21 мая 2014
Поделиться

Пошли вы все: что такое пешеходность и зачем она нужна

Автор: Пётр Иванов

12 мая состоялся суд по делу Amnesty International против Префектуры ЦАО, к которому я с коллегами из «Городских проектов» и волонтерами делал экспертизу. Подробно про суд да дело можно прочитать здесь.  Критерием оценки пригодности общественных пространств для публичных акций мною был выбран критерий walkability, который можно перевести неуклюжей калькой «пешеходность». В этой статье я опишу, что же это такое и почему об этом всем необходимо знать.

 

«Города должны приналежать пешеходам» — эта мысль одновременно очень новая и очень старая. Очень стара она потому, что до тех пор, пока не началось активное развитие общественного и личного транспорта, улицы городов могли принадлежать только пешеходам за неимением других притязающих субъектов. Молода — потому, что романтика автомобилизации оказала невероятное влияние на облик городов и то, каким образом люди их мыслят. Возврат к идее важности пешехода поначалу был маргинальным, и только сейчас можно говорить о том, что он стал общим местом в западной урбанистике и постепенно становится таким же общим местом и для их российских коллег.

У идеи пешеходности есть экономические предпосылки. Человек, проводящий время в городе, вступает в большее количество социальных взаимодействий, нежели сидящий дома или «в домике» за рулём автомобиля. Социальные взаимодействия же, в свою очередь, являются базовым элементом экономического поведения. В упрощенном виде можно сказать, что пешеход не только больше потребляет, но и больше производит. Он заходит в кафе, присматривается к товарам в витринах, смотрит на уличную рекламу. А ещё он сам собой являет рекламную площадку: вот он взял кофе на вынос, вот на нём клевые кеды, вот он закурил ароматный табак. Социальные взаимодействия, пусть даже не через прямую речь, но через беглые взгляды, случайные запахи и прикосновения служат мощным усилителем экономической машинерии города.

Если отойти от марксистской критики, то в пешеходе можно увидеть и гуманистический посыл: пешеход наблюдает гораздо большее разнообразие людей и практик; он терпимее к людям друго цвета кожи, с другим стилем одежды, другого возраста. Через опыт совместного пребывания на улице он расширяет свой кругозор и осведомленность о том, что люди разные и не стоит их бояться. Такого рода гуманизм, впрочем, тоже капитализируем.

В общем, можно с уверенностью утверждать, что пешеход — это чертовски выгодно, и чем больше в городе пешеходов, с комфортом разгуливающих по его улицам, тем лучше. Он не занимает много места ни на улице, ни на парковке, он с увлечением потребляет и инспирирует чужое потребление, он снижает уровень преступности, редко попадает в пробки и аварии и зачастую приятен глазу. Но с ним есть одна проблема: для того, чтобы получить все плюсы пешехода, необходимо его на улицу выманить.

Для того, чтобы привлечь пешеходов на улицы города, совершенно не обязательно делать полностью пешеходные улицы

Таким образом, пешеходность распадается на актуальную пешеходность и потенциальную, основывающуюся на качестве пешеходной инфраструктуры. А также на пешеходность, появляющуюся от безысходности и от того, что город привлекателен для пешеходов.

К сожалению, последние два пункта вызывают путаницу. Для того, чтобы привлечь пешеходов на улицы города, совершенно не обязательно делать полностью пешеходные улицы. Да, если убрать с улицы машины и общественный транспорт, а также расширить набор доступных сервисов, то там будет больше пешеходов, однако это не сделает город привлекательным для пешеходов, это создаст торгово-развлекательный центр, в котором сложно укрыться от дождя и затруднительно сходить в туалет. Ну или парк с минималистским подходом к озеленению, если угодно. То есть речь должна идти не о создании специализированных закутков для пешеходов, но о комплексном подходе к пешеходной инфраструктуре, направленном на повышение пешеходности. Пешеход, а вслед за ним инвалид, пожилой человек, велосипедист, роллер тогда и только тогда появится на улицах города в осмысленных для экономики города количествах, когда он будет уверен в том, что на пути его потребления и производства городского пространства будет минимум преград.

Лучше всего о благотворном влиянии пешеходности осведомлены попрошайки и уличные музыканты. Качественный пешеходный поток создает деньги буквально из воздуха. Именно поэтому там, где улучшается инфраструктура для пешеходов, первым делом появляются они. Те, кто были в центре Москвы, наверняка знают про улицу Кузнецкий мост, недавно сделанную пешеходной. Незадолго до реконструкции улицы на ней открылся бар «Камчатка», который на тот момент был местом, в котором эстетствующий интеллектуал мог предаться утончённому опрощению при помощи дешевого пива, бутерброда со шпротами и песен группы «Дюна». Пешеходизация Кузнецкого моста привела к очень серьёзной переориентации заведения, превратив его из стилизации под сомнительное заведение в сомнительное заведение: его и прилегающие лавочки первым делом освоил контингент дворов Старого Арбата. Это и есть действие пешеходности: территория стала генерировать значительно больше денег, а следовательно, туда устремились те, кто прекрасно осведомлен о значимости социальной коммуникации для участия в формальной и неформальной экономике.

Важно понимать, что пешеходность — это самый верный критерий оценки публичного пространства, причем не только с точки зрения эффективности для проведения митингов. Пешеходность — индикатор того, насколько эффективно это пространство работает на город; насколько это пространство не является пустым местом, не застроенным по сентиментальным причинам или случайности.

Все технологии пешеходной инфраструктуры достаточно просты и известны, о них не говорит и не пишет только ленивый популяризатор урбанистики или ленивый защитник прав инвалидов

Все технологии пешеходной инфраструктуры достаточно просты и известны, о них не говорит и не пишет только ленивый популяризатор урбанистики или ленивый защитник прав инвалидов. Это пандусы и лифты, поднятая до уровня тротуара «зебра», парковочные столбики, урны, лавочки, борьба с пылью и грязью на улицах, создание активного уличного фронта, развитие общественного транспорта… Это всё достаточно простые и понятные вещи, однако они становятся простыми и понятными только в том случае, если мы начинаем понимать пешехода как инструмент развития экономики города, а не как экстравагантного чудака, отказывающегося от прелестей владения автомобилем.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Пошли вы все: что такое пешеходность и зачем она нужна»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика