17 ноя 2014
Поделиться

Живите как хотите: чем грозит Москве инфраструктурный коллапс

Автор: Пётр Иванов

Недавний инцидент с распространением химического запаха и отравленного тумана в районах Москвы, как и ряд других событий, являются тревожным симптомом — Москва теряет контроль над своими коммуникациями, а, значит, перестаёт быть настоящим городом.

Фотография:
Питер Гюйс, «Схождение в Ад»

Простейшая теория появления городов говорит о том, что города появляются на пересечении торговых путей будь то реки, дороги, а лучше и то, и другое. И в этот момент закладывается важнейшая для города идея: город — это то, что создаёт коммуникации, образует сети. Постепенно, сети, образуемые городом, усложняются, появляются новые и новые средства связи городов между собой и внутри себя. Появляются улицы, водопровод, канализация, телефонная связь, общественный транспорт, электросети. На определенном этапе, то, что в старых учебниках английского называлось «современные удобства», становится очевидным базовым требованием комфорта проживания в городе. Кран, из которого течёт горячая и холодная вода, центральное отопление, электричество, канализация — все эти сетевые технологии составляют минимальный инфраструктурный набор городской жизни. Отсутствие или перебои с чем-то из этого списка может стать основанием для того, чтобы рассматривать город как трущобы, согласно классификатору ЮНЕСКО.

Эти проблемы невозможно компенсировать развитием пешеходных улиц и дизайном вывесок от Артемия Лебедева

Москва, как город образцового советского массового строительства, призванный демонстрировать всю степень заботы партии и правительства о человеке, к концу существования СССР оказался полностью электрифицирован, снабжен водопроводной и канализационной системой и обзавелся, на тот момент, чуть ли не лучшим метрополитеном в мире. Советская власть осознавала всю важность сетевой логики для осуществления модернизации через принудительную урбанизацию. Формула «коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» была не просто агиткой, но сжатой формулировкой основного метода объединения целой страны в целое. Помимо технологических сетей, разумеется, использовались и идеологические — вся страна была объединена сетями памятников Ленина, значками с Лениным, портретами Ленина и всем чем только можно имени Ленина, начиная от улиц, заканчивая колбасными заводами и кружками самодеятельности. СССР воспринимал сети всерьёз и понимал, что только внимание к сетям обеспечит победу коммунизма. Впрочем, создание малоэффективных экономических сетей обеспечило распад СССР, но это другая история. Возвращаясь в Москву, можно смело утверждать, что несмотря на всю разительную неоднородность территорий, входящих в состав столицы, эти территории были надёжно собраны вместе технологическими и транспортными сетями. 

После распада СССР сети оказались поделены между различными игроками и потеряли былое идеологическое значение. Началась эпоха сомнительных экспериментов с возможностями сетей, порой совершенно нелогичных и бессмысленных, как, например, ветка монорельса. Метро, впрочем, продолжало сохранять важное идеологическое значение: окраинные районы, которые так и не успели получить метро при Советской власти, каждые выборы слушали обещания политиков разного уровня, что если они их выберут, то точно получат метро в скорейшем времени. Потому как районы, лишенные метро, до сих не особо считаются Москвой. Ментальная карта москвича — островки территории вокруг станций метро, плавающие в космосе. 

Фотография:
Иероним Босх, «Страшный суд»

Стремительная автомобилизация, увлечение развязками и магистралями с почти отсутствующим вниманием к плотности уличной сети привели к бесконечным пробкам, что, в свою очередь, привело к повышенному интересу жителей к метро. Параллельно с этим велось активное многоэтажное жилое строительство, зачастую нелегальное, не учитывающее возможности электросетей, водопровода, коллекторов, игнорирующее и без того тяжелую ситуацию с загруженностью дорог. Короткий горизонт планирования не оставлял времени задуматься об этих вопросах. А советская инфраструктура вроде бы худо-бедно справлялась с возрастающими нагрузками.

Когда на смену Лужкову пришел Собянин резко активизировалось строительство метро. После победы на выборах, одержанной в напряжённой борьбе с Навальным, Собянин не мог не ускорить его еще больше. Приход станций в новые районы должен обеспечить лояльных избирателей, но это уже должно быть фактическое строительство, обещаниям избиратель разучился верить. Беспрецедентная скорость строительства не могла не сказаться на качестве как работ и материалов, так и планирования. Например, при подготовке запуска станции «Тропарёво» уже несколько дней наблюдаются перебои с электросетями на прилегающих территориях — электричество выключается в близлежащих домах, встают троллейбусные линии. Мощности электросети, видимо, на станцию метро уже не хватает. 

Москва — огромная, тяжелая, неуправляемая машина, которую нужно чинить, а не тюнинговать.

История с облаком химического тумана, окутавшего Москву 10 ноября — такой же тревожный сигнал обрушения сетей. Наиболее вероятной гипотезой появления запаха, который чувствовался во многих районах города, является попадание в коллектор химических отходов. При этом специфика распространения запаха и то, что жители многих районов, например, Ломоносовского или Новогиреево, говорят о том, что чувствовали запах задолго до того, как журналисты, а вслед за ними и МЧС забили тревогу, указывает на то, что под угрозой оказались целых три важнейших сети города — не только система водоснабжения и канализации, но также система экологического мониторинга и система ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для того, чтобы МЧС среагировало на потенциальную угрозу здоровью горожан, потребовалось в разных районах от нескольких недель, а на общегородском уровне — несколько часов интенсивного журналистского внимания к проблеме. И тем не менее, МЧС до сих пор не смогло назвать причину чрезвычайной ситуации. Версия с НПЗ в Капотне не выдерживает критики по целому ряду причин, среди которых продолжительность запаха, его локализация в районе прохождения крупных коллекторов, безветренная погода и ареал распространения запаха, обнаруживающий разрывы в два-три района по одному направлению.

Фотография:
Питер Брейгель-старший, «Триумф смерти»

Таким образом, мы видим, что в Москве в катастрофическом состоянии находятся сети, которые обеспечивают человеку реализацию его первичных потребностей, и попытки городской власти не замечать этого кажутся все более угрожающими самой первичной потребности человека — потребности в безопасности. 

Транспорт, водоснабжение, коллекторы, электросети, экологический мониторинг, ликвидация чрезвычайных ситуаций — по сути дела каркас, на котором держится город, начинает распадаться. К сожалению, эти проблемы невозможно компенсировать развитием пешеходных улиц и дизайном вывесок от Артемия Лебедева, на эти проблемы нельзя пожаловаться на gorod.mos.ru, эти проблемы не решить приглашением Яна Гейла. Это системные проблемы, которые требуют того, чтобы отказаться от имитации управления городом и честно признаться, что Москва деградирует. И значит, необходимо взяться за управление городом всерьёз. Когда два года после выхода приказа Департамента природопользования о запрете уборки листьев осенью по всему городу продолжают убирать листья, когда один Департамент ставит парковочные столбики, а другой их выкорчевывает — это значит, что город неуправляем. Это значит, что Москва — огромная, тяжелая, неуправляемая машина, которую нужно чинить, а не тюнинговать.

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Живите как хотите: чем грозит Москве инфраструктурный коллапс»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Ilya PetoushkoffIlya Petoushkoff 07 дек 2014, 01:44

Дорогой Пётр!

Я абсолютно согласен с Вашими тезисами, однако не могу не обратить Ваше внимание на фактическую ошибку.

Хотя Москва -- город энергодефицитный, подготовка станции Тропарёво к запуску идёт нормально и никоим образом не влияет ни на свет в окружающих домах, ни на троллейбусы, которых в этом месте попросту нет (ближайшие ищите у Юго-Западной).

Яндекс.Метрика