02 окт 2014
Поделиться

Like teen spirit: как возникла самая опасная игровая площадка для подростков

Автор: Дарья Бычкова

Тяга к приключениям и расширению собственных границ присуща практически каждому подростку — именно так он познает мир, исследует свое окружение и формирует представление о собственных возможностях. У некоторых аппетит к приключениям, желание ощутить полную свободу и потренировать ответственность оказываются настолько сильными, что становятся главной движущей жизненной силой. Где и как реализуют свою тягу к экстриму подростки Сент-Луиса — в рассказе об одной из самых необычных игровых площадок в мире.

Фотография:
Paul Sableman/Flickr

«Глубокая игра» (deep play, то есть игры, допускающей присутствие риска или даже потенциальной угрозы жизни) признается игротехниками как один из основных типов игры, к которой проявляет интерес ребенок. Именно желание рисковать движет большей частью подростков, регулярно посещающих Cementland, недостроенный и законсервированный тематический парк на севере Сент-Луиса с суровым индустриальным окружением, больше походящий на колоритные декорации к приключенческому фильму, чем на площадку для тинейджеров.

В середине ХХ века на месте нынешнего Cementland прямо на берегах широкой Миссисипи располагался цементный завод Lafarge, занимавший немаленький участок в 22 гектара. В 1970-х годах завод был закрыт и опустевшая территория стараниями строительных бригад, работавших на окрестных участках, превратилась в свалку строительного мусора — цеха и оборудование, оставшиеся от цементного производства, были оценены так дешево, что идея возрождения или достойного альтернативного использования земли выглядела утопически.

Место выпоняло функции свалки вплоть до 2000 года, до тех пор, пока сюда случайно не попал скульптор Боб Кассили, известный своим необычным креативным подходом. Он увидел в заброшенном и забытом месте нечто большее: картина павшей цементной империи с заброшенными цехами, грудами мусора и необузданными зарослями сорняков подсказала ему идею создать на этом месте тематический парк развлечений, где каждый пришедший «мог бы делать то, что невозможно ни в каком другом месте». Здесь все должно было бы напоминать о некогда расцветавшем производстве и было бы изготовлено исключительно из элементов, найденных на территории, благо материала для творчества тут собралось хоть отбавляй. Боб задумал создать настоящее «место свободы».

В свое время, кстати, Боб Кассили приобрел известность благодаря схожему амбициозному проекту City Museum, в рамках которого он превратил здание бывшей обувной фабрики в центре Сент-Луиса в место с пещерами, гротами, десятиэтажной горкой и колесом обозрения на крыше, причем многое из этого было изготовлено из отслуживших свой век индустриальных объектов. Например, подвешенные в пространстве огромного зала самолеты и пожарные машины — самые нстоящие, некогда обслуживавшие город механизмы. На сегодня City Museum — одна из мировых достопримечательностей, огромная игровая площадка для всех возрастов, привлекающая ежегодно до 700 000 посетителей. 

Но вернемся к истории с цементным заводом: для начала Боб приобрел участок. Художник задумал возвести дворец, пирамиды для лазания, водные горки, поле со скульптурами животных и арт-объектами из старых заводских машин и механизмов, а также «пирамиды майя», увенчанные монтажным мостом из подъемного крана. Одной из самых необычных идей была установка спиральной лестницы вокруг 80-метровых дымовых труб, чтобы посетители могли забираться на самый верх и бросать оттуда камни вниз. 

«Я пока не проработал все детали в подробностях, но сама идея мне по душе — все любят бросаться камнями, это уж точно», — заявил Боб в интервью газете "St. Louis' Riverfront Times" в 2000 году.

Парк обещал стать настоящей сенсацией, одновременно вызывая странное двоякое чувство — что-то между детской настальгией и свежестью подрывного контркультурного проекта. Он попросил строителей, уже на протяжении многих лет использовавших участок в качестве свалки, не бросать эту привычку и далее привозить на участок строительный мусор: таким образом художник получал еще больше материала для воплощения своих скульптурных задумок. Вдобавок ко всему, строительные компании охотно платили за возможность оставлять мусор в привычном месте. Так сформировалась устойчивая экономическая модель, позволившая арт-проекту на время стройки стать окупаемым: нулевые вложения в материал плюс плата строительных компаний за возможность, а с некоторого времени даже привелегию, выгружать мусор на возраждающемся участке.

Неожиданно для всех в обычный рабочий день вдохновитель и главная движущая сила огромного неординарного проекта погиб на стройплощадке под колесами потерявшего управление бульдозера

Надо сказать, прецеденты превращения бывших индустриальных территорий в тематические парки развлечений, где все элементы парка изготовлены из местных материалов, а дух и история места доносятся до каждого посетителя, на тот момент уже были: в Северной Индиане, известной своими карьерами, есть наполовину законченная гигантская пирамида из известняка, а во Вьетнаме сооружен Suoi Tien Cultural Theme Park, посвященный местным буддистским традициям. 

Одиннадцать лет Боб Кассили работал над превращением остатков завода в мега-площадку для всех возрастов, зачастую собственноручно ворочая бульдозером горы мусора. Так появился замок со внутренним двором, наполненным скульптурными элементами из цемента, камней, металла и старых механизмов — всего, что художник нашел на участке. Были возведены мосты между водосборными плотинами, а во рвах созданы бассейны. 

Неожиданно для всех в обычный рабочий день вдохновитель и главная движущая сила огромного неординарного проекта погиб на стройплощадке под колесами потерявшего управление бульдозера.

Сегодня незаконченный парк - это место, привлекающее искателей острых ощущений, ценителей нестандартной скульптуры, граффити-художников и тинейджеров, заявляющихся сюда поздними вечерами.

Kaboom, широко известная в США некоммерческая организация, прославившаяся строительством детских площадок усилиями местных жителей в неблагополучных районах страны, включила Cementland в список самых опасных площадок мира

По сути, сейчас творение Боба — законсервированный проект, ждущий своего часа. Джованна Кассили, жена художника, надеется, что бюджеты все же найдутся. Она запустила веб-страницу, посвященную месту: здесь можно получить всю возможную информацию о проекте и задать любые вопросы.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Like teen spirit: как возникла самая опасная игровая площадка для подростков»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика