19 ноя 2014
Поделиться

Почему нельзя избавиться от луж на дорогах?

Автор: Анна Винокур

В рубрике «Почему всё так» мы отвечаем на вопросы, которые стали совершенной обыденностью нашей повседневной жизни, но оттого не потеряли своей актуальности. Дорога – это многослойный пирог, качество и долговечность которого зависит от того, как были выложены все слои. Если один из них проседает, другой подтекает, а третий осыпается, даже самый ровный асфальт будет казаться таким ровно до первого дождя. Мы попытались понять, кто в ответе за лужи на дорогах — строители, коммунальщики или погода.

Почему появляются лужи на дороге с новым покрытием

Один из объективных способов проверить, насколько хороша новая или недавно отремонтированная дорога – посмотреть на нее после дождя. Если на ней остались лужи глубже шести миллиметров, то это, скорее всего, из-за того, что асфальт положили неровно. Асфальтобетонные смеси имеют очень плотный состав и не должны пропускать воду в нижние слои, поэтому, если покрытие уложено неровно, образуется лужа. В Западной Европе используется дренирующий асфальтобетон, который легко пропускает сквозь себя воду и лужи не образуются вообще. Поэтому в дождливую погоду улучшается сцепление колес с дорожным покрытием и исключается возможность аквапланирования (водитель не потеряет управление из-за мокрой дороги). В России использование такого дренирующего покрытия невозможно из-за климатических условий. Правда, не во всей России – в Краснодарском крае уже начали экспериментировать с использованием этой технологии и у нее есть шансы прижиться. Эксперты надеются создать дренирующий асфальтобетон, который сможет работать в наших климатических условиях. Тем не менее, разные защитные и пропитывающие вещества, может, в какой-то степени эффективны, но они не исправят ошибку, которая могла быть допущена в самом начале строительства дороги – неровно уложенные слои.

Почему сделать дорожное покрытие идеально ровным почти невозможно

Лужа — это показатель того, как были выложены все слои дороги — грунт, песок, щебень и несколько пластов покрытия. При сдаче нового или отремонтированного участка  в первую очередь проверяют, каковы показатели продольного и поперечного уклонов. По мнению Юрия Васильева, профессора  кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ, причина появления луж в нарушении этих уклонов, из-за этого вода не может стекать с поверхности покрытия. «Наличие луж может быть связано с тем, как уложены нижние слои. Со временем они могут проседать и вызвать появление неровностей. Бывает, что при проведении работ продольно-поперечный уклон нарушается. Но сделать дорожное покрытие идеально ровным почти невозможно».

Один из главных врагов дороги – это вода. Когда в асфальте появляются трещины, вода проникает в грунт, оставляя полость. Из-за этого постепенно образуется выбоина. Несколько лет назад Московский автомобильно-дорожный институт разработал десять передвижных лабораторий, с помощью которых можно отслеживать состояние дорог, ими уже пользуются власти города. В этих микроавтобусах установлены системы, которые позволяют узнать все характеристики дороги. Можно оценить все неровности, выбоины и трещины, можно даже заглянуть под асфальт и найти причину дефектов. На федеральном уровне желаемый срок службы дорожного покрытия – 12 лет, но в Москве он снижен в четыре раза. На МКАДе из-за очень интенсивного потока транспорта трещины появляются уже через три года. Но даже обычные дороги выходят из строя уже через пять. Несколько лет назад в договоры с подрядными организациями ввели понятие гарантийного ремонта - если в течение двух-трех лет на дороге появляются дефекты, они обязаны их исправить за свой счет.

Фотография:
Артём Сизов
Лужи на недавно открытой после реконструкции Покровке

Почему виновата погода

Поскольку шансов испариться у лужи, скажем честно, немного, в итоге она должна уходить с помощью ливневой канализации. И первая проблема, с которой мы здесь сталкиваемся – система стоков, которая сейчас функционирует, была задумана и спроектирована более 50, а где-то и более 70 лет назад. «Мосводосток» считает, что система в удовлетворительном состоянии и со своей задачей отведения воды справляется, но так же признает, что есть проблемные места, где сети либо отсутствуют, либо их пропускная способность ограничена. Как, например, в центре города, где построить новые стоки практически невозможно, поскольку может пострадать историческая застройка.

Как ни странно, обвинить погоду в скоплении луж на дорогах будет отчасти справедливо. Специалисты говорят, что за последнее время произошли изменения климата, которые привели к сверхнормативному количеству осадков, не свойственному нашему региону. Кроме того, изменился ход ливня во времени. Это значит, что если дождь идет, предположим, 30 минут, 2/3 воды выпадает за первые 10 минут. Раньше было равномерно. Поэтому ливневая канализация старой закалки просто не справляется с таким объемом воды. Игорь Чистяков, декан дорожно-строительного факультета МАДИ, уверен, что решением этой ситуации будет полный перерасчет и перестройка всей системы ливневых стоков. «У нас сейчас получается, что все прилегающая к магистралям территории по вертикальным отметкам находятся выше, чем проезжая часть дороги – бордюры, газоны и тротуары. Вода со всех поверхностей стекает на дороги и потом с дороги стекает в ливневку. Дороги превратились в такую коммуникацию, по которой течет вода. Плюс надо учитывать климат и количество осадков, всю систему канализации надо пересматривать. Эта проблема общая для страны, но в Москве она очевиднее, потому что здесь больше заасфальтированной территории, которая не впитывает влагу».

Чем опасна лужа

Лужа воспринимается, как небольшой дефект, который пройдет через пару часов после дождя. Дмитрий Леонтьев, директор центра «За безопасность российских дорог», считает, что последствия луж, особенно мелких, могут быть серьезными: «При гололеде человек заранее готов к последствиям и принимает меры – снижает скорость, усиливает внимание. При аквапланировании водитель не готов к неожиданностям и теряет управление так же, как при гололеде». По данным ГИБДД России, в 2013 году из-за неудовлетворительных дорожных условий произошло 53 080 ДТП, что почти на четверть больше, чем в 2012 году. Причина трети аварий за первую половину 2014 года та же. У следователей МВД даже было предложение ввести уголовную ответственность «за несоблюдение требований при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и содержании автомобильных дорог».

Фотография:
Артём Сизов
Лужи на недавно открытой после реконструкции Покровке

Что делать, если лужа все-таки испортила вам жизнь

Если вы водитель и проехали по луже, а она скрывала яму и вы повредили машину, можно получить выплаты на ремонт, доказав, что вы не виноваты.

— Юристы советуют сразу же вызвать сотрудников ГИБДД и оформить ДТП, несмотря на то, что второй участник аварии – та сама яма.

— Необходимо измерить размер ямы. По ГОСТу, она не может быть больше 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину.

— Если ваша яма больше хотя бы по одному параметру, и она не была обозначена дорожными знаками, или в условиях плохой видимости заграждениями с сигнальными огнями, подавайте в суд - ответчиком станет та сторона, которая не заметила дефект и не устранила его. «У нас очень много подобных обращений, особенно в холодное время когда, когда идут дожди и снегопады, — делится опытом Лилия Горохова, руководитель компании «Автоюрист», — многие люди думают – ну что я возьму с лужи или ямы? Если сразу оформить все документы, дело можно выиграть. Водителям не надо отчаиваться и за свой счет ремонтировать автомобиль. Если такие иски будут подаваться чаще и чаще, это может заставить дорожников задуматься».

5 способов обратить внимание ответственных сторон на состояние дорог

  1. Сайт «Москва наш город», запущенный по инициативе Сергея Собянина. Жители оставляют данные о волнующей их проблеме, могут отслеживать процесс ее решения и оценивать результат. Состоянию дорог посвящен один из многочисленных разделов, в котором есть и интересующая нас категория  — «Подтопление проезжей части». Если после дождя на дороге образуются глубокие лужи, вы можете сообщить об этом на портале. Сайт сообщает, что уже принято более 1300 подобных заявок, более 700 из которых уже решены, остальные в работе. На этом же портале можно оставить жалобу на неудовлетворительное содержание дождевой канализации, или же обратиться с этим вопросом напрямую в центральную диспетчерскую службу «Мосводостока».
  2. Приложение для гаджетов Spot, с помощью которого можно отправлять заявления о различных проблемах на дорогах в ГИБДД, обновили и теперь можно жаловаться на ямы. Необходимо сфотографировать яму максимально подробно и так, чтобы было понятно ее местоположение. После модерации заявление будет направлено ответственным органам, которые должны дать ответ в течение 30 дней.
  3. Приложение GoodRoads расскажет, сколько ям встретилось вам по пути, покажет рейтинг самых хороших и самых плохих дорог вашего города, и сможет предупреждать о больших ямах, которые могут встретиться на вашем маршруте.  Вся эта информация доступна дорожным службам, которые могут оценить работу подрядчиков, а также принимать решения о необходимости ремонта проблемных участков дороги. Подобное приложение Street Bump разработали по предложению администрации Бостона - если приходит три жалобы на одну и ту же яму, неровность исправят, не затягивая.
  4. Один из проектов Алексея Навального «РосЯма» работает по такому же принципу – вы делаете фото дорожного дефекта, выкладываете на сайт, обозначаете местоположение. Далее автоматически составляется письмо с требованием найти ответственную сторону и отправляется в ГИБДД. Ответ должен прийти в течение 37 дней. Если яму заделали, вы можете сфотографировать результат и выложить на сайт. Если же вы получили формальный ответ и яма осталась нетронутой, команда «РосЯмы» предложит вам шаблон письма для обращения в прокуратуру, а если и это не помогло, готова разбираться с каждым случаем индивидуально.
  5. Во многих регионах России работает движение «Убитые дороги», оно помогает людям обратить внимание городских властей на дорожные проблемы всеми доступными ресурсами: визитами, обращениями, заявлениями и акциями. В 2008 году «Убитые дороги» были известны только в Пскове. По воспоминаниям Александра Васильева, председателя движения, с дорогами там было все настолько плохо, что машины попадали в ямы и не могли оттуда выбраться. Жители Пскова организовали несколько громких акций и, в конце концов, администрация города создала специальную комиссию, в которую вошли чиновники, отвечающие за состояние дорог, копании заказчиков и подрядчиков, журналисты и активисты движения «Убитые дороги». Александр Васильев говорит, что благодаря такому взаимодействию «разорвалась порочная связь между подрядчиком и заказчиком, когда подрядчик некачественно выполняет работы, а заказчик закрывает глаза». Дошло все до того, что теперь каждую осень власти спрашивают активистов движения – ну что, хорошо мы сделали дороги? Похвалите нас? А они осторожно отвечают – «посмотрим весной».

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Почему нельзя избавиться от луж на дорогах?»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Козим НишоновКозим Нишонов 22 дек 2014, 20:31

Мужики, это гениально. Изобрели средство, которое может сделать любую девушку твоей, и совсем не важно кто ты и как ты выглядишь, она будет твоя. Впрочем, читайте сами, вот статья в которой об этом все детально написано http://sza.bi/vozb

Яндекс.Метрика