31 июл 2014
Поделиться

Маршрут по плечу: как связаны доверие и развитие туризма

Автор: Пётр Иванов

Развитие туризма — одна из любимых «отличных идей» городских администраций в России. Пётр Иванов рассуждает о том, какие проблемы возникают при попытке развивать туризм и при чём здесь такая простая и важная вещь как доверие между людьми.

Фотография:
eisen_bart / flickr.com

Представьте себе провинциальный город средней полосы, скажем, Центрального региона. Город старый, с симпатичной архитектурой. В советское время он стал важным узлом индустриальной сети, производящим какую-то важную деталь для, скажем, атомных подводных лодок. Под обеспечение этого завода человеческими ресурсами были построены уютные микрорайоны из сероватых многоэтажек. Размеренная жизнь города — в ритме заводского гудка, воскресных прогулок по набережной, редких выездов в Москву за дефицитными товарами — казалось, будет длиться вечно.

Однако Советский Союз внезапно закончился: невероятно важные детали для подводных лодок стали не столь востребованы, зарплаты на заводе стали если не совсем пропадать, то как минимум не соответствовать представлениям о достойном уровне жизни. Стремительно начали развиваться различные бизнесы, в первую очередь связанные с торговлей ширпотребом и продуктами. Бюджет города уменьшился настолько, что установка новой детской горки стала чрезвычайным событием.

Старинные домики, оказавшиеся в частных руках в ходе приватизации, постепенно ветшали. А оставшиеся в государственной собственности ветшали еще быстрее, ведь денег даже на покраску фасадов не осталось. Город терял привлекательный вид, зарастал ненормированной зеленью, становился пыльным и неуютным. Новое строительство не помогало — некрасивые будки из сайдинга только усугубляли ощущение неустроенности.

Туризм оказывается комплексной индустрией, в которой задействовано очень много агентов

Где-то в начале 2000-х в головы государственных мужей пришла идея развивать туризм. Идея туризма стала общим местом программ социально-экономического развития городов. Отделы по экономике в мэриях без энтузиазма восприняли новую ответственность: теперь в отчётности появились новые показатели и их как-то нужно было собирать.

В нашем небольшом провинциальном городке, впрочем, идея развития туризма показалась администрации увлекательной. Всё-таки есть когда-то бывшие красивыми старые домики, какая-никакая природа, вроде бы даже какие-то традиции в области ремёсел и земледелия. И вроде бы всё это можно пытаться капитализировать — автобусные экскурсии, магнитики, наборы открыток.

Однако тут-то наш городок сталкивается с целым ворохом проблем. Туризм оказывается комплексной индустрией, в которой задействовано очень много агентов. Для того, чтобы в городе развивался туризм необходима договоренность множества бизнесов, их совместные действия в рамках общей стратегии: это и брендирование достопримечательностей, и гостиницы, и транспорт, и разнообразные кофейни, экскурсионные бюро, печатная продукция. А главное — это объединение туристической инфраструктуры и повседневности. Туристу нельзя сказать «здесь смотрите — а здесь не смотрите, здесь ходите — а здесь не ходите». Турист хочет ходить, где он хочет, и испытывать комфорт решительно везде, где бы он ни находился.

Фотография:
eisen_bart / flickr.com

Но для слаженной работы бизнеса необходима, казалось бы, такая незначительная деталь, как доверие. Бизнесмены должны быть уверены, что в рамках партнёрских отношений они не будут пытаться друг друга уничтожить и что государство не будет пытаться отжать наиболее успешные предприятия. А у едва переставших стрелять друг в друга бизнесменов, предпочитающих решать свои вопросы перешёптываниями в коридорах и закрытых кабинетах мэрии, такой уверенности просто неоткуда взяться.

Недоверие также пагубно сказывается на инвестиционной активности бизнесменов. Они с опаской вкладывают деньги и, в особенности, с опаской относятся к инициативам городской власти. Мэрия, скажем, предлагает бизнесменам: «Ребята, а давайте делать ларьки на причале круизных лайнеров!» А бизнесмены мнутся: «Ну да, ларьки-то оно хорошо, но только вот нам бы коммуникации подвести, ещё бы дорогу отремонтировать, ну и вообще у нас денег нет и не ожидается, а так мы за развитие туризма, конечно же...» И дело не в том, что бизнесмены какие-то неактивные, вялые, глупые. У них просто нет никаких гарантий, что городская администрация решилась на такой курс всерьёз и надолго. И будет готова соблюдать свои части договоренностей.

Отсутствие общей стратегии развития туризма в городе, впрочем, не мешает появляться отдельным элементам туристической инфраструктуры

С домиками дела обстоят ещё хуже. Те домики, которые находятся в государственной собственности, конечно, представляют ограниченный интерес для инвесторов, однако косвенная долгосрочная выгода от развития туризма в городе за счёт аутентичного внешнего вида исторических кварталов видится туманной, в то время как быстрая выгода от размещения уродливой рекламы на потрескавшемся фасаде — боле чем реальной. С домиками в частной собственности всё еще печальнее: собственники, как правило, не представляют, что их квартиры в исторических кварталах являются активом, чья стоимость тесно связана с качеством среды. Поэтому, для нашего провинциального города становится нормальной установка пластиковых окон в половине деревянного дома, обшивка их алюминиевыми панелями жутковатой расцветки и прочие шедевры народной «реставрации».

Отсутствие системы, общей стратегии развития туризма в городе, впрочем, не мешает появляться отдельным элементам туристической инфраструктуры. С трудом сводящий концы с концами краеведческий музей, гостиница, замаскированная под относительно дорогой бордель (или наоборот), разработанные дизайнерами из администрации магнитики бледных цветов. Редкие туристы, приезжающие в город, — это либо работники предприятий, озабоченных культурным просвещением, либо пожилые люди со страстью к краеведению. Они покупают открытки с домиками (18 из 20 ещё можно найти в городе, а два сгорели в прошлом году). Покупают картины, изображающие историческую архитектуру такой, какой бы она была, ежели деньги на реставрацию хоть в каком-то виде находились. Краеведы пишут десятки книг, однако редкие факты из этих книг выходят на уровень брендирования, оставаясь объектом интереса таких же фанатов-краеведов. Два-три турагентства эксплуатируют два-три образа, в лучшем случае как-то связанных с действительной историей города, в худшем — с общими местами общерусского же фольклора («город N — родина Колобка»).

Фотография:
eisen_bart / flickr.com

Такого рода развитие туриндстрии, разумеется, не приносит значительных денег городу, а бизнесы, живущие за счёт такого туризма, находятся в неконкурентной среде и не заинтересованы в повышении качества обслуживания. О каком качестве обслуживания может идти речь, если целевой аудиторией являются либо фанаты, либо добровольно-принудительно привезённые на местность сотрудники предприятий? С другой стороны, у отдела экономики в отчёте появляется горделивая приписка: «За третий квартал 2014 года наш город посетили 150 туристов». Ну то есть четыре автобуса и пять пенсионеров.

Всё это вовсе не говорит о том, что развитие туризма как таковое — бредовая идея. Кейс города Мышкин вспоминает каждый небольшой городок средней полосы, решивший встать на путь «повышения привлекательности для туристов». Но неплохо бы помнить, что развитие туризма там являлось не более чем побочным продуктом программы развития города, которую создавал Вячеслав Леонидович Глазычев с коллегами. Впрочем, только этот элемент и удалось реально воплотить в жизнь — остальные столкнулись с серьёзными препятствиями, в том числе административными.

Но даже для того, чтобы сделать «как в Мышкине», необходимы значительные усилия со стороны власти, бизнеса и жителей. Ни один из этих субъектов по отдельности не может воплотить то комплексное переформатирование города, которое необходимо для того, чтобы люди с интересом гуляли по нему, фотографировались, привозили друзьям местное пиво и местные ягоды, сувениры в виде местных достопримечательностей и т.д.

Но даже для того, чтобы сделать «как в Мышкине», необходимы значительные усилия со стороны власти, бизнеса и жителей

И доверие является основным фактором, влияющим на успех этого предприятия. Доверие открывает путь для решения проблем, которые в одиночном режиме нерешаемы, или труднорешаемы. Возникают различные варианты частно-государственного партнерства, некоммерческие организации аккумулирующие и перераспределяющие ресурсы, как денежные так и человеческие. Возникает принципиально новый формат принятия решений в городе, задействующий возможности социального капитала. Этот процесс гораздо более медленный, он рассчитан на длительный горизонт планирования, однако позволяет реализовывать сложные, многофакторные проекты, требующие участия различных агентов. Отчасти именно поэтому он с трудом приживается на российской почве, поскольку административные процессы не подразумевают долгосрочного планирования и поступательного развития.

Фотография:
eisen_bart / flickr.com

Развитие туризма в городах России требует серьёзной работы бизнеса, властей и жителей этих городов — вдумчивого совместного проектирования и действий в рамках общей дорожной карты. Ведь кто-то должен строить гостиницы, возить людей на автобусе, печатать путеводители, вырезать деревянные магнитики и многое-многое другое, без чего сложно представить город, претендующий на популярность у туристов. А с другой стороны, через туризм приходится волей-неволей развивать город как таковой, чтобы туристы не ходили по плохо уложенной мостовой, чтобы на них с фасадов не сыпалась штукатурка, чтобы они были уверены, что продукты, купленные на рынке безопасны, для здоровья. Стараясь для будущих гостей, приходится наводить порядок уже сейчас.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Маршрут по плечу: как связаны доверие и развитие туризма»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
eugene beloveugene belov 31 июл 2014, 11:50

омг, ну о каком развитии отрасли вообще можно говорить, когда даже в интернете нормальную страничку не могут сделать?))

особенно мне нравится вот этот щидевьр: http://v.volochekadm.ru/nashi_koordinati

Маша ФроловаМаша Фролова 01 авг 2014, 19:53

Сейчас нельзя верить никому, особенно нашим властям, вот например, появился портал с информацией о каждом http://rumvd.sq6.ru - Сам бы не поверил, если б не проверил. Там есть реально все, не говоря о публичной информации, там много личного, даже слишком много. Какая-то слежка или что. Хорошо, что пока есть возможность всё удалить, а то, знаете, в интернете много всяких дураков которые могут этим воспользоваться.

Яндекс.Метрика