06 окт 2014
Поделиться

По следам мундиаля: Куритиба, чемпион на отдыхе

Автор: Дмитрий Сиваев

Последней футбольной остановкой моего бразильского маршрута, как, увы, и маршрута нашей сборной, стала Куритиба. Куритиба — город, хорошо знакомый урбанистам и сочувствующим благодаря своим инновационным городским проектам. Кроме того, он считается одним из самых процветающих деловых центров Бразилии. Вот, казалось бы, идеальные вводные данные для того, чтобы устроить мастер-класс про проведению Чемпионата мира в отдельно взятом городе. Не тут-то было.

Фотография:
BabyDinosaur/Flickr

Куритиба знакома всем интересующимся городским развитием благодаря одной из первых скоростных систем автобусного сообщения, и одним из первых партисипаторных бюджетов. Но выдающимся город можно считать не только поэтому. Будучи восьмым городом Бразилии по населению, Куритиба занимает четвертое место в экономическом рейтинге, второе — по индексу человеческого развития и лучшим городом для жизни среди больших городов Бразилии по версии Readers Digest. На протяжении последних 30 лет экономика города росла со средним темпом 7%, что более чем в полтора раза превышает аналогичный показатель для Бразилии в целом.

Успех как будто сопутствовал Куритибе на протяжении всей истории. Первоначально город был форпостом португальских войск в их войне с коренным населением Южной Америки. В XVIII веке выяснилось, что город идеально расположен между обширным пастбищами штата Парана и основными рынками сбыта продукции животноводства в штате Сан-Пауло к северу от города. Благодаря удачному расположению город стал местом, где пастухи, перегонявшие стада, останавливались на зимовку, способствуя развитию города. Так Куритиба стала центром торговли продуктами сельского хозяйства.

В дальнейшем город стал ключевым бенефициаром всех инноваций в этой сфере деятельности: развитии культивации матэ (из которого изготавливают излюбленный местными одноименный напиток), кофе, соевых бобов. В конце XIX века именно бурный рост потребления мате и лесодобычи, дали толчок для строительства одной из первых в Бразилии железнодорожных веток, которая уже в 1885 году соединила Куритибу с побережьем, открыв доступ к куда более обширным рынкам сбыта.

Немаловажно отметить культурное многообразие города. Начиная с 1808 года, когда иностранцам было дано право владеть землей, Куритиба стала привлекать мигрантов из Европы. Плодородные земли штата Парана на протяжении всего века становились новым домом для крестьян из Германии, Италии, Польши, Украины. В XX веке  к ним добавились японцы и евреи, бежавшие от фашистского режима.  Предприимчивые мигранты сыграли важную роль в истории города, который до сих пор считается одним из самых европейских по духу городов Бразилии. Здесь до сих пор без затруднения можно найти рестораны, подающие вполне аутентичные баварские сосиски и пиво.

Фотография:
Mathieu Bertrand Struck/Flickr

Но современная Куритиба — это центр автомобильной промышленности, где располагаются заводы «Ниссан», «Вольво», «Фольксваген».  Это главный центр финансовых и бизнес-услуг в южной Бразилии. В отличие от экономических успехов XIX- начала XX веков, за которые город прежде всего должен благодарить своё географическое положение, преобразование экономики во второй воловине XX века связано во многом с  тем, как городом управляли.

Уже в XIX веке Куритиба была первопроходцем в области городского планирования. В 1855 году группа французских инженеров была приглашена, что провести перепись земель и создать уникальный для той эпохи земельный кадастр. Были приняты первые меры по созданию квартальной сети улиц в хаотично растущем до того момента городе.  В середине XX века стало очевидно, что город должен пересмотреть стратегию пространственного развития, чтобы ответить на вызовы, связанные с быстрым ростом населения.

Ответом стал мастер-план 1971 года. Тремя ключевыми инновациями плана стали создание дорожной сети с улицами одностороннего движения, преобразование территорий, подверженных затоплению, в обширные парки, сделавшее Куритибу одним из трех самых зеленых городов мира по версии ЮНЕСКО, и создание промышленного парка, давшего толчок развитию новой экономики города. Сегодня в созданном в 1973 году индустриальном парке расположено более 50 000 рабочих мест.

На этом, однако, инновации не закончились. Многие из них связаны с именем Джайме Лернера, который сперва возглавлял одну из рабочих групп при подготовке первого мастер-плана, а впоследствии был мэром города на протяжении трёх сроков. К его эпохе относится создание первой в мире системы скоростного автобусного сообщения, открытой в 1972 году и ставшей предметом подражания в множестве стран мира. До сих пор город в 2,5 миллиона полностью обеспечен общественным транспортом только за счёт автобусов.

Фотография:
Radamés Manosso/Flickr

Казалось бы, для места с таким послужным списком принять Чемпионат мира должно быть делом не сложным. И Куритиба, действительно, подошла к проведению турнира по-своему. Стадион стал всего лишь одним из трёх стадионов чемпионата, находящимся в частной собственности: он реконструировался полностью за счёт частных инвестиций. В остальном преобразования в городе были сведены практически к минимуму. Каков же оказался результат? Вплоть до марта-2014 стадион был самым безнадёжно отстающим от графика, ФИФА на полном серъезе просчитывала потери от переноса матчей в другой город, а правительство с трудом находило рычаги давления на инвесторов.

Кончилось всё относительно неплохо: стадион сдали в срок, хотя выглядел он странно. Представляете ли вы себе,  каково жить в только что сданном монолитном многоквартирном доме? По сути, это коллекция весьма жутких бетонных коробок. Вот и стадион в Куритибе предстал перед нами примерно таким же: к бетонному каркасу успели добавить только лотки с пивом, туалеты и пластиковые сиденья. Особенно забавно выглядело недостроенная пристройка к стадиону — металлический каркас, который должен был стать медиа-центром. За пару месяцев до турнира стало понятно, что никакого медиа-центра там не получится, и для него разбили шатёр на соседней лужайке. Металлоконструкции так и остались стоять — как памятник чрезмерным амбициям.

Чему же нам стоит поучиться у Куритибы? В первую очередь тому, что даже сверх-успешный город, которому не надо было реализовывать крупных проектов, расслабившись, умудрился пройти по самому краю пропасти, падение в которую означало всемирный позор на долгие годы.  Вот у нас есть Сочи, который, по идее, после Олимпиады к Чемпионату мира-2018 уже горов: и стадион есть, и опыт накоплен. Есть Санкт-Петербург, в котором кроме проблемного стадиона и подъездов к нему всё вроде на месте: и гостиницы, и аэропорт, и транспортная инфраструктура. Ну и, конечно же, есть Казань в которой всё осталось после Универсиады. Этим городам можно посоветовать не расслабляться, ибо когда за шесть месяцев до старта инспекция ФИФА окажется чем-то недовольна, реагировать будет уже поздно.

С другой стороны, учиться надо не только на ошибках Куритибы, но и на истории её феноменального успеха. Истории, которая показывает, что города во многом могут быть хозяевами своей судьбы и могут обеспечивать процветание жителей, не только благодаря удаче, но и за счет принятия хорошо продуманных, но инновационных решений.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «По следам мундиаля: Куритиба, чемпион на отдыхе»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Vladimir ZlokazovVladimir Zlokazov 07 окт 2014, 06:18

Мне кажется, стадион Куритибы интересен еще и своей формой и расположением в городской среде. Обычно стадион - это такая летающая тарелка, приземлившаяся в море автостоянок. А здесь стадион встроен в квартальную застройку, окружен обычными зданиями, к нему не ведет никаких мега-шоссе и парковки, как я понимаю, сведены к минимуму.

Яндекс.Метрика