19 июн 2014
Поделиться

Мэрилин Хэмилтон о коллективном разуме горожан планеты и концепции «интегрального города»

Автор: Лера Чубара

Мэрилин Хэмилтон, автор книги «Интегральный город: эволюционные интеллекты человеческого улья», идейный вдохновитель «живой стратегии интегрального развития» Ижевска и постоянный консультант «Ассоциации развития города» (АРГО), рассказала UrbanUrban о том, что город — это люди, а не дома, и о том, как индейцы помогали спасать Леон-де-лос-Альдама.

— Не могли бы Вы рассказать, что представляет собой теория «интегрального города»?

— Если коротко, то «интегральный город» — это способ смотреть на город как на целостную живую систему. Я предпочитаю думать о городе как об улье, человеческом улье. Его важной чертой является возможность совместного, одновременного развития и роста индивидов и сообществ. Вообще этот подход основан на модели, предложенной философом Кеном Уилбером (автор «Краткой истории всего» — Прим. ред.): город меняется по мере того, как его жители. То есть город — это, в-первую очередь, населяющие его люди, а не дороги и дома.

— Означает ли это, что и вся планета может быть рассмотрена как единое сообщество людей, то есть как один большой город?

— Хороший вопрос. На самом деле, я полагаю, что мы живем на «планете городов», а не «планете стран». Город — это единственная замкнутая человеческая система, которую можно увидеть из космоса. Таким образом мы даже можем увидеть, какова «плотность» человеческого интеллекта на планете. Был такой философ Тейяр де Шарден, который говорил о том, что помимо биосферы как таковой есть еще и ноосфера.

— У нас тоже был такой философ — Владимир Иванович Вернадский.

Есть, например, такая точка зрения, что не материя, а духовное начало, сознание, было первичным — а материей мы потом «обросли». Я вполне её разделяю

— Да, слышала. Так вот, я думаю, что «планета городов» и ноосфера неразрывно связаны и перетекают одна в другую. Был и другой философ — Джеймс Лавлок, который предложил теорию, что вся наша планета — это живой организм — Гайа, а сообщества — её мыслящие, рефлексирующие органы. Я думаю, что люди, как Вы и я, — это клетки, из которых состоят органы Гайи.

— Позвольте вернуться к Вернандскому, который известен здесь больше, чем де Шарден. Всё-таки его теория не научная, в строгом смысле этого слова, а в некотором роде эзотерическая. Как Вы охарактеризуете теорию, на которой работатет сами? В ней ведь тоже явно присутствует трансцендентное начало.

— В некотором смысле присутствует, да. Дело в том, что в интегральной системе все её элементы перетекают друг в друга и в пределе — трансцендируют. Кроме того, я верю в духовное начало, присутствующее в городе, и в то, что интегральная система эволюционирует, приближаясь к своему трансцендентному идеалу.

— Говоря о духовном начале, Вы имеете ввиду культуру или нечто иное?

— Скорее я имею ввиду коллективное сознание. Есть, например, такая точка зрения, что не материя, а духовное начало, сознание, было первичным — а материей мы потом «обросли». Я вполне её разделяю. Кроме того, можно сказать, что мы существуем в поле, в котором также присутствует энергия и память. Эрвин Ласло (венгерский философ науки — Прим. ред.) назвал бы его «полем акаши».

Фотография:
Катя Ангелова
Выступление Мэрилин Хэмильтон на Первом Всероссийском Форуме живых городов в Ижевске

— Вы специализируетесь на интегральном, холистическом подходе, рассматривая город в целом, как единую систему? Кого из урбанистов вы могли бы назвать своим «коллегой» в этом отношении?

— Мне нравится думать, что моя работа продолжает ход мыслей Джейн Джейкобс, которая одной из первых начала говорить о городе как о системе, рассматривая, в том числе, его экономику. Я многому у неё научилась, хотя она и не занималась вопросами коллективного сознания. Кроме того, я бы отметила Мануэля Деланду (мексиканский философ и кинорежиссер, автор книги «Тысяча лет нелинейной истории» — Прим. ред), который в одной из своих статей ввёл нейробиологический термин «сетка» (meshwork), использующийся для описания того, как мозг создаёт разум, а разум создаёт мозг. С его помощью он описывал механизм возникновения городских сообществ. Вообще этот термин стал для меня одним из ключевых.

— Я знаю, что вы консультируете большое количество городских администраций. Как вы применяете теорию интегрального города в работе? Удалось ли вам совместно разработать методику, которую местные администрации впоследствии успешно бы применяли для решения городских проблем?

Расскажу вам, как я работала в мексиканском городе Леон-де-лос-Альдама. Как и во многих городах Мексики, там огромные проблемы с преступностью и наркотрафиком

— Интегральный подход предоставляет доступ сразу к четырём «воротам в город»: первые — это как раз городская администрация, и я в меньшей степени работаю с ними. Вторые — это бизнес, третьи — гражданское общество и, наконец, сообщества и отдельные горожане. Расскажу вам, как я работала в мексиканском городе Леон-де-лос-Альдама. Как и во многих городах Мексики, там огромные проблемы с преступностью и наркотрафиком. Коллега, который пригласил меня туда, работал с местными сообществами по вопросам гражданского надзора, который, кстати, является изначально европейской традицией.

Мы составили своего рода карту ценностей города, двигаясь от эгоистических ценностей к космическим. И прежде чем проводить воркшоп, я попросила организаторов показать мне город. Во время экскурсии мы обнаружили сообщество коренных жителей Мексики — потомков одного из индейских племён, которые жили совершенно автономной жизнью недалеко от железнодорожной станции и даже не говорили на испанском. Мы нашли для них переводчиков и пригласили на воркшоп. Они совершенно поразили нас своей живостью и тем, что точно знали, чего хотели и  в каких изменениях нуждается город. Они помогли по-новому взглянуть на проблемы Леона-де-лос-Альдама, а жителям — лучше понять себя. Эта синергия позволила жителям города поверить в себя и взять на себя отвественность за город, а администрации — создать новую стратегию, которая, надеюсь, будет успешной.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Мэрилин Хэмилтон о коллективном разуме горожан планеты и концепции «интегрального города»»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика