новый орлеан
08 окт 2013
Поделиться

Neighborland: добрососедство в эпоху развитого капитализма

Автор: Екатерина Прокудина

Платформа Neighborland, виртуальная инкарнация арт-проекта художницы Кэнди Чанг, создана для диалога местных жителей с инвесторами во имя процветания локальной экономики. Но как убедиться, что интересы обеих сторон соблюдаются в равной степени, и что проект не работает как коммерческое лобби на территории жилых кварталов?

Фотография:
facebook.com/Neighborland

После урагана Катрина и спровоцированного им наводнения в Новом Орлеане оказалось много полуразрушенных и заброшенных зданий, которые стали полигоном для художественных экспериментов. Художница и дизайнер Кэнди Чанг предложила жителям самим решить, что они хотят видеть на месте пустующей автомойки, пекарни или магазина. Для этого она придумала стикеры с короткой фразой «Хочу, чтобы это был__________ » (I wish this was __________) и расклеила их на неиспользуемых зданиях, а в офисах по всему городу расставила коробки с такими же наклейками.

Писать на стенах жителям понравилось, и собралась приличная подборка пожеланий. Новоорлеанцы хотели видеть в своём районе парки, мясные лавки, велопарковки, фермерские рынки, дом Брэда Питта и даже райские кущи.

Фотография:
Neighbourland.com

Финансовая поддержка венчурного фонда Lerer Ventures и одного из создателей Twitter Биза Стоуна позволила переработать арт-проект в онлайн-платформу для развития местной экономики. В 2011 году появилась первоначальная версия Neighborland для жителей Нового Орлеана, которая за год разрослась до масштабов страны.  

Оформить пожелание для своего города можно в несколько кликов: зарегистрироваться через почту, Facebook или Twitter, указать город и заполнить форму в виде стикера «Я хочу _______ в моём районе» (I want _______ in my neighborhood). Дальше нужно в паре абзацев описать свое предложение. Это может быть детский сад, трамвай, огород во дворе или менее осязаемые вещи, вроде равноправия в вопросах создания семьи. Для наглядности можно загрузить видео или картинку, после чего идея отдаётся на откуп всем «соседям»: её могут комментировать, ставить лайки, выражать солидарность при помощи специальной кнопки «Мне тоже» (Me too). Есть возможность предложить конкретную помощь в каждом деле – под каждой инициативой есть поле «Чем ты можешь помочь?» (How can you help?). В этом смысле функционал платформы напоминает и The Civic Crowd, и SpaceHive.

Фотография:
Neighbourland.com

Обсуждения делятся на два раздела: «комментарии» (вопросы, мнения, восторги и недовольства по поводу идеи) и «действия» (что делать, куда идти). Когда активисты переходят от слов к делу, например, собирают круглый стол или проводят уличную акцию, идея отмечается значком «прогресс» (progress), а завершенные проекты — пометкой «сделали это» (made it happen).

Основной целью ресурса провозглашается воплощение идей, поэтому Neihgborland внимательно следит за судьбой предложений и привлекает к каждой инициативе, заручившейся поддержкой, как можно больше заинтересованных лиц. Последними являются в основном инвесторы, застройщики, предприниматели и местные власти. Если вы, к примеру, строите торговый центр, вы можете задать вопрос — что нужно жителям в этом центре. В общем, это способ собирать идеи для любой точки страны. Допустим, как потратить оставшиеся в фонде помощи пострадавшему бизнесу деньги, или как преобразовать городскую площадь, или где в Новом Орлеане построить скалодром.

Участники сообщества с помощью портала также пишут петиции и собирают электронные подписи. Регулярно проводятся уличные акции — сборы новых пожеланий в городских кварталах. На сайте можно заказать готовые стикеры или скачать макет, распечатать и расклеить их в своём районе.

Основная функция Neighborland  — свести инвесторов и местное сообщество, причем, во благо последнего. Предполагается, что это сотрудничество взаимовыгодно: жители получают возможность высказаться и заручиться поддержкой соседей, инвесторы получают срез мнений и фундамент для принятия решений. Но у проекта есть и критики, которые утверждают, что целью явлется процветание вовсе не местных сообществ, а коммерсантов, которые будут при помощи Neighborland экономить на маркетинговых исследованиях. Например, когда житель новоорлеанского района Байвотер выразил желание видеть у себя в квартале плавательный бассейн, совладелец проекта Дэн Пэрэм, не предложил гражданину обратиться в городскую Комиссию по развитию рекреационных зон, а посоветовал подкинуть бизнес-идею бассейна с баром владельцу частного фитнес-клуба.

Жительница Нового Орлеана Кристин П. Хорн завела целый блог под названием Neighborland Is Not A Neighbor (дословно — «Neighborland нам не сосед»), в котором утверждает, что создатели платформы не могут быть заинтересованы в развитии местного сообщества, поскольку, за исключением Чанг, ему не принадлежат. Их цель состоит в том, чтобы лоббировать интересы предпринимателей, и не обязательно местных. Так как проект не является некоммерческим, а значит есть установка на получение прибыли, автор блога полагает, что в итоге ресурс станет не платформой, где соседи могут познакомиться, обменяться идеями и обсудить будущее своего района, а площадкой, где владельцы бизнесов смогут организовывать бесплатные фокус-группы и продвигать свои услуги, прикрываясь интересами жителей.

Фотография:
KT Marie Photography

Правда, скорее всего, где-то посередине: намерения у создателей ресурса, возможно, вполне искренние, но модель платформы не сбалансирована — сложно одновременно извлекать прибыль из проекта и отстаивать интересы местных жителей, большинство из которых точно предпочтет бесплатный муниципальный бассейн частному, даже если в последнем есть бар. Обычно такого рода проекты рассчитаны на общественное финансирование, а значит есть гарантия, что именно жители «заказывают музыку», платят ведь тоже они. В случае, когда платформа становится коммерческой, интересы жителей рискуют отойти на второй план по сравнению с интересами владельцев сетей круглосуточных супермаркетов, суши-баров, фитнес-центров, заводов, газет, пароходов. Чтобы проект оказался жизнеспособным, а его создатели избежали обвинений в мошенничестве, необходима дополнительная модерация и защита интересов населения. Или, как советует Кристин П. Хорн, «неплохо бы узнать людей получше, прежде чем говорить им, чего они хотят».

Поделиться:

Читайте также

КОММЕНТАРИИ
к посту «Neighborland: добрососедство в эпоху развитого капитализма»

Ответить в ветку
Авторизоваться через:
Anna KholinaAnna Kholina 08 окт 2013, 18:55

Подобный ресурс, созданный раньше Neighborland — Popularise (https://popularise.com/). Он имеет более прозрачную логику: обсуждаемый проект инициируется тем, кто собирается использовать новую площадку, а не местным сообществом, которое только голосует или комментирует. Этот подход интересен не только крупным девелоперам, но и малому бизнесу — если небольшая компания хочет открыть, скажем, пекарню в новом месте, они получают фидбек местных жителей и их предложения, что позволяет точнее составить бизнес-план или найти финансовую поддержку, апеллируя к популярности их идеи на Popularise.

А в Петербурге эту идею начинают развивать Global Point в проекте Like Local (http://likelocal.ru/).

Егор КоробейниковЕгор Коробейников 08 окт 2013, 20:34

А мы, кстати, писали про Popularise, как-то ощутимо давно даже: http://urbanurban.ru/blog/economy/151/Populyariziruy-eto-Chem-zanyat-pustoe-zdanie-chtoby-nravilos-vsem. И мне тоже этот проект очень нравится.

Яндекс.Метрика