москва
23 сен 2014
Поделиться

Центр против периферии: что отражает логотип Москвы, предложенный Лебедевым

Автор: Пётр Иванов

На прошлой неделе дизайн-студия Артемия Лебедева представила на своем сайте новый логотип Москвы. Что характерно, следов госсзаказа на разработку логотипа не нашлось, так что скорее всего речь идёт о самозахвате этой составляющей бренда города отважной пиратской командой. Впрочем, реакция на представленный логотип была неоднозначная, поэтому Петр Иванов решил разобраться, что же тут не так.

Сразу же после представления логотипа на сайте студии наблюдательный шутник из фейсбука заметил, что он как две капли воды похож на логотип американского ритейлера одежды. Учитывая, что вокруг фигуры Артемия Лебедева сложился устойчивый ореол «человека из ЖЖ», этот факт не мог не запустить волну ехидства. Уже неизвестно, кто придумал шутку про то, что студия Лебедева разработала новый логотип для Ханты-Мансийска, как две капли воды похожий на логотип фирмы H&M, и новый логотип Нефтьюганска со знаменитым I Love NY.

Но что интереснее, чем шутки из ЖЖ — так это место и роль дизайна в жизни Москвы. Ведь именно дизайнерские решения и проекты являются тем, чем хочет представлять Москву городская власть для внешнего и внутреннего потребителя. Рассматривая то, как власть работает с дизайном можно увидеть образ, описание, язык, которые предлагаются в качестве основы дискурса города.

На вопрос «Что такое Москва?» ответить было крайне трудно. Наиболее приближенным к правде был бы ответ «Ну это такая хрень, там еще Кремль есть, ХХС, пробки...»

До определенного момента у постсоветской Москвы дизайна не существовало. Москва не пыталась внятно говорить с внешим наблюдателем, представляя собой странное аморфное лохматое месиво из которого вдруг неожиданно всплывают титанические вещи в себе типа торгового центра под Манежной площадью, Храма Христа Спасителя, бурного отмечания 850-летия, памятника Петру Первому. На вопрос «Что такое Москва?» ответить было крайне трудно. Наиболее приближенным к правде был бы ответ «Ну это такая хрень, там еще Кремль есть, ХХС, пробки...». Апогеем этого хаоса стала идея «Москва-сити», когда после тягостных раздумий московские гранды, измучившись от творческого перенапряжения внезапно выпалили: «Москва - это международный деловой центр с этими, как их, ну высотки такие стеклянные!». При этом, на локальном уровне, далеком от трехметровых ежиков Церетели, Москва пугала своей невнятностью — блеклым гербом с Георгием Победоносцем для города и еще более блеклыми гербами административных районов. Пожалуй, первым проблеском стиля, отличным от канонов жанра «стенгазета военной части», стало появление в московском метро новых поездов на Бутовской линии.

С приходом к власти Сергея Собянина и его команды, в первую очередь, Сергея Капкова, официальный язык описания Москвы стал структурироваться, и в вопросах повседневности начал появляться дизайн. Собственно, там он и должен был бы быть. Дизайн парков, наследующий дизайну Парка Горького, дизайн пешеходных зон, наследующий дизайну Камергерского переулка. Теперь новым увлечением стал дизайн улиц с единым дизайном благоустройства, малых архитектурных форм и вывесок. Скажем, по доселе неудобным и несимпатичным Покровке и Маросейке стало удобно и приятно ходить. Несмотря на чудовищные огрехи, касающиеся качества работ, визуально и тактильно это чудесные улицы. В следующем году такая же судьба ждёт Мясницкую и ряд других улиц в центре.

Новая идеология дизайна Москвы говорит с потребителем на языке комфорта, будь-то гамаки в Парке Горького или скругленные линии на карте метро. Это язык уютного старого центра, язык округлых ненавязчивых форм, порой даже слишком милых и детских. Это язык вкусной еды, уютных кафе, кофе-на-вынос, немного неряшливого, как бы домашнего оформления — немного мебели из ИКЕА, а вдруг внезапно среди нее потертый стол середины прошлого века, ласковая ностальгия по немного тусклому глянцу советской повседневности с мороженным за 48 копеек, автоматами с газированной водой, «Покровскими воротами» и пузатыми пивными кружками.

Идеология дизайна современной Москвы — идеология мещанства и детства, идеология малоэтажного города и маленьких двориков, прячущихся от пустынных проспектов и площадей. Идеология тихой счастливой жизни вдали от энтузиазма великих строек, заводов, Холодной войны. В этом плане Шрифт и звездочка студии Лебедева идеально подходят этой гармоничной, по-детски наивной картине, которую Сергей Капков руками дизайнеров пытается выдать за Москву.

Москва образа Сергея Капкова — крохотная, домашняя. Она почти не выходит за пределы Садового кольца. Москва без многоэтажек, без магистралей, без пробок. Москва пешеходная. Но бренд города, по идее, должен отражать городскую реальность, а реальности Москвы лебедевская звездочка не соответствует никак.

Как Дмитрий Медведев придумал Большую Москву, так Сергей Капков придумал Малую Москву

Как Дмитрий Медведев придумал Большую Москву, так Сергей Капков придумал Малую Москву. Возможно, когда-нибудь, когда в очередной раз будет изменяться административно-территориальное деление мегаполиса, следует создать такую административно-территориальную единицу. И назначить её префектом постаревшего Капкова. И звездочка будет её гербом, брендом, смыслом жизни.

Однако в Москве торговых центров и магистралей братьев Ротенбергов, в Москве Западного Бирюлево, Москве Зеленограда — нет и не может быть лебедевской звездочки, ей там не за что зацепиться, потому как там если и уютно, то по по совсем другим причинам. И отнюдь не мещанам и детям.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Центр против периферии: что отражает логотип Москвы, предложенный Лебедевым»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика