москва
23 окт 2014
Поделиться

Фрэнсис Бэкон и академик Лихачёв против Парка Горького

Автор: Анна Баринова

«Сад — это подобие Вселенной, книга, по которой можно “прочесть” Вселенную». Так академик Дмитрий Лихачев писал в труде «Поэзия садов», первое издание которого вышло в 1981 году. Под «садом» здесь следует понимать то, что мы сейчас называем «парком». Но если парк — отражение эпохи, духа времени, эстетического климата, то как расшифровать эпоху по парку Горького?

Фотография:
Микеланджело
Изгнание из рая (фреска в Сикстинской капелле)

Есть, с чем сравнивать

Из всех знаменитых городских парков парк Горького, пожалуй, можно сравнить только с Центральным парком в Нью-Йорке. Только в Центральном парке можно найти такое же изобилие развлечений. Несмотря на то, что почти все природные объекты в парке созданы искусственно — от прудов до спусков и подъемов — его всё равно можно назвать ландшафтным. Здесь можно найти почти любые развлечения: знаменитый каток, зоопарк, театр марионеток, карусели, игровые площадки и даже каретную станцию. В Центральном парке есть беговые дорожки и спортивные площадки, места для плаванья и стена для скалолазания. И, разумеется, с десяток кафе, ресторанов и точек уличной еды.

В основном же городские парки по всему миру выглядят почти так же, как и несколько десятков лет назад. Разумеется, почти в любом парке можно перекусить или заняться спортом, но в целом парки остались нетронутыми прогрессом. Ботанические сады в Австралии и Канаде, классические восточные парки в Китае и Японии, произведения архитектурного искусства, такие как парк Гуэль в Барселоне, бывшие сады замков и дворцов, как в Англии и Франции, — все эти парки с успехом исполняют роль главного городского общественного пространства.

Парк Горького, наоборот, с 1928 года, когда был основан, сильно изменился. Здесь вряд ли получится предаться единению с природой: рукотворные развлечения ждут посетителя парка Горького буквально на каждом шагу. С отдыхом от ритма городской жизни тоже сложности; в будний день парк посещает около 40 тысяч человек, а по выходным — все 100 тысяч. Парк — это модель рая, маленький идеальный микромир; парк превращает природу в интерьер. В московском раю воздух источает Wi-Fi, а в туалете звучит Шопен.

Почему парк Горького — это не парк

Согласно традиционной классификации, все парки делятся на два типа: французские и английские. Французский парк, он же регулярный, — это тщательно спланированное пространство с геометрически правильной композицией, постриженными кустами и деревьями, прямыми аллеями и четкой симметрией. Английский парк, который ещё называют пейзажным или ландшафтным, следует природному замыслу со всей его неровностью и непредсказуемостью.

К какому из этих типов отнести парк Горького? Очевидно, ни к какому. В современном виде парк Горького объединяет собственно парк, Нескучный сад и природный заказник Воробьёвы горы; всё вместе — 119 га. Основную часть парка можно причислить к регулярному типу: человеческая мысль здесь побеждает замысел природы; что касается Нескучного сада и пространства Воробьёвых гор, то это уже ландшафтная парковая зона.

Если обратиться к другой типологии — например, к делению парков по их основной рекреационной функции — куда отнести парк Горького, тем более непонятно. Ландшафтные проектировщики различают культурно-познавательные парки, декоративные, спортивно-физкультурные, детские, развлекательные, парки общения с природой и специализированные. Про парк Горького можно сказать, что он объединяет в себе сразу все возможные типы. А что, если парк Горького, — Франкенштейн садово-паркового искусства, — это вообще не парк, а урбанистический диснейленд? Он объединяет в себе, возможно, все мечты современного урбаниста и претендует на то, чтобы реализовывать все подсознательные желания потребителей. Площадка для паркура в нескольких метрах от скейт-парка, пруд и городская набережная, пляж и велодорожки, музей, театр, десятки кафе и забегаловок, обсерватория, верёвочный парк и десятки других развлечений умещаются только в центральной части парка Горького.

Становится понятно, как прочесть эпоху по парку Горького: он даёт нам ключ к постмодернизму. Парк Горького — утопия времен консьюмеризма, когда потребление становится основным развлечением и даже стилем жизни. «Призвание торгующих в рай» — так в 2011 году Григорий Ревзин озаглавил колонку о парке Горького, в которой сделал вывод, что основа потребления не в деньгах, а в свободе. Таким образом, парк Горького — прообраз торгового центра, где инфраструктура определяет бытие.

Почему нам нужен парк Горького

В эссе «О садах» философ Фрэнсис Бэкон замечает, что сад — самое чистое из всех человеческих наслаждений. Вероятно, это было известно Иосифу Сталину; в 1928 году он распорядился построить парк Горького. Уже тогда он стал флагманом и примером для подражания. Это был первый общественный парк — в царской России парки и сады предназначались только для дворян, а значит, неизбежно отражали «буржуазную идеологию». Парк Горького стал образцом не только для Москвы, но и для всего Советского Союза, на территории которого стремительно стали появляться сотни парков культуры и отдыха.

Генеральный план Центрального парка культуры и отдыха на Ленинских горах

Парк стал воплощением статьи сталинской конституции о праве на отдых: государство брало на себя обязанность создавать условия для культурного отдыха и оздоровления граждан; «право на отдых является выражением заботы Коммунистической партии и Советского государства о человеке, о максимальном удовлетворении материальных и культурных потребностей трудящихся».

В сентябре 1931 года Московский комитет ВКП (б) выпускает постановление: «Парк культуры и отдыха является учреждением нового типа, сочетающим широкую политико-воспитательную работу с оздоровлением миллионов трудящихся». Цель парка — не только создать новую форму, но и наполнить её новым смыслом; в альбоме «Архитектура парков СССР», вышедшем в 1940 году, мы находим объяснение: «На опыте работы этого парка [Горького] установилось совершенно новое социалистическое содержание парковой работы».

Парк Горького был построен, чтобы в форматах садово-паркового искусства воплотить идеологию коммунизма. Подразумевается, что среда воспитывает человека; попадая в кущи парка Горького, рабочий и крестьянин должен был перевоплотиться в меру образованного и преданного идее коммунизма советского гражданина. Одним словом, главная функция советского парка Горького — воспитание.

Сегодня парк Горького всё ещё воспитывает гостя; он остаётся садом-нравоучением, куда туристы и горожане приходят, чтобы превратиться, по выражению Сергея Капкова, в городских профессионалов. Если попасть в парк рано утром и спрятаться за деревом, можно подслушать разговор туриста с продавщицей кукурузы: он спрашивает, здесь ли купаются в фонтане 2 августа, потому что он тоже десантник, а она отвечает, что купаться в фонтане нельзя, но если пойти вот туда, то можно арендовать катамаран. Тоже ведь воспитание.

Меньше трех лет ушло на то, чтобы парк, построенный так, чтобы само переживание пространства внушало посетителю коммунизм, превратился в землю обетованную для потребителей. В стилевом смысле Парк Горького стал собственным антиподом — от коммунизма к консьюмеризму — но сохранил воспитательное предназначение; «каков садовод, таков и сад».

Парк Горького ждут дальнейшие преобразования. В сентябре 2012 года тендер на создание рамочной концепции пространства выиграла британская компания LDA Design, которая уже имела опыт работы в сфере регенерации парков с историческим прошлым. Как следует из презентации, опубликованной на официальном сайте бюро, фирма стремится создать образ «парка для каждого, где культура встречается с природой». Согласно презентации, в LDA Design собираются создать семь различных ландшафтов, каждый из которых будет отражением того или иного исторического периода, а также девять зон активности, оранжерею. Плюс реорганизовать систему передвижения и построить новые выходы и входы. Как представители бюро сказали в интервью The Village в 2012 году, привлекательность парка должна вырасти, но он не станет ещё более людным: «С помощью ландшафта можно управлять потоками людей, сделать комфортным нахождение там большого количества горожан».

Парк  (опять же, согласно Лихачеву) это место, где можно быть счастливым. Пусть таким будет и парк Горького — даже если он не парк вовсе.

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Фрэнсис Бэкон и академик Лихачёв против Парка Горького»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Яндекс.Метрика