Чернобыля - массовую радиофобию. Что такое радиация? Что она делает с человеком? С природой? С животным миром? Сложность и невидимость феномена вызывает нечеловеческий страх, будоражит мрачные фантазии. Танатальные фантазии о невидимой и мучительной смерти, фантазии о чудовищах-мутантах, бродящих по Рыжему лесу, обезумевших и потерявших человеческий облик людях. Эти фантазии даже у самого рационального человека легко обнаруживаются где-то на краю сознания. Именно они ложатся в основу фильмов-ужасов, снимающихся по всему миру и в основу произведений желтой журналистики. И, конечно же, в основу компьютерных игр.

В современном мире хоррор-фильмы, компьютерные игры и желтая пресса, увы, распространяются лучше, чем документальные фильмы и книги, поэтому мистифицированная, пронизанная суевериями и городскими легендами составляющая бренда очень сильна. Уже в 1986 году начали вспоминать пророчество Нострадамуса про "звезду-полынь". В среде сектантов и мистиков пошли разговоры о том, как получить сверъестественные способности с помощью радиации. А успех украинской компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. привел к тому, что даже голливудский боевик Transformers 3 заканчивается не где нибудь, а в Припяти. И львиная доля “Крепкого орешка 5” с неизменным Брюсом Уиллисом проходит именно там. Для фулхауса не хватает только Сильвестра Сталлоне, Шварценнегера и Черепашек-ниндзя.

Это поразительно, но самый детальный и информативный сайт, посвященный постсоветскому городу — это сайт Припяти

Такая глобальная мифологизация не могла не вызвать мощного локального ответа со стороны бывших местных жителей и краеведов. Это поразительно, но самый детальный и информативный сайт, посвященный постсоветскому городу — это сайт Припяти. Сайт собирает информацию по каждому дому, даже по каждой квартире. Тысячи фотографий, статей, воспоминаний. Сейчас готовится к запуску виртуальный трехмерный музей города. Авторы сайта хотят донести до всего мира: "В нашем городе не живут снорки, бюреры и псевдогиганты, там живет наша память!" Память окутывает спящий город, проникая в каждую комнату, обнимая каждую куклу, проползая между спиц так и не запущенного никогда колеса обозрения.

Украинская администрация по ряду соображений не поддерживает развитие туризма в зону отчуждения, хотя на него существует серьёзный спрос. Радиационная опасность, как ни странно, не входит в перечень опасений МЧС Украины. Куда больше их волнует то, что под действием сил природы дома и инженерные конструкции Припяти, Чернобыля-2 (где расположена РЛС "Дуга"), приходят в негодность и начинают представлять куда больший риск для посетителей, чем фонящий лишайник.

Кроме отдельных объектов территория зоны отчуждения уже почти безопасна для посещения. Впрочем, в нее уже с 1987 года начали возваращаться люди, а в Чернобыле до сих пор вахтенным методом работает до 3000 человек, в том числе обслуживающих вывод из эксплуатации ЧАЭС, экстремальный туризм и отлавливающих мародеров и туристов-дикарей, так называемых сталкеров. Помимо сотрудников МВД и работников электростанции и туристической индустрии там можно встретить ученых, исследующих влияние повышенного уровня радиации на животный и растительный мир, а также то, каким образом природа возвращает себе свои земли, будучи почти лишенной атропогенного давления. Фильм со зловещим названием, которое подошло бы хоррору категории В, “Радиоактивные волки Чернобыля” оказывается очень интересной образовательной лентой о биологии и биоэтологии. Первобытный страх уступает позиции любопытству.

Чернобыль - феноменальный случай брендинга территорий. Для того, чтобы бренд развернулся вширь и вглубь, для того чтобы привлечь внимание своих жителей, художников, журналистов, ученых и туристов со всего мира, территории пришлось стать зоной отчуждения. Чтобы стать самым известным постсоветским городом - Припяти пришлось умереть. Это трагическая история города, но триумфальная история бренда. Зов Припяти сильнее обаяния Парижа и энергии Манхэттена.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Зов Припяти: радиационная катастрофа и брендинг территорий»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Евгений ШирчковЕвгений Ширчков 12 мая 2014, 12:49

прошу прощения, существует ли на данном ресурсе редактура текстов? опечатки, мелкие буквы в начале предложения, термин "паровой ядерный взрыв" внушают подозрение, что нет.

а текст, на мой взгляд, интересен на тему "как написать интересную статью, при этом ничего в ней не сказав".

Andrey PopovAndrey Popov 20 мая 2014, 19:19

на самом деле, это досужий текст на околоурбанистическую тематику (вынужденно) фаната сеттинга (добровольного). я также обожаю все, что история и фантазии сотворили с зоной отчуждения чаэс (особенно игровая вселенная хороша), поэтому закрываю глаза на некоторые притянутые вещи)

Brittany MillerBrittany Miller 10 июн 2014, 06:07

Статья интересная, но правда заметны небольшие ошибки.

По поводу Припяти: сейчас на ней зарабатывают достаточно приличные деньги. Водят экскурсии все кому не лень, даже по тем местам, где ходить по сути нельзя (заводят в дома, где можно "схватить" достаточно прилично, разрешают брать с собой "сувениры" на память). Познакомилась год назад в интернете с мужчиной, выяснилось, что он зарабатывает именно такими походами. Спросила: "А безопасно?". Ответ был следующий, из-за которого и было прекращено всяческое общение: "Я не очень в этом разбирась, не задумывался как-то, но люди идут, им нравится - все довольны". http://davaivmeste.ru/profile/6095 - будьте осторожны, если будете экскурсию заказывать.

Яндекс.Метрика