бишкек
10 фев 2014
Поделиться

Джентрификация по-киргизски. Бишкекские хипстеры заселили первый в городе лофт

Автор: Анна Гусева

Огромная, наполовину заброшенная промзона разрезает Бишкек почти пополам: за два десятиления постсоветской истории большинство зданий опустели, а обещанный властями парк так и не появился. Но три года назад на территории появился лофт «ЦЕХ» — креативное пространство, которому в Центральной Азии нет аналогов.

«Все успешные проекты рождаются, когда приходит время», — уверена Эльвира Сариева, медиаэксперт, управляющий лофтом «ЦЕХ». В 2010 году бюро маркетинговых коммуникаций «I-Media», которое возглавляет Эльвира, подыскивало себе новый просторный офис, где можно было бы и работать, и проводить большие мероприятия, но оказалось, что в центре такое помещение найти сложно. Годовой бюджет на аренду офиса фактически равнялся инвестициям в новый проект. «И когда у нас почти опустились руки, я наткнулась на статью, где описывалось, как творческие студии нашли решение в совместном разделении пространства во времена кризиса. Я прибежала с этой статьей в наше бюро! И тут выяснилось, что Нурбек Насыранбеков, наш «худрук», давно изучал тему лофтов но полагал, что финансово это слишком рискованный проект. Тут мы уже подключили наших финансистов, начали искать здание, а когда начали  вырисовываться контуры проекта, мы начали процесс переговоров с креативными студиями города и запустили лофт».

«Если вы посмотрите на карту города, то увидите, что старые заводы составляют промышленный пояс, который отделяет город от новых жилых массивов, построенных за последние пять-десять лет, — объясняет Эльвира специфику городского пространства Бишкека. — Это пространство может и должно стать органичной связкой двух частей города. Есть два варианта: первый — создать из промзоны парковое пространство (как и было запланировано городом); второй вариант —  оживить старые заводы культурно-образовательными проектами, что потребует гораздо меньших вложений». Во втором случае большая часть средств для реконструкции и развития бывших заводских территорий будет генерироваться самим креативным бизнесом, который «будет развивать и городскую культуру, на которую у муниципалитета всегда не хватает денег», — добавляет Эльвира.

После того, как было принято решение искать старое промышленное здание, Эльвира и ее коллеги объездили множество старых заводов. Нужно было найти помещение, отвечающее следующим параметрам: не слишком удаленное от центра, доступное для общественного транспорта, но в то же время достаточно большое, чтобы вместить несколько офисов. Казалось, любой был бы рад отдать пустующую постройку в хорошие руки, но, когда Эльвира и ее команда начали вести переговоры с владельцами, всё оказалось не так просто. «Одни не верили в нашу идею, другие не хотели афишировать принадлежащие им гектары промышленной земли, третьи не подходили по нашим параметрам, четвертые не хотели отказываться от существующих заработков: производства гробов, швейных цехов, складских помещений. Когда мы уже отчаялись, нам предложили посмотреть завод «Кыргызмедтехника». Завод был идеален по всем параметрам: хорошее месторасположение, здание ещё не до конца разрушено, адекватные владельцы и готовность открыть двери креативному бизнесу».

Диля Халмурзина
Архитектор студии Museum, Бишкек

«Для меня лофт — это первое место в Бишкеке, в котором, благодаря функциональному дизайну и простой организации пространства, одинаково удобно и работать, и проводить досуг. Сама трансформация промышленного здания в офис и выставочные залы изначально дает возможность воспринимать всё, что там происходит неформально и свободно».

Под лофт арендовали второй этаж заводского здания. Помещение не использовалось уже несколько лет: в здании почти не было целых окон, а вся инфраструктура — трубы, электрика, канализация — осталась ещё со времен советского союза. «Я, честно говоря, была в ужасе от здания», — признаётся Эльвира. Но разруха не испугала архитекторов: Нурбек Насыранбеков, художественный руководитель «I-Media», и  Джамиля Токочева из студии «Museum» разработали проект. «Изначально проект был ориентирован на минималистическое решения, — отмечает Джамиля. — Мы заложили также возможные «движения» и изменения пространства. Но самое интересное, что было в проектировании, — это использование отработанного медицинского оборудования, деревянных промышленных поддонов и других цеховых предметов при разработке объектов для интерьера».

Название и айдентику придумывали вместе с дизайнерским сообществом «Design.KG», а само название лофта — «ЦЕХ» — предложила дизайнер Наталья Андрианова. «Если вы посмотрите на карту завода, — объясняет Эльвира, — то увидите, что каждая комната была выделена под специализированный цех: цех сборки, цех тестирования и так далее. По сути, наша работа — работа креативного бизнеса —тоже цеховая. Каждая студия лофта «ЦЕХ», будучи отдельной организацией, занимается определенной деятельностью — видео-производство, фотография, IT, маркетинг, реклама, ивент-менеджмент и многое другое». 

Наталья Андрианова
дизайнер, Бишкек

«Для меня «ЦЕХ» — это очень приятное пространство,  где проходят хорошие выставки. Очень демократическое место и самое подходящее по духу для проведения Бишкекского первоапрельского фестиваля. Мне так же представляется важным, что ЦЕХ расположен в очень «неудобном» районе — на стыке промзоны и новостройки, в удалении от основных улиц — с первого раза туда нелегко попасть, так что количество случайных людей на событиях самое незначительное. В условиях небогатой культурной жизни города события в Цехе вносят приятное разнообразие наше бытование».

Для продвижения проекта с самого начала использовали только социальные сети, так как вся целевая аудитория сконцентрирована именно там. «Посты и продвижение в течении пары недель перед открытием собрали в лофте более 400 человек. Мы и сами не ожидали такого наплыва людей», — вспоминает Эльвира Сариева.

Удаленность лофта от центра, с одной стороны, представляет собой неудобство, а с другой — даёт некторое преимущество: выставки и события могут быть вполне камерными. «Окраина города — это сегодня условное понятие, — замечает Гамал Боконбаев, художник и директор «Tolon Museum of Modern Art», занимающего один из цехов. — Интернет, дешёвые автомобили и мобильная связь существенно сократили расстояния. Проекты подобные «ЦЕХу» превращают депрессивные окраины Бишкека в центры притяжения для молодёжи. Важно, что «ЦЕХ» — это неформальная инициатива: он не связан ни с государством, ни с привычными структурами в области культуры. При этом «ЦЕХ» — коммерческая история и ориентирован на самоокупаемость».

По мнению Марины Глушковой, директора программ Центра социальной интеграции в Бишкеке, именно в «ЦЕХе» удалось соединить пространство и качество инфраструктуры, которые позволяют теперь проводить целый комплекс событий: устраивать выставки, дискуссии и лекции, заниматься арт-бизнесом и открывать кафе. В городе отношение к лофту в целом положительное, но всё-таки разное. Не все считают лофт местом возможностей: довольно распространено мнение, что лофт — «проект, претендующий на исключительность и элитарность. Некоторые считают, что «ЦЕХ» никак сможет повлиять на публичное пространство и базовые процессы в городе, так как он не вписывается в культурное пространство страны».  

Как во всяком цеху, тут тоже много мелких технических проблем. Это и ограничения потребления электричества зимой из-за того, что лофт находится в промышленной зоне, и строительство дороги, и старая протечка на крыше. Но создатели лофта нашли  оптимальную систему отопления,  а дорога к «ЦЕХу» теперь асфальтированная и даже запущен новый троллейбусный маршрут. Протечку, кстати, тоже починили. Мы — единственные, кто успешно продолжает жить и развиваться».  

Улан Джапаров
Архитектор студии Museum

«ЦЕХ» — хороший пример самоорганизации, корректного сочетания бизнес-интересов и человеческих отношений. Благодаря гостеприимству руководства лофта мы там начали проводить свои «Первоапрельские выставки» на совершенно бесплатной основе. За недолгое время «ЦЕХ» превратился в значимое место, совсем не став при этом гламурным заведением. Мне кажется, что в Центральной Азии ему нет аналогов».

В отличие от других более крупных проектов, «ЦЕХ» позиционировал себя как стартап. «Это способствует росту каждой отдельной студии: мы помогаем молодым найти контакты, получить образование, начать новые проекты, — добавляет Эльвира. — Мы тестируем разные формы работы в этом секторе, и сейчас это очень успешный проект, которым я очень довольна». У команды лофта уже достаточно опыта, чтобы им делится: «Мы всё теперь знаем. Наша команда консультировала запуск такого рода проектов в Казахстане и Грузии, где в отличие от Кыргызстана, у тех, кто нас приглашал, есть и деньги и очень хороший рынок».

Для запуска «ЦЕХа» его создатели взяли кредит, который сейчас выплачивают. После окончательной выплаты Сариева с коллегами планируют запускать новые проекты. Чтобы привлечь новых арендаторов, предложения свободных студий размещаются на сайте в Фейсбуке. «ЦЕХ» оставляет за собой право отказывать арендаторам. Достаточно часто крупные коммерческие компании предлагают высокую арендную плату, но в лофте рады только представителям креативных индустрий. Например, разработку большей части контента, в том числе подготовку больших мероприятий, отдали студии «Sunpeople».  

Эльвира Сариева
медиаэксперт, управляющий лофт «ЦЕХ»

«За три года мы прошли разные формы управления. Сейчас есть управляющий лофта, — наёмный человек, который занимается всем: от ремонта до работы с партнерами и проведения мероприятий. В лофте действует совет, в который входит по одному представителю от студий и бюро, которые участвовали в запуске «ЦЕХа». Мы собираемся по необходимости, достаточно гибко и оперативно принимаем решения».

«Всем, кто собирается заняться реновацией промышленных пространств, я бы посоветовала сосредоточиться не ремонте и финансовой части (это скорее вопросы управленческого толка, которые не так сложно решить), а на отборе участников, — предупрежадет Сариева. — Важно понимать, кто будет «якорем» пространства. Именно эти студии и творческие люди будут основными двигателями жизни лофта, именно они будут вдыхать жизнь в умерший завод и генерировать весь контент. Содержательная часть жизни лофта (творческие процессы и мероприятия) — самая сложная часть работы. Не надо забывать, что этот этап наступает сразу после запуска, и учитывать особенности промышленных зон — такие, как удаленность от центра города и огромные пространства, которые нужно "обжить" и оформить. Проект "сработает" только если в нём будут участвовать по-настоящему творческие люди».

 

Благодарим за помощь в подготовке материала Айнуру Юсупову,  Жанну  Табышалиеву и Шайло Джекшенбаева

 

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Джентрификация по-киргизски. Бишкекские хипстеры заселили первый в городе лофт»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Любовь ЦойЛюбовь Цой 11 фев 2014, 05:37

Поздравляю всех участников этого замечательного проекта в Бишкеке.Буду в родных краях, заеду обязательно, поддержу.

Виталий АндреевВиталий Андреев 12 фев 2014, 13:04

Статья прекрасная. Авторам проекта "ЦЕХ" респект.

Nazgul DolotkeldievaNazgul Dolotkeldieva 06 мар 2014, 15:05

Интересно от начало до конца. Теперь хочется посетить это место)

Aibek BaratovAibek Baratov 06 мар 2014, 18:58

НЕ "первый в городе", кстати... А ПЕРВЫЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ!

Яндекс.Метрика