19 авг 2014
Поделиться

Ребенок играющий: зачем нужны козы в городе

Автор: Дарья Бычкова

Пока экологи выводят удручающие цифры темпов урбанизации, сокрушаясь, что с каждым десятилетием дети всё меньше и меньше времени проводят в природном окружении, педагоги и родители во многих странах предпочитают активно действовать и способствуют появлению детских городских ферм. Дарья Бычкова рассказывает, как они устроены на тот случай, если кто-то захочет попробовать устроить подобную ферму в одном из российских городов, в которых, как известно, катастрофически мало детских общественных пространств.

Фотография:
Anna Naphtali

Откуда взялись городские фермы

Прогуливаясь по улицам, скажем, Лондона, меньше всего ожидаешь услышать крик петуха или овечье блеянье — именно так подумали англичане во второй половине 20 века и смелым решением изменили концепцию детской приключенческой площадки (Adventure Playgrounds), перекочевавшую к ним из Дании. Так из оригинального датского рецепта, в котором детская стройка соседствовала с зоной ухода за домашними животными, последняя составляющая исчезла, а поскольку большинство приключенческих площадок Европы произошло от британского примера, то животные на них не фигурировали изначально. Правда, от этого тяга детей общаться с кроликами, козами и лошадьми не исчезла, и в 70–80-х годах как отдельное явление в европейских городах стали появляться детские городские фермы — места, где животные стали основной составляющей и куда дети приходили в первую очередь ради общения с теми, кого раньше они видели только на картинках.

По сути, городская ферма — это кусочек деревни со всеми прилагающимися атрибутами. Но если городские фермы для взрослых сосредотачивают свои усилия на выращивании овощей, фруктов, ягод и производстве молочных продуктов, то детская ферма — это место, где можно, в первую очередь регулярно заботиться о домашних животных, а выращивание растений — история факультативная.

Детскую городскую ферму может посещать любой ребенок в возрасте от 6 лет на бесплатной основе. Здесь он может пробовать свои силы в работе с разными инструментами и материалами, ходить в творческие мастерские, где осваивают керамическое или столярное ремесло, кулинарное искусство и даже ковку из металла, но центральной активностью любой городской фермы остаётся, конечно, уход за животными. Детские фермы дают ребенку возможность получить опыт базового человеческого общения и работы с природным окружением. В результате, дети оказываются лучше подготовлены к сложностям жизни, становятся более смышлеными и адаптированы к сложным житейским ситуациям. В Берлине на сегодня насчитывается восемь детских городских ферм, в Копенгагене — около десяти.

Как устроена городская ферма

Самая комплексная модель детской городской фермы сложилась, пожалуй, в Германии, поэтому предлагаю остановиться на ней. Конечно, каждая подобная ферма уникальна и обладает собственным характером и атмосферой, но все же есть и общие черты, без которых не обходится ни одна. Вот основные составляющие любого фермерского пространства в городе, ориентированного на детей:

  1. Место для игр или, как его ещё называют, «стройка». Это зона, где дети могут колотить, создавать укрытия, мосты, башни и другие малополезные, но интересные конструкции. Причем всё — в натуральный размер, никаких игрушечных масштабов. Размах стройки не делает одну городскую ферму лучше другой — тут скорее важна сама возможность что-то построить, отпилить или приколотить.
     
  2. Кострище — один из центральных элементов детской городской фермы. Это место для разведения настоящего большого костра, вокруг которого можно собираться всем сообществом, жарить картошку, греться в холодное время, расказывать «страшилки» в субботние и праздничные вечера, когда ферма открыта дольше обычного. Костёр невозможно развести на привычной детской площадке в городе, поэтому дети особенно ценят этот кусочек фермы.
     
  3. В зоне для животных живут, собственно, животные. Домики редко похожи один на другой — при их строительстве руководствуются, в первую очередь, нуждами каждой особи. Если одни животные социальные и любят компанию, то другие могут предпочитать приватные пространства.
     
  4. Центральное здание в зависимости от масштаба самой фермы может иметь различное назначение. Если территория фермы насчитывает не более 5000 квадратных метров, то такое здание, как правило, единственное на всю территорию, поэтому оно вмещает в себя много функций: столярной мастерской, пространства для общения и совместной работы, места для индивидуальных занятий, таких как выполнение домашних заданий, а также места для приготовления еды — для этого организуется небольшой кухонный уголок.
     
  5. Дополнительные мастерские: гончарные, кузнечные, швейные и прочие, в том числе в виде маленьких летних строений. Здесь в ход идут дерево, металл, камень и даже шерсть от овец, живущих на ферме. Как правило, подобные мастерские размещаются в зоне, отдалённой от основного здания фермы, чтобы шум от работы не мешал другим членам сообщества заниматься своими делами.
     
  6. Некоторые фермы устраивают огороды, где дети могут выращивать овощи, фрукты, травы и собирать собственный урожай.

Многие педагоги отмечают, что на детских городских фермах всегда гораздо более дружелюбная и радостная атмосфера, чем в детском саду или школе: секрет в том, что все дети учатся определенным навыкам через работу над общим проектом, а не просто отрабатывая какое-то умение ради умения (ошибка многих образовательных проектов). Если же для успеха общего проекта важно послушать педагога, они идут на это без пререканий. Работа на городской ферме как нельзя лучше подтверждает известную истину: пассивное объяснение не действует — по-настоящему дети учатся лишь через активное творческое исследование мира и совместный опыт.

Один день на городской ферме

Двери фермы открываются для детей в районе обеда и закрываются около 7 вечера. Обычно школьники приходят сюда после занятий и остаются до вечера — тут есть все условия даже для выполнения домашнего задания. В воскресные, праздничные дни и в течение школьных каникул детские фермы открыты дольше обычного, а на некоторых из них в теплый сезон можно даже ночевать — естественно, на улице и в спальных мешках. В летний период фермы могут функционировать как городской лагерь, где дети находятся полный день.

В начале дня дети, как правило, собираются в круг и решают, кто чем сегодня займется: кто хочет ухаживать за кроликами, кто — кататься на лошади, а кто будет жечь костер или строить мост. Сначала детям нужно убрать территорию, в том числе за животными — так дети узнают, что животные требуют ухода и что такая работа может приносить удовольствие, особенно если выполнять её в команде. На городской ферме дети всё делают сами — здесь нет специально нанятых уборщиков. Те, кто решил покататься на лошади, сами чистят и готовят её к прогулке — так они учатся, что перед тем, как ты сможешь покататься, нужно потрудиться.

На детские фермы неминуемо приходят дети разного социального и этнического бэкграунда. Общаясь в такой среде, ребенок учится быстрее находить общий язык со сверстниками, учится работать в разношерстной команде. Именно данный факт когда-то побудил Оливера Гинзберга, ландшафтного архитектора и основателя первой детской городской фермы на Мауэрплатц в Берлинском районе Кройцберг, поднять на академический уровень тему детских городских ферм как инструмента социального влияния. Сейчас она широко обсуждается в университетской среде, но все же её расцвет, по мнению самого Оливера, всё ещё впереди.

На ферме все оказываются в одинаковых условиях: работа руками не требует особого социального статуса или образования — забить гвоздь может каждый. Но и в подобной работе нужны границы и правила, поэтому у преподавателей есть карточки разного цвета, которые они показывают детям, если те сделали что-то правильно или, наоборот, нарушили границы — прием пришёл из футбола и понятен каждому. Красная карточка, например, означает: «Ты сделал что-то недопустимое и на сегодня твой день на ферме закончен. Мы обсудим с тобой завтра, что же случилось». Но есть и зелёная карточка, которую ребёнок получает, если сделал что-то хорошее, например, помог помыть, убрать или приготовить. Вечером все дети собираются на совместный ужин и если кто-то заработал в этот день зеленую карточку, то еда ему достается бесплатно.

Кто здесь главный

Городская ферма — это не зоопарк. Поскольку вся ответственность по уходу за животными и их содержанию ложится на самих детей, посещение фермы требует от ребенка регулярности и определенной ответственности - качества, которые воспитываются здесь как нельзя лучше. Дети, регулярно посещающие ферму, образуют сообщество, внутри которого появляются свои правила и договоренности. В то же время, на каждой ферме есть постоянные работники, которые помогают детям в организации работы, разрешении сложных ситуаций.

Работники современных детских ферм — профессиональные педагоги с университетским образованием или социальные работники. Многие из них обучены работе с детьми с особенностями развития. Одновременно, эти люди должны владеть информацией о животных, растениях, основами ремесленного дела. Единовременно на ферме обычно находятся двое педагогов, на крупных фермах — больше. Вечером, когда дети расходятся по домам, команда преподавателей остается на вечерний обзор дня и обмен впечатлениями. Это помогает получить объективную картину образовательного процесса.

Кто платит

Если детские городские фермы Швеции больше похожи на настоящие деревенские оазисы и располагаются, по большей части, в менее урбанизированных районах города, то в Германии, наоборот, они появляются в самых неожиданных местах — например, в стройном ряду берлинских улицы с многоквартирными домами.

Тут немалое влияние имеет и характер населения самого района: если люди здесь достаточно состоятельны и могут себе позволить много путешествовать, то подобные затеи, как правило, не оправдываются — дети в таких семьях имеют широкий спектр возможностей выбраться на природу. В бедных районах часто встречаются очень пассивные жители, которые могут просто не отреагировать на новую инициативу. Именно поэтому детские городские фермы особо хорошо приживаются в районах со средним классом. При этом желательно, чтобы сообщество имело довольно активную общественную позицию.

Если первая детская ферма в Германии (та самая на Мауэрплатц в Берлине) появилась волонтерскими усилиями и лишь через 25 лет смогла получить официальный статус, то на сегодня практически все детские городские фермы страны - зарегистрированные ассоциации. Многие получают государственное финансирование, покрывающее 90% годового бюджета (около 200–300 тысяч евро), при этом оставшиеся 10% они вынуждены зарабатывать сами. Некоторые фермы основывают детские сады — таким образом они находятся на полном государственном обеспечении, как любое детское дошкольное учреждение, а фермерскую функцию ведут параллельно в качестве общественной деятельности без вознаграждения — так ферма имеет возможность оставаться открытой и бесплатной к посещению для детей района.

Есть такие фермы, которые не получают поддержку государства и существует исключительно на пожертвования. Например, Pinke-Panke в районе Панков в Берлине. Возможно, именно поэтому устройство этой фермы более ориентировано на привлечение участников из числа потенциальных покупателей товаров и услуг, производимых на ее территории.

Подобная ситуация сложилась с городскими фермами Англии: они никогда не получали адекватного финансирования со стороны государства и им всегда приходилось придумывать способы, как заработать дополнительные деньги собственными усилиями — таким образом, неотъемлемыми частями английских городских ферм стали кафе, магазины органической еды и другие мелкие бизнесы.

Поделиться:

Читайте также

Теги:

дети

КОММЕНТАРИИ
к посту «Ребенок играющий: зачем нужны козы в городе»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика