амстердам
22 окт 2012
Поделиться

Новая жизнь: Westergasfabriek — от газовой фабрики к культурному парку

Автор: Игорь Максимов

Экономический рост в Голландии во второй половине 19 века привел к появлению на окраине Амстердама завода Westergasfabriek, производившего угольный газ для освещения улиц города. Проект, стартовавший в 1883 году под управлением частных инвесторов, а в 1898 году перешедший под управление муниципалитета Амстердама, активно развивался и расширялся в первые десятилетия своего существования.

Однако, создание более современных газовых производств и, позднее, начало добычи природного газа привело к постепенному сокращению производства на Westergasfabriek, а в 1967 году производство газа было полностью прекращено. С этих пор здания использовались не по прямому назначению, и до 1992 года в них преимущественно размещались складские помещения организаций электро- и газоснабжения.

Фото: westergasfabriek.nl

С момента остановки завода политические организации и государственные структуры искали варианты нового использования территории Westergasfabriek. Новые возможности открылись в 1980-х годах, когда был предложен план зонирования, включавший районы Westerpark и Westergasfabriek. Согласно плану, место размещения бывшего завода должно было служить целям рекреационного обслуживания, и в 1981 году городской совет Амстердама решил, что на месте бывшего завода Westergasfabriek следует создать парк.

Промышленное наследие

Серьезным препятствием для реализации задуманных планов служила высокая степень загрязнения территории, вызванная долгим периодом использования для нужд грязного химического производства. Это подтвердилось в ходе исследований, проведенных властями: в течение многих лет токсичные отходы сбрасывались у фундаментов и в подвалах многих зданий, в почве было обнаружено множество вредных веществ. Потребовалось несколько лет, чтобы Амстердам и центральное министерство окружающей среды одобрили план по очищению территории. Десять лет спустя, когда начался процесс очищения, новые данные показали, что степень загрязнения была выше, чем считалось ранее, и это стало неприятным сюрпризом, который сделал процесс очистки более долгим и дорогим, чем это ранее предсказывалось.

Хотя территория была сильно загрязнена, завод располагался среди густонаселенных районов Spaarndammer и Staatslieden, практически лишенных зеленых пространств и площадок для отдыха, и место его расположения представляло ценность для рекреационного использования. Планы по созданию на месте завода парка существовали еще до создания здесь газового производства. Частично они были реализованы в виде старого парка Westerpark, примыкавшего к территории Westergasfabriek.

Фото: rma.ru

Кроме того, многие здания завода представляли архитектурную ценность. Здания первого заводского комплекса были построены по проектам амстердамского архитектора Исаака Госшалька в стиле голландского неоренессанса. Здания 1885 года выделяются орнаментированными карнизами, пошаговыми фронтонами, аркатурами и смешением красного и желтого кирпича, перемежающегося со светлым камнем. В период 1901-1905 гг. заводской комплекс был существенно расширен, но здания этого периода также были оформлены в стиле Госшалька. Хотя многие из них были уничтожены после закрытия химического производства, к концу 1980-х годов из всего производственного комплекса здесь еще сохранилось 13 зданий, получивших в 1989 году статус охраняемых строений.

Осознание проблемы

С 1990 года рассмотрение вариантов нового использования территории Westergasfabriek стало предметом забот совета округа Westerpark. В составе окружного совета была выделена должность ответственного за реализацию проекта по трансформации и оживлению бывшей промышленной зоны. В 1996 году аналогичная должность появилась и в центральном городском совете Амстердама. Ответственным за проект на уровне округа был назначен Эверт Верхаген (Evert Verhagen), возглавлявший отдел совета, в чьей компетенции находилось управление проектом. В 1992 году он основал проектную команду, а два года спустя он стал менеджером проекта. Прямое взаимодействие ответственных лиц на уровне проектной команды, муниципалитета и города позволило сохранить линию взаимодействия сравнительно короткой и ясной.

Фото: westergasfabriek.nl

Проектная команда функционировала достаточно независимо от окружного совета, но во взаимодействии с работающими там гражданскими служащими. Однако, проектный менеджер всегда действовал под политическим надзором соответствующего члена муниципалитета, бравшего на себя окончательную ответственность. Кроме того, проектный менеджер постоянно должен был обеспечивать предоставление достаточного объема информации о ходе проекта членам совета, состав которого постоянно обновлялся.

Поиск пути к оживлению территории

В конце 1991 года совет округа издал «Призыв к идеям» для выбора будущего территории Westergasfabriek. В течение следующего года на рассмотрение было представлено более 300 предложений как от крупных организаций, так и от объединений местных жителей. Из предложенного объема было выбрано четыре плана, по которым совет округа провел технико-экономическое обоснование. В конце концов, в 1993 году был выбран план «IJsbreker», предусматривающей размещение здесь Национального центра современной музыки, который должен был стать главным арендатором, располагаясь в одном из крупнейших зданий. Для остальных зданий предполагалась использовать план «Rhizome», предоставленный местным жителем Крисом де Врисом, в соответствии с которым главными пользователями должны были стать местные организации и различные общественные объединения соседних районов.

Фото: westergasfabriek.nl

«Призыв к идеям» стал первым решающим моментом в процессе, необходимом для перехода к видению будущего территории Westergasfabriek. Хотя изначально выбор был сделан в пользу одного главного арендатора – так что остальные планы были отвергнуты – «призыв к идеям» оказался чрезвычайно полезным в получении свежего взгляда и нового вдохновения в поиске вариантов решения проблемы.

В течение 1992 года стало ясно, что организации по электро- и газоснабжению покинут район Westergasfabriek весной 1993 года. Возникло опасение, что пустующие здания будут незаконно заняты, и чтобы избежать этого, до момента выбора и реализации плана по дальнейшему использованию территории завода было решено сдать их в аренду, изначально сроком на один год. Ставка была сделана на привлечение организаций с культурным уклоном. В 1993 году окружной совет попросил Лизабет Янсен, эксперта по разработке и консультированию культурных программ, стать «лидером проекта временного использования» и найти для Westergasfabriek место в общественной жизни Амстердама сроком на год. Помимо стремления избежать простоя зданий пустыми, проект временного использования территории Westergasfabriek был необходим и для того, чтобы засветить это место на культурной карте Амстердама.

Была проведена большая работа по привлечению потенциальных арендаторов, но существовал строгий отбор на основе принципа разнообразия: ключевым критерием было привнесение ими разносторонней и постоянно обновляющейся культурной жизни. Приоритет также получили кафе и рестораны, которые, как считалось, являлись основным компонентом жизнеспособного места.

Фото: ceremoniemeester.com

Пока был запущен проект временного использования Westergasfabriek, появилась возможность подумать о постоянных планах для различных зданий в этом месте, возможностях по строительству парка и решениях по очистке территории. За это время совет округа Westerpark и проектная команда Westergasfabriek детально изучила вопрос перехода к новой устойчивой форме использования сильно загрязненных бывших индустриальных территорий с большим количеством исторических зданий с охраняемым статусом. Большую пользу принес визит в Рурский регион в 1994 году и ознакомление с проектом трансформации промышленных территорий «IBA Emscherpark», который вдохновил Эверта Верхагена на новые идеи в контексте культурного использования Westergasfabriek. Примерно в то же время Министерство окружающей среды одобрило для Westergasfabriek специальное решение, позволявшее изолировать загрязненный грунт от окружающей среды, что сделало возможным создание в этом месте парка.

В 1995 году стало известно, что планируемый в качестве основного арендатора Центр современной музыки выходит из проекта. Эта новость оказалось ключевой в процессе реорганизации территории Westergasfabriek. К этому времени формат временного использования с различными арендаторами и событиями демонстрировал явный успех. Необходимость в главном арендаторе отпала, и на основе полученного опыта был разработан новый план использования. Это позволило составить пошаговый план выбора ландшафтного архитектора к февралю 1996 года, а еще несколько месяцев спустя подготовить план строительства парка. Пока длились проектные и планировочные работы, проект временного использования продолжал действовать, в результате чего вместо одного года временное культурное использование длилось до 2001 года, когда началась очистка и редизайн территории. Псле официального открытия парка в декабре 2003 года сдачу зданий в аренду временным арендаторам была продолжена.

Фото: westergasfabriek.nl

Именно в середине 1990-х Верхаген и его команда сформулировали базовый подход к планированию, используемый и в настоящее время: приоритетным является задаваемое направление развития, в то время как конечные цели остаются гибкими – команда следовала в предопределенном направлении, но без детализации или определенной финальной цели. Если это было необходимо, стратегия должна была корректироваться, что порождало «креативный процесс». «Новое» и «изменение» являются ключевыми словами Westergasfabriek», – говорит Верхаген. – «Важным является направление, а не конечная точка. Путешествие рассматривается как символ динамики, жизни, а окончание пути воспринимается как застой, смерть. Обновление и изменение определяют процесс».

Креативная, гибкая и коммуникативная проектная команда оказалась незаменимой, когда под контролем должно находиться несколько процессов одновременно. Команда должна была быть в курсе многих аспектов, гибко подходя к организации субпроцессов, организуя и упорядочивая их, понимая, что общий процесс не может развиваться линейно. Это делалось с большим терпением, без поспешности, открыто и прозрачно для того, чтобы перейти от хаоса к ясному видению с помощью все новых и новых творческих идей.

Модель управления проектом

Как общественное пространство, парк управляется и обслуживается окружным советом Westerpark. Однако, окружной совет Westerpark не считал развитие и управление зданиями Westergasfabriek своими ключевыми обязанностям, за это должны были быть ответственны частные деловые партнеры. Таким партнером на начальном этапе проекта стала управляющая недвижимостью компания MAB (Meijer Aannemers Bedrijf), с которой было подписано соглашение о намерениях в мае 1997 года. В соответствии с соглашением, совет должен быть провести планировку и техническое обслуживание парка, но также накладывал обязательства использования зданий в культурных целях и оговаривал разумный уровень арендной платы за культурную деятельность. В свою очередь, MAB должна была заниматься сдачей в аренду, развитием и оперативным управлением зданий. Таким образом, финансовые риски обоих партнеров были разделены и сведены к минимуму.

В конце 1999 года были подписаны соглашение о сотрудничестве, базовый контракт об арендной плате и новый план зонирования. Передача зданий произошла в марте 2000 года, и в том же году для управления и текущего обслуживания зданий в MAB было образовано вспомогательное подразделение «Westergasfabriek BV». Сотрудничество продлилось четыре года, в 2004 году MAB объединилась с Bouwfonds и образовала Bouwfonds MAB Development. С этого момента Westergasfabriek BV и принадлежащие ей здания перешли под управление Meijer-Bergmans BV, находящейся во владении бывшего собственника MAB г-на Мейера. Отношения между MAB и советом округа не всегда протекали гладко, но, учитывая, что стороны были связаны друг с другом обоюдным договором, никто не смог бы легко выйти из проекта без потерь. Этот факт оказал неоценимую помощь в обеспечении устойчивости и продвижения проекта даже в самые трудные времена.

Фото: westergasfabriek.nl

Финансирование

Поскольку для создания культурного парка Westergasfabriek требовалось не только спланировать парк, но также провести крупномасштабные мероприятия по очистке почв и реконструкции исторических зданий, проект обладал значительным бюджетом, включавшим как государственные, так и частные инвестиции.

Стоимость очистки должна была покрываться преимущественно за счет центрального правительства с большим вкладом со стороны Амстердама. Очистка территории Westergasfabriek, включая ошибочные решения, в конечном итоге обошлась в сумму чуть большую, чем 20 млн. евро. В свою очередь, окружной совет профинансировал большую часть работ по планировке парка, также вложив более 20 млн. евро. Для реализации проекта использовались любые возможности привлечения субсидий и грандов.

Поскольку совет округа Westerpark не хотел в одиночку брать на себя риски, связанные с инвестициями в здания, в проект были привлечен частный партнер — компания MAB, готовая взять на себя этот риск целиком или в части реновации зданий. Работы по реновации начались, когда Национальный реставрационный фонд подтвердил готовность предоставить MAB заем в размере 26,5 млн. евро, в котором окружной совет Westerpark выступил поручителем, а в качестве обеспечения использовались здания Westergasfabriek. В совокупности, объем финансовых соглашений с реставрационным фондом в рамках проекта достиг 31 млн. евро, став самым крупным соглашением в истории фонда.

Фото: westergasfabriek.nl

В настоящее время проект Westergasfabriek имеет собственное финансовое обеспечение и не получает никаких постоянных субсидий. Окружной совет оплачивает ежегодные расходы по обслуживанию парка. Сдача зданий в аренду и организация коммерческих событий обеспечивает проекту необходимый доход, позволяя не только обслуживать здания, но и приносить управляющей компании прибыль. Проект предусматривает комбинацию постоянных и временных арендаторов, коммерческой и культурной аренды, при этом доход от коммерческих событий делает возможным принимать культурные события и мероприятия организаций соседних районов по более низким расценкам в сравнении с коммерческими арендаторами.

Продвижение проекта среди общественных групп

Важнейшее значение для успеха проекта имела связь со всеми заинтересованными сторонами. Главную роль здесь играли активные организации из соседских сообществ, местные жители широко привлекались к обсуждению процесса создания парка. Отношения с организациями соседних общин не всегда были гладкими, однако многие разногласия удавалось сглаживать в ходе дискуссий. Ярким примером служит «Призыв к идеям», в ходе которого каждый житель приглашался для утверждения плана, они могли высказать свое краткое мнение по поводу парка, а позже были вовлечены в процесс выбора ландшафтного архитектора. Для местных сообществ регулярно проводились дискуссионные вечера и презентации. В ходе консультаций с организациями местных сообществ, совет округа сформулировал некоторые стартовые пункты касательно нового парка.

Фото: janneke.net

База поддержки создавалась и среди других групп. На мероприятия в Westergasfabriek одновременно приглашались политики, сотрудники, ответственные за исторические здания, журналисты и представители органов культуры. Организовывались экскурсии для ознакомления с аналогичными проектами в других странах.

Наследие, полученное городом

После процедуры отбора проектов для создания парка был выбран проект Катрин Густавсон, в дизайне которой соединялись различные возможности парка и разнообразные варианты использования ландшафта. Сейчас парк состоит из широкого разнообразия зеленых пространств с возможностью их мультифункционального использования и предлагает пространство для максимально широкого круга пользователей. Здесь предусмотрены площадки для проведения мероприятий, спортивные объекты, цветочные сады, бассейны для маленьких детей, а также пешеходные и велосипедные дорожки, проложенные через парк. Велосипедисты, владельцы собак, мальчишки, играющие в футбол, пожилые и молодые супружеские пары могут использовать одно пространство без опасности помешать кому-то другому.

Фото: Lianne van de Laar/westergasfabriek.nl

Это же отмечает и Эверт Верхаген. «В парке большие пространства используются для фестивалей и других событий, но вы также можете заняться спортом, позагорать под солнцем или устроить здесь пикник. Существуют места для того чтобы побыть в одиночестве или помечтать, помедитировать или просто погрустить. Существуют места для разговоров, места для прогулок, существует достаточно места, чтобы встречаться с другими. В зданиях большие пространства были оставлены нетронутыми, насколько это возможно. Своим постоянным присутствием они являются вызовом для использования их в различных качествах в разное время», — говорит идеолог этого проекта.

Фото: Arjen Veldt/westergasfabriek.nl

Парк Westergasfabriek стал одним из главных культурных мест в Амстердаме, чей успех во многом обусловлен периодом, когда он был доступен для временного культурного использования. В период с 1993 по 2001 год здесь были проведены сотни различных событий и располагались более сотни временных арендаторов. Возможности были бесконечными: от репетиционных пространств до студий, от оперы до домашних вечеринок и от цирка до проведения конгресса. Когда предполагаемый постоянный арендатор выбыл из проекта в 1995 году, различные культурные арендаторы и события участвовали в проекте уже 2 года. Творческая энергия имела такую силу привлечения, что временные виды использования постепенно превратились в постоянные. Трансформация и реставрация не обошлась без проблем: в течение процесса очистки и редизайна многие арендаторы были готовы покинуть это место, но в 2003 году обновленные здания вновь были готовы к сдаче в аренду, предоставив новые возможности старым и новым арендаторам. Сейчас комбинация постоянных арендаторов в виде творческих организаций, временных арендаторов, проводящих фестивали и событийные мероприятия, а также коммерческих и культурных компаний создают прочный базис для здоровой жизни проекта.

Фото: westergasfabriek.nl

Проектная команда во главе с Эвертом Верхагеном проявила огромное воображение и фантазию, для того чтобы получить идеальный проект с нуля, несмотря на все трудности. «Сегодня Westergasfabriek полна жизнеспособности – в зданиях, где всегда что-то происходит, и в парке, который всегда красочный, потому что там постоянно что-то цветет, струятся потоки воды и слышен шелест ветра. Westergasfabriek связывает свои окрестности с центром города, являясь источником развития, местом, которым можно гордиться», — говорит Верхаген.

Фото: westergasfabriek.nl

Конкуренция привела к появлению отличного ландшафтного дизайна, который оставляет место для столь характерной неформальной атмосферы в парке. Промышленные здания в настоящее время восстановлены и обновлены с отличным чувством архитектурного вкуса. По оценкам специалистов, культурный парк Westergasfabriek является подлинной драгоценностью, подарком всему городу, и примером для всей страны того, что может быть достигнуто за счет выдающегося руководства и качественного управления проектом.


При подготовке использованы материалы «Project Westergasfabriek» http://www.project-westergasfabriek.nl

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Новая жизнь: Westergasfabriek — от газовой фабрики к культурному парку»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика