москва
26 июл 2012
Поделиться

Исследование: Свободный «Красный Октябрь»

Автор: Екатерина Ливицкая

В рамках летней образовательной программы в институте «Стрелка» наша команда провела исследование территории Красного октября как общественного пространства. Мы задали себе вопрос, насколько Красный октябрь доступен широкой публике, то есть нам с вами, и насколько он важен для города Москвы как культурное место? Главным толчком к нашему исследованию стало известие о том, что через пару лет планируется застроить эту территорию элитным жильем.

Изначально «золотой остров» Красного октября таким и планировали сделать – очередным дорогим жилым комплексом. Но после 2007 года, когда девелопер перенес все производство бывшей фабрики, грянул кризис и начать освоение территории решили со сдачи в аренду мест за очень низкую цену. Именно благодаря этому на территорию Красного Октября пришли независимые галереи, кафе, компании креативной индустрии. На Красном октябре появилась жизнь — культурная, социальная, кластерная, как её ни называй, — но Красный октябрь «зажил».

Нам бы хотелось, чтобы эта территория и дальше продолжала жить интересной, насыщенной жизнью – в связи с этим за то время, что нам было отпущено (1 неделя), мы решили провести исследование мнений о Красном Октябре: узнать, как люди чувствуют себя на этой территории, их текущее восприятие и видение этого места, что нравится или, наоборот, не нравится.

Для этого мы провели необычный опрос с использованием веб-платформы. У нас было несколько гостей, которых мы пригласили на импровизированную экскурсию по Красному Октябрю. Мы вооружили их картой территории бывшей фабрики и телефоном с доступом в Интернет. И давали установку: совершить пешую прогулку по территории Красного Октября по самостоятельно выбранному маршруту, отмечая на карте в телефоне те остановки, которые они делали. В тот момент, когда гость останавливался, он должен был включить телефон и ответить на вопросы про то или иное место.

Перечень вопросов был следующим:

  1. Опишите это место одним словом — красиво, неуютно, свободно, тесно и т.д.
  2. Как Вы ощущаете себя здесь? Варианты ответа: никак, заинтересованно, вдохновленно, удовлетворенно, спокойно, скучно, разочарованно, раздраженно, нервно.
  3. Почему Вы решили остановиться именно здесь?
  4. Вы бывали здесь раньше? Да/нет
  5. Вам здесь уютно? Да/нет
  6. Вы считаете это общественным пространством? Да/нет
  7. Вы видите людей вокруг себя? Да/нет
  8. Чтобы Вы здесь делали? Варианты ответа: ничего, перекусил, читал, курил, поспал, поговорил с кем-нибудь, пришел бы сюда с другом/коллегой, поработал на компьютере, сфотографировал, организовал мирный протест, позвал на свидание, наблюдал за другими людьми
  9. Как бы Вы еще предложили использовать это пространство?

Участники исследования во время каждой остановки отвечали на эти вопросы, и по окончанию «экскурсии» на карте мы могли увидеть их маршрут благодаря GPS-навигатору, а также места на карте, которые гости посещали чаще всего.

Также мы получили ценные советы и обратную связь по поводу того, что уже существует на Красном октябре. Этот метод опроса населения можно использовать для любого района города – вы сами можете создать такой электронный опрос места. Зайдите на сайт projectwith.us и создайте опрос – его можно сделать на русском языке.

Выводы нашего экспериментального исследования не принесли сюрпризов: все опрошенные считают Красный октябрь важным историческим и общественным местом.

Но наряду с этим, участники выделили также ряд проблем.

  • Отсутствие центральной парковки, в результате чего пешеходные и общественные территории «забиты» машинами.
  • Нехватка озеленения территории и благоустроенных публичных зон, демократичных кафе и, в целом, продвижения Красного Октября как важной и доступной культурной точки Москвы.
  • C позиции восприятия, есть те, кто видят Красный Октябрь несколько изолированным местом, местом для «своих», и в связи с этим желали бы большей «открытости» этой территории.

Мы не только проводили опрос среди внешних гостей, но и брали интервью у обитателей Красного Октября. Сейчас там открывается все больше офисов, и все больше культурных учреждений покидает остров. Необходима чёткая концепция развития места, которая позволит полностью реализовать его новаторский и креативный потенциал.

Становится очевидным, что общественная поддержка сохранения «жизни», а также создание единого сильного образа Красного Октября как социально значимого места, — именно то, что может предотвратить превращение этой территории в «золотой остров», которого может постичь судьба «Золотой мили» на Остоженке — безжизненного района элитного жилья в центре Москвы.

Команда проекта: Татьяна Манченко, Екатерина Левицкая, Полина Филиппова, Екатерина Гончарова, Нитин Соуни.


Статья написана в соавторстве с Татьяной Манченко.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Исследование: Свободный «Красный Октябрь»»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика