28 авг 2014
Поделиться

Выборы в Мосгордуму: зачем нужны депутаты и почему надо идти и голосовать

Автор: Пётр Иванов

14 сентября состоятся выборы в Московскую городскую Думу. Поэтому сейчас, за две недели до дня голосования, необходимо разобраться, что это за орган, как он должен функционировать в идеале, как функционировал до сих пор и почему всё-таки стоит идти на выборы.

 

Система управления в Москве устроена иначе, чем в других городах России. Во-первых, в Москве существует трехступенчатое деление исполнительной власти: городская администрация, окружные префектуры и районные управы. Во-вторых — двухступенчатая система законодательной власти: районные муниципальные собрания депутатов и городская дума. При этом к городскому самоуправлению относится только муниципальное собрание, формально Мосгордума является органом государственной власти.

Список полномочий Мосгордумы достаточно объёмен, он включает в себя, помимо законодательной деятельности в границах города, утверждение мэра города, выражение ему недоверия, заслушивание его ежегодного отчёта, утверждение судей и многое другое. Самым важной зоной ответственности Мосгордумы является формирование и изменение Устава города Москвы, основного документа регламентирующего отношения различных субъектов в Столице.

Технически, любое недовольство функционированием системы управления и самоуправления в Москве можно смело адресовать Мосгордуме, поскольку в идеальном мире именно депутаты Мосгордумы определяют то, как это устроено. Соответственно, в этом самом идеальном мире именно в Мосгордуме должны разворачиваться идеологические баталии правых, настаивающих на технократическом регулировании городской жизни, и левых, борющихся за развитие местного самоуправления. Именно там должны выступать ведущие российские и западные специалисты в области урбанистики, архитектуры, транспорта и муниципального управления с целью провокации новых и новых интеллектуальных дискуссий и решений по изменению существующего порядка вещей в Москве. Именно туда должны приходить городские активисты, требующие исполнения городских законов.

общественная ситуация в Москве оказалась крайне дискомфортной для городских депутатов старой школы, привыкших к тому, что о жителях можно вспоминать только под выборы, и к тому, что о результатах выборов можно не беспокоиться

В реальности же мы имеем куда менее радужную и динамичную картину. Если жители Москвы и знают про существование Мосгордумы, то назвать депутата от своего избирательного округа — почти невыполнимая для них задача. До сих пор деятельность депутатов МГД представляла собой закрытый, почти анонимный процесс законодательного оформления решений, принимающихся на уровне федеральной власти и мэрии. Из всех депутатов текущего созыва хоть сколько-нибудь медийным стал депутат от КПРФ Андрей Клычков, остальные же если и имели какое-то упоминание, то, пожалуй, только благодаря скандальному расследованию муниципальных депутатов Михаила Вельмакина и Владимира Гарначука «Московские крендели», целью которого являлось установление связи депутатов МГД от «Единой России» с различными бизнесами и, соответственно, доказательство лоббирования интересов этих бизнесов. В остальное время о депутатах Мосгордумы в медийном поле было ни слуху ни духу.

Такой формат деятельности Мосгордумы, разумеется, приводит к переориентации городского режима и установлению фактической монополии государственной власти на принятие решений. То есть главным субъектом власти становится мэрия и лично Мэр Москвы. Дискуссия о градостроении и управленческой практике из публичного пространства перемещается в коридоры мэрии и департаментов. Голосование за те или иные идеи и инициативы осуществляют не народные избранники, а аффилированные с мэром группы интересов. Также это приводит к тому, что затрудняется общественный контроль за деятельностью подчинённых городской администрации органов, поскольку Объединение административно-технических инспекций (OАТИ) города Москвы — контрольный орган — также подчиняется городской администрации, что позволяет ему закрывать глаза на те нарушения, которые необходимы для исполнения воли мэра или департаментов. Судебная власть в этой ситуации также подчинена исполнительной власти.

Тем не менее, после выборов Президента, совпавших в 2012 году с выборами муниципальных депутатов, интерес к городской власти заметно вырос. Появились независимые муниципальные депутаты, чьё присутствие в поле городского управления серьёзно изменило политический ландшафт Москвы. Оказалось, что даже один независимый муниципальный депутат в районе способен эффективно бороться с множеством проблем, казавшихся доселе неразрешимыми. Сильный результат Навального на выборах Мэра города поддержал и усилил внимание горожан к возможности влияния на систему управления своим городом. Очень кстати также пришлась и мода на урбанистику, транслируемая самыми различными институциями от оппозиционных муниципальных депутатов и новых медиа до академических университетов. Мода на урбанистику привела к тому, что городской активист стал ассоциироваться не с полубезумной бабушкой, которой нечем себя занять кроме как хождением по инстанциям, но с молодым хипстером на велосипеде. Издержки есть, разумеется, и у этого образа, но с точки зрения медийной привлекательности он всё-таки сильнее. Разговоры о проблемах ЖКХ из скучных вдруг стали увлекательными и познавательными. В целом москвичам вдруг стало интересно кто, как и почему производит их городскую среду и что они лично могут сделать, чтобы её улучшить.

На момент объявления выборов в Мосгордуму общественная ситуация в Москве оказалась крайне дискомфортной для городских депутатов старой школы, привыкших к тому, что о жителях можно вспоминать только под выборы, и тому, что о результатах выборов можно не беспокоится. Оставим в стороне административные и полицейские барьеры, выстроенные на пути регистрации на выборы независимых кандидатов, всё-таки текущей реальностью для нас является уже активно идущий в городе агитационный процесс.

И вот здесь хочется отметить, что депутаты старой школы и кандидаты в депутаты, конструируемые по старым лекалам — берём известного актера, главврача, функционера партии власти и делаем его депутатом — сталкиваются с серьёзными проблемами. Дело в том, что Мосгордума как орган власти исходя из описанного выше вида городского режима в значительной степени себя дискредитировала. К тому же люди всё меньше верят предвыборным обещаниям и всё больше ориентируются на решение возникающих у них городских проблем своими силами (другой вопрос — насколько это решение эффективно, но сейчас это не так важно). А главное — с кандидатами старой школы конкурирует новое поколение депутатов, обладающих несколько иным понимаем роли депутата и другой стратегией работы с избирателями.

Если описывать образ депутата старой школы, то он мало отличим от номенклатурного чиновника. Это мужчина за сорок в дорогом костюме нейтрального цвета, с обязательным животом и усами, которые, видимо, выдаются за особые заслуги на государственной службе. Он постоянно занят важными делами и обращения жителей для него представляются чем-то нежелательным, вызывающим плохо скрываемое раздражение. Однако если добиться его снисхождения — «хорошо попросить», разжалобить слезливой историей — то он, возможно, и поможет, хотя, скорее всего, эта помощь будет заключаться в том, что «он сделал всё, что мог, в рамках его полномочий». Под выборы он может, например, из личного кармана оплатить ремонт бедной старушке, потому, что он состоятельный человек и сердце у него не каменное. Женская версия депутата старой школы отличается мало, разве что вместо усов им за заслуги перед Отечеством выдают пергидрольный начёс.

Депутат для них — это медиатор, проводник, консультант, а не капризный благодетель, питающийся в номенклатурной столовой

Кандидаты в депутаты нового поколения существенно отличаются от них. Они молоды — если не по паспортному возрасту, то по устройству ума. У них хорошее образование, возможно даже западного вуза, они разбираются в медиасреде, ведут блоги, им небезразличен дизайн. Они много путешествовали или читали соответствующие издания, поэтому у них есть все основания для сравнения Москвы с другими городами не в пользу Столицы, а заодно желание эту печальную ситуацию изменить. И они знают, что для того, чтобы изменить эту ситуацию, нужно работать с экспертами и профессионалам из их самых различных областей — от дендрологии до криминалистики. В своей предвыборной кампании они опираются не на раздачу обещаний или щедрые жесты прямо сейчас, но на различные тактики, формирующие социальный капитал. По их разумению, депутат не снисходит до жалких людишек, а выступает своего рода организатором сообществ. Депутат для них — это медиатор, проводник, консультант, а не капризный благодетель, питающийся в номенклатурной столовой. И самый главный козырь их избирательных кампаний — то, что они как люди разбирающиеся в современном бизнесе понимают, что пустые обещания не работают. Для того, чтобы привлечь инвестиции в проект, необходимо начать действовать уже сейчас. Поэтому уже сейчас они с головой погружаются в помощь жителям в самоорганизации и решении их проблем. И именно это даст им возможность всерьёз конкурировать со старой школой. А в случае, если их тактика сработает, и они составят значительный блок в Мосгордуме, то они смогут серьёзно изменить сложившееся положение дел в городском усправлении.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Выборы в Мосгордуму: зачем нужны депутаты и почему надо идти и голосовать»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Violetta AhmatovaVioletta Ahmatova 03 сен 2014, 14:42

Нет совести у тех, кто осмелился закинуть в интернет базу данных граждан, проживающих на территории России http://rus-people.blogspot.ru На портале есть адреса, телефоны, место проживания и работы, активность в соц сетях и множество другой личной информации, которая не должна быть в интернете. Алгоритм работы сервиса настолько простой, что им может воспользоваться любой кто захочет.

Яндекс.Метрика