25 сен 2014
Поделиться

Догнать и перегнать: Париж в европейской велогонке

Автор: Николай Чикишев

Мэрия Парижа представила амбициозный план: до 2020 года город должен стать европейской велостолицей и посоперничать с признанными лидерами в количестве педалей – Амстердамом и Копенгагеном. Экологи ликуют, водители проклинают мэра и социалистов.

Фотография:
istockphoto

16 сентября на заседании «Комитета продвижения велотранспорта» (Le Comité de Promotion du Vélo) в 11-м округе Парижа была представлена «велосипедная карта» французской столицы. Комитет состоит из главных участников отрасли: муниципальные образования, общества велолюбителей, спортивные федерации и производителей оборудования. Программа предложена экологами Социалистической партии и согласована с правительством: в марте этого года прошла серия встреч, в результате которых социалисты выработали новую концепцию развития велотранспорта города.

Авторы «карты» предлагают меры для повышения доли велосипедов в общем городском трафике. Задача-максимум – достичь 15%  к 2020 году (к примеру, доля в 2013 году не превышала 3%). Для этого мэрия идет на решительные шаги: кроме увеличения парковочных мест и велодорожек на основных городских магистралях программа предполагает расширение зон с ограничением скорости 30 км/ч, увеличение ширины самих велотреков и запрет на движение автомобилей вблизи рынков.

Ограничение скорости – одно из главных положений концепции. Согласно проведенным исследованиям, именно 30 км/ч – та скорость, которая существенно снижает число дорожных аварий и, как сказано в документе, является «эффективным способом развития велотранспорта». Причем с экологической точки зрения такая мера наоборот ведет к увеличению загрязнения, но авторы плана уверяют, что это касается качественных характеристик: в конечном счете при скоростных ограничениях количество автомобилей уменьшится, а вместе с ними – и загрязнения. Сегодня уже 70 парижских кварталов имеют подобное ограничение. Водители проклинают парижского мэра Анн Идальго (Anne Hidalgo), экологи и сочувствующие ликуют. Они же всячески аргументируют «теорию 30», объясняя, что средняя скорость в Париже и так равняется 18,9 км/ч. Водители называют все теоретические выкладки чушью и в выражениях не стесняются.

Как в любом мегаполисе, транспортная проблема Парижа – поиск компромисса между растущим трафиком и экологическими программами муниципалитета

Как в любом мегаполисе, транспортная проблема Парижа – поиск компромисса между растущим трафиком и экологическими программами муниципалитета. Например, проблема велопарковок. Как отмечает исследователь транспорта, журналист газеты “Le Monde” Оливье Раземон (Olivier Razemon), парижские велосипедисты ленивы – и паркуются недалеко от места назначения. И возникают парковки в несколько сотен метров! Мэрия предлагает увеличить их число и уменьшить количество секций, расставив парковки на каждом перекрестке. Но возникает вопрос наличия мест. Для этих целей авторы концепции предлагают использовать автодорожные туннели, некоторые из которых сделать охраняемыми.

Другая проблема – применение “велокарты” в центральных округах. Здесь социалисты столкнулись с противодействием архитекторов: увеличение парковок и велодорожек изменит исторический улиц. Например, жаркие дискусси вызывают Елисейские поля – главная туристическая достопримечательность Парижа с Эйфелевой башней. Кроме ревностной охраны “симметрии улиц” критики плана указывают на неизбежный кофликт с пешеходами. Появление велодорожек приведет к уменьшению ширины тротуаров и потребует значительно больше средств, чем те же изменения на окраинах города.

Оказывается, пешеходы – не основные конкуренты велосипедистов. При обсуждении программы неожиданно возникла трудность с мотоциклистами: те бесцеремонно занимают парковки велолюбителей и таким образом усугубляют их положение.

Запрет на движение автомобилей вблизи рынков – еще одно нововведение социалистов – кажется вовсе утопичеким проектом. Французская традиция закупать провизию на рынках сталкивается с огромными заторами машин, на которых эти французы и приехали. Средства передвижения самих продавцов, разумеется, не в счет. Идея посадить покупателей на велосипеды с колясками, в которых они повезут свежие багеты идиллична и пока слабо соотносится с реальностью: на рынках обычно скупают килограммами.

Кристоф Найдовски (Christophe Najdovski), экологический активист, приводит следующую статистику: «За период с 2008 года по настоящее время социалисты потратили 25 миллионов евро на развитие велотранспорта в Париже. За тот же период мэрия Нанта, население которого составляет 600 тысяч жителей, потратила 40 миллионов евро».

«Потратили» - это проект «Велиб» (Vélib), система общественного транспорта, разработанная предшественником Анн Идальго и ее коллегой по партии Бертраном Деланоэ (Bertrand Delanoë). С 2007 года проект разросся до внушительных масштабов : около 2 тысяч пунктов проката 20 тысяч велосипедов. То есть фундамент для «révolution de vélo» заложен прочный.

Но мечта о «европейской велостолице» пока остается мечтой: по сравнению с другими городами Париж находится в самом конце рейтинга. 31% от общего трафика в Копенгагене, 22% в Амстердаме, 13%  в Берлине, по 11% у Хельсинки и Берна.

Обсуждение «велокарты» только началось, и дискуссии продолжаются даже среди самих социалистов. По словам представителей мэрии, концепция будет утверждена как городская программа в декабре этого года.

Поделиться:

КОММЕНТАРИИ
к посту «Догнать и перегнать: Париж в европейской велогонке»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Welis SatWelis Sat 26 сен 2014, 07:01

"Они же всячески аргументируют «теорию 30», объясняя, что средняя скорость в Париже и так равняется 18,9 км/ч."

- перепутать максимальное значение со средним это конечно мммда!

Яндекс.Метрика