москва
13 июл 2012
Поделиться

Как сформировать идентичность района: проект для Хамовников

Автор: Екатерина Ливицкая

Многим городским, и особенно, спальным районам в Москве не хватает «лица», а жителям — сопричастности к жизни района. Поэтому в рамках нашего проекта «Identity Detected» мы предлагаем механизм создания идентичности, или индивидуальности, городского пространства, который можно использовать в любом городе любой страны.

Наш проект состоялся в рамках летней программы 2012 института «Стрелка», в рамках воркшопа под руководством команды специалистов по вопросам городского развития и обустройства проекта «Hutopolis» (Пекин). На семинаре перед нами была поставлена задача проанализировать и предложить своё видение стратегии «мягкого урбанизма» (“soft urbanism”) для территории вблизи станции метро «Спортивная», в районе Хамовники.

Отличительная особенность этой стратегии — поиск решений, которые позволят совершенствовать городскую среду и ее восприятие, не прибегая к принципиальным и дорогостоящим трансформациям её элементов (например, новое строительство или реконструкция существующих городских объектов), то есть стратегия «мягкого урбанизма», в первую очередь, создает условия для развития городской среды.

Одним из таких ключевых условий, по нашему мнению, является идентичность, или индивидуальность городского района. Идентификация в контексте города для нас означает формирование привязанности человека к общественному пространству и его объектам. Другими словами, это расширение границ «ощущения дома» за пределы частной собственности в зону публичного пространства. Таким образом, можно вовлечь людей в улучшение и развитие городской среды, а в перспективе — и в многостороннее участие в организации городской жизни.

Говоря об идентичности района, мы также определили такое понятие, как in/out identity – внутреннюю и внешнюю идентичность, то есть восприятие района, как местными жителями, так и внешними пользователями («гостями»).

В нашем проекте мы рассматриваем три условия создания индивидуальности отдельно взятого городского района: 

  1. Эмоциональную привязанность
  2. Ощущение комфорта
  3. Динамичную коммуникационную среду 

Эмоциональная составляющая подразумевает создание личной привязанности к месту. Когда человек испытывает некий опыт и с ним «происходят истории» именно в этом месте, то неизбежно возникает связь человека с местом. Это важно как для местных жителей, так и для внешних пользователей (у которых формируется личное отношение, благодаря чему пропадает равнодушное отношение к «используемому» месту). Для формирования эмоциональной привязанности, мы предложили два направления действий:

Воссоздание истории места — что означает не только собрать историю событий или объектов, доступную для ознакомления, но также сделать её интересной, вызывающей чувство гордости и преемственность исторических традиций. 

Воссоздание истории возможно через пассивное и активное вовлечение людей. В качестве примера «пассивной» тактики мы предлагаем установку интерактивных дисплеев с описанием истории городского района, значимых событий, проходивших здесь, а также увлекательное представление достопримечательностей. 

Из «активных историй» можно воплотить День открытых дверей. Двери могут открывать как частные дома – семьи, которые рады показать свой быт — так и значимые учреждения в районе, в которых было бы интересно оказаться и в которые нельзя попасть в обычные дни (например, стадионы, объекты культурного значения и пр.). Таким образом, происходит неформальное знакомство с районом, а неформальное «общение» с местом всегда вызывает эмоции и эмоциональную привязанность к месту.

Следующее условие для усиления уже созданной нами эмоциональной привязанности —вовлечение людей в жизнь публичного пространства через использование пустующих мест для социальной активности. Здесь мы предложили организацию Фестиваля еды. К примеру, каждый готовит у себя дома, а затем на центральной точке района происходит основное событие — ярмарка общего действия, «угости соседа» и пр. Таким образом, мы создаем условия для общения между местными жителями, а также формируем новую, уже современную историю места.

Следующее условие формирования идентичности городской среды – это создание комфортного пространства. 

Улучшение существующей инфраструктуры общественных зон, или наполнение инфраструктуры района объектами, которые обеспечивают активную жизнь «на улице». Например, установка большего количества столов, скамеек, игровых площадок во дворах. Здесь же, если предоставляется возможным, должны быть освоены незадействованные пространства района, их использование в непривычной форме. Например, «переквалификация» заброшенных участков и объектов для культурного или социального применения (переоборудование заброшенного здания в арт-объект или в спортивный комплекс для молодежи).

Визуальная эстетика окружающего пространства. То, что мы видим вокруг себя должно быть интересным, вызывать радость и душевный отклик. Зачастую превалирующие серые краски района могут быть преобразованы в более яркие, но гармоничные цвета. Например, путём озеленения балконов, через ландшафтный дизайн придомовой территории, раскрашивание фасадов жизнерадостными красками, цветное зонирование асфальта.

И, наконец, третье условие создания идентичности городского пространства — наличие развитой коммуникационной среды.

Нам важно создать динамичную среду коммуникаций, которая включает каналы, позволяющие обмениваться информацией в отношении опыта и перспектив, идей, инициатив, путей сотрудничества, обнародования существующих проблем и вариантов их решения. Это также подразумевает выстраивание взаимопонимания между жителями внутри района и гостями, взаимодействие с органами муниципального управления, а также, в конечном счете, формирование репутации района в контексте города. 

В вопросе взаимопонимания между гостями и жителями могут быть предложены самые неожиданные решения – вплоть до провокационных (что в свою очередь позволяет «разбудить» сонных городских жителей). Поскольку в качестве объекта исследований мы рассматривали район станции метро Спортивная, то была выявлена группа «негативных» пользователей/гостей этого района — это футбольные фанаты, посещающие этот район в дни матчей в Лужниках. Образец провокационной акции, одновременно решающей назревшую проблему напряжененности между этими гостями района и местными жителями, — создание нового знака: «Осторожно! Злые не выспавшиеся местные жители!». Так мы переворачиваем обычные представления о том, кто кого должен остерегаться, но в привычной форме, в виде дорожного знака, напоминаем гостям о том, что они, всё-таки, гости.

Для формирования дружественной коммуникационной среды, как с местными жителями, так и с муниципальными чиновникам, был придуман другой механизм, своего рода динамическая арт-инсталяция, имеющая одновременно и своё функциональное назначение — «радуга настроения». Около подъезда размещается установка с тремя кнопками — белой, чёрной и разноцветной. Каждый житель, возвращающийся домой, может «продемонстрировать» свое настроение, нажав одну из кнопок. Белая — индифферентное настроение, черная — плохое, семицветная — хорошее. Но это ещё не всё.

Общее настроение жителей района высвечивается в виде радуги – либо на специальном электронном щите, либо — более футуристичная идея – в виде 3D-проекции над районом. Таким образом, пилотам и пассажирам в садящемся самолете будет видно настроение жителей города Москвы – или для удобства, такой обзор дел в городе может наблюдать из вертолета сам мэр города. Механизм полезен для налаживания связи между местными жителями и муниципальными властями – таким образом, муниципалитет интересуется настроением своих жителей, предлагает им поучаствовать в общей жизни района и почувствовать свою причастность к более общему, что решает задачу создания привязанности к месту. С другой стороны, муниципалитет будет более ответственен за свою работу в районе – настроение жителей отныне не скроешь.

Таким образом, три основных условия, влияющих на формирование идентификации района — это эмоции (создание личной привязанности к месту как среди проживающих там жителей, так и среди гостей), комфорт (улучшение инфраструктуры и в целом окружающей городской среды с точки зрения внешней эстетики) и динамичная среда коммуникаций.

Команда проекта: Татьяна Манченко, Екатерина Левицкая, Александра Костенчук, Ася Васильева.


Статья написана в соавторстве с Татьяной Манченко.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Как сформировать идентичность района: проект для Хамовников»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Елена ХасяноваЕлена Хасянова 27 сен 2014, 00:30

Молодцы. Но эта радуга настроения над городом сродни телеэкранам в подземных переходах, по 5 экранов в одном переходе! Так и ваша радуга...

Яндекс.Метрика